12 марта 2018«Жизнь - это слишком короткое прошлое»


Генерал-майор милиции в отставке Федор Павлович ГУДЕЙ, в прошлом - начальник Госавтоинспекции и глава УВД Гродненщины, несмотря на почтенный возраст, ежедневно за рулем


Ветеран придерживается весьма современных взглядов на жизнь и много внимания уделяет вопросам, с которыми была связана большая часть его профессиональной биографии, организации дорожного движения и работе с нарушителями. Он постоянно сравнивает, как эта деятельность осуществлялась раньше и на чем акцентируется внимание сегодня. О новаторских инициативах Ф. Гудея на Гродненщине наслышано не одно поколение стражей дорожной безопасности. С его подачи возведены здание областной Гос­автоинспекции и первая кольцевая развязка, созданы шокирующие фильмы о резонансных ДТП. Его решения всегда отличались неординарностью, а главное, высокой результативностью.

- Федор Павлович, за время вашей службы в Госавтоинспекции, безусловно, было сделано очень многое. А какие планы реализовать не успели или не получилось?

- Уже тогда начал стремительно увеличиваться уровень автомобилизации. Я понимал, что областной центр нуждается в совершенствовании транспортной сети, расширении некоторых улиц. В голове созрел план строительства объездной дороги вокруг города. Немало проблем доставлял и железнодорожный переезд около Озерского шоссе, который в общей сложности мог быть закрыт для автотранспорта на протяжении 12 часов в сутки, это провоцировало заторовые ситуации. Требовались грамотные и эффективные решения.

С разработанными проектами направился к Сергею Терентьевичу Кабяку - в то время второму секретарю обкома партии. Он всё внимательно изучил и резюмировал: «Ты прав, это нужно делать. Но обустройство дорог - удовольствие не из дешевых, стройматериалы строго лимитированы и в дефиците. Наши предложения не поддержат, пока проблема не обострится. Решение будет, но не скоро». Так и случилось. Сегодня наблюдаю, как усовершенствованные проекты претворяются в жизнь. Строительство объездной магистрали и путепровода на Озерском шоссе осуществилось, например, только в 2011 году.

В целом же в Гродно грамотно и удобно организовано движение. Всё вкупе дает результат и обеспечивает комфортные условия как для пешеходов, так и для автомобилистов.

- Сейчас работа Госавтоинспекции во многом ориентирована на то, чтобы со временем инспекторов на дороге по большей части заменили автоматизированные приборы контроля трафика. Что вы об этом думаете?

- Действительно, фотокамеры - эффективный сдерживающий фактор, который, на мой взгляд, способен укрепить транспортную дисциплину. Однако всецело заменить человека камера или радар вряд ли смогут. По крайней мере, я бы не хотел, чтобы это произошло.

Все нарушения разные - нет одинаковых водителей, не бывает идентичных обстоятельств. Каждый раз нужно вникать в суть произошедшего, отвечать на вопрос: создало ли то или иное нарушение серьезную угрозу для остальных участников движения? Прежде чем принять решение, поставьте себя на место автовладельца: могло ли подобное случиться с вами? Такому подходу в свое время учил подчиненных.

- А за что наказывали строже всего? Чего никогда бы не смогли простить нарушителю?

- Всегда принципиально относился к трем видам проступков: пьянству за рулем, значительному превышению скорости и нарушению правил перевозки пассажиров. Например, раньше работников колхозов часто перевозили в кузовах грузовиков, не предназначенных для этого. Туда набивалось по несколько десятков человек. Едет такая компания, качаясь на ухабах, вдруг один пошатнулся, схватился за соседа, пытаясь удержаться, - и всё… Беда, за бортом уже не один пострадавший, а несколько! За такую халатность всегда сурово карал.

А с иными нарушителями ограничивался беседой. Иногда слово оказывалось более действенным, чем штраф. Но и время было другое, и люди совестливее. Порой поговорю с человеком, выслушаю его аргументы, разъясню свою позицию, а затем даю ему в руки компостер: мол, решай сам, заслуживаешь ли ты наказания… И было немало случаев, когда водитель не только собственноручно делал просечку в талоне, но и благодарил при этом за справедливое отношение. Считаю, для инспектора ГАИ очень важно соблюдать принцип соразмерности наказания.

- Для снижения аварийности на дорогах сегодня применяются такие меры, как оборудование искусственных неровностей, дополнительного освещения возле нерегулируемых пешеходных переходов и многие другие. А как эту проблему решали в 1970 - 1980 годах?

- Схема, которую разработали и практиковали в области, была примерно такой: в конце года изучали наиболее аварийно опасные места на дорогах республиканского значения и на основных городских магистралях. Учитывались все
моменты: количество происшествий, время их совершения, обстоятельства. Эту информацию в виде красных флажков заносили на карту. Затем делалась ее уменьшенная копия для планшетов, которыми пользовались инспекторы ГАИ. Закрепленный за конкретным участком трассы сотрудник, всегда имея под рукой данные о местах концентрации ДТП, принимал решение, где и в какое время ему нужно находиться. Благодаря такому подходу удавалось упреждать многие нарушения и снижать уровень аварийности. Масштабная работа проводилась и с пешеходами, которые тоже не отличались высокой культурой поведения. Правда, в данном случае единственной действенной мерой было наказание рублем.

- Отличался ли процесс подготовки водителей в автошколах от сегодняшнего?

- Одно время ввели в процесс обучения будущих драйверов весьма полезную практику. На базе ГАИ создали небольшую лабораторию, куда я пригласил работать профессионального фотографа. Когда в городе случались серьезные аварии, он вместе с экипажем ГАИ выезжал на место и фиксировал произошедшее на пленку. Затем печатал снимки - к каждому составляли подробную схему ДТП. Всё это отправляли преподавателям автошкол. Курсантам предлагалось подробно разобрать ту или иную ситуацию: откуда двигались участники столкновения, куда пришелся удар, как можно было избежать трагедии и так далее. Это заставляло будущих водителей уже во время занятий задуматься об опасности, которая подстерегает их на проезжей части.

- Период вашей службы в должности начальника милиции общественной безопасности и главы УВД также насыщен событиями. Какие истории навсегда останутся в памяти?

- Вспоминается случай, когда преступник в Гродно взял в заложники женщину с двумя маленькими детьми. Вначале он напал на милиционеров, пытавшихся его задержать, а затем, убегая, заметил на улице семью и, приставив к виску молодой мамы пистолет, затолкал ее с ребятишками в квартиру.

Я возглавил операцию по их освобождению. Всё решилось, когда привезли на место возлюбленную преступника, которая стала умолять его открыть дверь и сдаться. Мужчина отвлекся на разговоры, и заложнице удалось через окно передать стражам правопорядка детей, а затем самой покинуть жилище.

- Если бы можно было начать жизнь заново, стали бы что-то менять?

- Часто вспоминаю день, когда после окончания автодорожного техникума отправился в Гродно. Не представлял, чем буду заниматься. Но сказал себе: нужно работать так, чтобы ко мне ни у кого не было претензий. В каждодневных заботах незаметно пролетели почти четыре десятилетия... Никогда не боялся трудностей, взваливал на себя порой непосильную нагрузку в ущерб здоровью и личным интересам.

Но сегодня на душе легко: я сделал всё, что от меня зависело. Иду по городу с гордо поднятой головой, поскольку осознаю: усилия и труды не прошли бесследно. Это придает сил. Ведь с точки зрения молодости: жизнь - это бесконечно долгое будущее, а с высоты прожитых лет - слишком короткое прошлое...


Беседовала Мария ИРХА.