22 ноября 2013Количество трудовых мигрантов в Беларуси с каждым годом увеличивается

Пресс-релиз

Порядок привлечения иностранных граждан на территорию Республики Беларусь регулируется:

Законом Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» от 30 декабря 2010 г. (далее – Закон);

Единым перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г.;

Инструкцией о порядке выдачи разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, утвержденной постановлением МВД Республики Беларусь от 7 июля 2011 г.

Осуществление иностранными работниками трудовой деятельности допускается в соответствии с положениями Закона и других актов законодательства Республики Беларусь, если занятие свободных рабочих мест (вакансий) не может быть обеспечено гражданами и иностранцами, постоянно проживающими в Беларуси.

Иностранные работники могут осуществлять трудовую деятельность в Республике Беларусь при условии получения специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (далее – специальные разрешения) и заключения трудового договора.

Для трудоустройства в Республике Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – иностранцы), не имеющих разрешений на постоянное проживание, наниматель обязан получить:

разрешение на привлечение иностранной рабочей силы – при использовании труда иностранцев, в количестве, превышающем десять человек;

специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью – на каждого иностранца.

От получения специального разрешения в соответствии со статьей 2 Закона освобождаются иностранцы, не имеющие разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь:

  • которым предоставлены статус беженца или дополнительная защита либо убежище в Республике Беларусь;
  • ходатайствующие о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в Республике Беларусь;
  • приглашенные в Республику Беларусь на срок не более девяноста суток для чтения курса лекций или выполнения другой учебной работы в учреждениях образования Республики Беларусь, обеспечивающих получение высшего образования, повышение квалификации и (или) переподготовку кадров, либо для проведения монтажа (шефмонтажа) оборудования и (или) оказания услуг по обучению персонала эксплуатации этого оборудования;
  • работающие в дипломатических представительствах, консульских учреждениях иностранных государств, представительствах и (или) органах международных организаций или межгосударственных образований, аккредитованных в Республике Беларусь;
  • аккредитованные в Республике Беларусь в качестве журналистов иностранных средств массовой информации;
  • являющиеся руководителями коммерческих организаций с иностранными инвестициями, их филиалов или представительств;
  • являющиеся священнослужителями, приглашенными религиозными объединениями, зарегистрированными в установленном порядке на территории Республики Беларусь, для занятия религиозной деятельностью;
  • проходящие производственную практику в соответствии с программами, образовательными стандартами по специальности, учебными планами и учебными программами учреждений образования Республики Беларусь;
  • являющиеся лицами, обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;
  • трудоустраивающиеся в ином порядке, определенном международными договорами Республики Беларусь.

Одним из основных принципов осуществления внешней трудовой миграции является недопустимость подмены трудовых отношений, вытекающих из трудовых договоров, заключенных с трудящимися-иммигрантами, обязательствами, возникающими на основе договоров, предусмотренных гражданским законодательством Республики Беларусь.

Наниматели Республики Беларусь при привлечении иностранной рабочей силы обязаны:

получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы;
заключить трудовой договор с трудящимся-иммигрантом;
зарегистрировать в подразделении по гражданству и миграции трудовой договор с трудящимся-иммигрантом, заключенный на территории Республики Беларусь, в месячный срок со дня его заключения;
обеспечить за свой счет выезд из Республики Беларусь трудящегося-иммигранта в случае досрочного расторжения трудового договора по требованию трудящегося-иммигранта в связи с нарушением нанимателем Республики Беларусь законодательства Республики Беларусь о труде, коллективного договора или трудового договора с трудящимся-иммигрантом, а также в случае аннулирования разрешения на привлечение иностранной рабочей силы или специального разрешения по вине нанимателя Республики Беларусь, если не имеется иных оснований для пребывания иностранца в Республике Беларусь;
информировать о смерти трудящегося-иммигранта подразделение по гражданству и миграции в целях уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства его гражданской принадлежности или обычного места жительства через Министерство иностранных дел Республики Беларусь;

содействовать выезду трудящегося-иммигранта из Республики Беларусь по истечении срока заключенного с ним трудового договора;

возместить расходы, связанные с депортацией из Республики Беларусь трудящегося-иммигранта, принятого на работу с нарушением порядка осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь, а также в случае аннулирования специального разрешения;

исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

С 1 января 2012 года вступило в силу Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, подписанное 19 ноября 2010 года между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации.

 В соответствии со статьей 3 Соглашения деятельность, связанная с привлечением трудящихся-мигрантов, осуществляется работодателями государства трудоустройства без учета ограничений по защите национального рынка труда, а трудящимся-мигрантам не требуется получения разрешений на осуществление трудовой деятельности на территориях государств Сторон.

Соблюдение нанимателями Республики Беларусь законодательства в области внешней трудовой миграции

Количество иностранцев, въезжающих в Беларусь для работы, с каждым годом растет. Если в 2007 г. число въехавших составляло 1 496 человек, то уже за 9 месяцев т.г. въехало 12,3 тысяч иностранцев (в основном это граждане Украины (4513), Китая (2216), Турции (915), Литвы (864).

Подавляющее большинство трудящихся-иммигрантов въезжает в Беларусь по рабочим специальностям. Так, за 9 месяцев 2013 г. по рабочим специальностям прибыло 8,6 тыс. иностранцев, в качестве квалифицированных рабочих и специалистов 2 тыс., работников, занятых в сельском хозяйстве565, на должности руководителей539, работников сферы обслуживания, торговли565.

Увеличение количества въезжающих на работу иностранцев преимущественно наблюдается по причине:

повышенной активности инвесторов, связанной с увеличением количества реализуемых инвестиционных проектов в республике;

повышенной активности белорусских нанимателей в части привлечения иностранной рабочей силы (Департаментом по гражданству и миграции МВД оформлено 187 разрешений на привлечение иностранной рабочей силы, а за 9 месяцев т.г. выдано 270 разрешений);

повышения мобильности трудовых ресурсов на национальном уровне, что, как следствие сказывается на выезде граждан Беларуси за рубеж, как через субъекты хозяйствования, имеющие лицензии на трудоустройство за пределами Республики Беларусь, так и самостоятельно.

Стоит отметить, что в республике созданы условия для цивилизованного импорта рабочей силы, сформирована необходимая законодательная база в данной сфере. Основополагающим нормативным правовым актом, регулирующим привлечение иностранной рабочей силы в нашу страну, является Закон от 30 декабря 2010 г. «О внешней трудовой миграции», которым регламентирован порядок трудоустройства и осуществления трудовой деятельности в Беларуси иностранцами, не имеющими разрешений на постоянное проживание в нашей стране.

При этом согласно положениям данного Закона осуществление трудящимися-иммигрантами трудовой деятельности в Республике Беларусь допускается лишь в том случае, если занятие свободных рабочих мест (вакансий) не может быть обеспечено гражданами и иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь.

Трудящиеся-иммигранты могут осуществлять трудовую деятельность в Беларуси при условии получения специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь и заключения трудового договора.

Специальное разрешение выдается иностранцу, не имеющему разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, по ходатайству нанимателя Республики Беларусь.

Для использования труда иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Беларуси, в количестве, превышающем десять человек, наниматель Республики Беларусь обязан получить в Департаменте по гражданству и миграции МВД разрешение на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы.

В целях соблюдения должностными лицами и иностранцами требований законодательства Республики Беларусь подразделениями по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома, УВД облисполкомов постоянно проводятся мероприятия по контролю за привлечением нанимателями Республики Беларусь иностранной рабочей силы.

Контрольные мероприятия осуществляются как на плановой, так и внеплановой основе, а также путем проведения мониторингов, в том числе с учетом требований Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности».

Как показывает практика, нанимателями Республики Беларусь не всегда соблюдается законодательство в области привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Кодексом об административных правонарушений Республики Беларусь (ч.4 ст.23.55) предусмотрена ответственность в отношении нанимателей Республики Беларусь, использующих для осуществления трудовой деятельности иностранцев с нарушением установленного порядка (т. е. без специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь либо разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Беларусь) и влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.

Кроме этого в отношении иностранцев, нарушающих порядок занятия трудовой деятельностью, определена мера ответственности по части 1 статьи 23.55 КоАП Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь и влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин или депортацию.
 
 
Телефон доверия
#моямилиция