24 октября 2017«Не ради формализма, а для совершенствования знаний»


В Первомайском РУВД Районное управление внутренних дел столицы с личным составом встретился руководитель Центра политической и экономической социологии Института социологии НАН Беларуси, кандидат философских наук, доцент, член общественного совета при Министерстве внутренних дел Николай Щёкин.

В минувший вторник он выступил на занятии по идеологической подготовке с лекцией на тему «Образовательный потенциал Республики Беларусь».

Сегодня основой общественного развития становятся постоянные инновационные преобразования в разных сферах жизни людей. Вслед за изменениями в экономике перестраиваются и другие подсистемы общества. Возрастает роль информации и знания (научного, экспертного, профессионального, повседневного), возникает потребность в его постоянном и оперативном обновлении, приращении и уточнении. Как отметил белорусский ученый, в этих условиях образование становится важнейшим социальным институтом, обладающим огромным потенциалом, который можно и нужно использовать для развития общества в целом и индивида в частности.

Современное образование должно развиваться по опережающему принципу, то есть не просто оперативно реагировать на изменения в экономике и обществе, но предвосхищать их. Его задача сегодня - готовить специалистов, которые будут востребованы экономикой завтра. По словам Н. Щёкина, образование нуждается в постоянном совершенствовании. Это обусловлено, во-первых, необходимостью регулярно обновлять содержание образования в связи с быстрым устареванием информации и потребностью в оперативном пополнении профессиональных знаний и навыков. Во-вторых, нужны более четкая и тесная связь с рынком труда, соответствие существующего набора профессий и специальностей самым актуальным прогнозам развития рынка трудовых ресурсов. В-третьих, образование должно обладать способностью гибко реагировать на изменение потребностей рынка и осуществлять переквалификацию и повышение квалификации специалистов. Именно соответствие этим требованиям - один из важнейших показателей эффективности социальной политики в сфере образования.

За последние десятилетия отечественная образовательная система претерпела серьезные изменения. Проведена реформа средней школы, введена система двухступенчатого высшего образования. Открыта подготовка по новым специальностям, востребованным на рынке труда.

С сентября 2011 г. вступил в действие Кодекс об образовании. Эти и другие изменения направлены на совершенствование отечественного образования и обеспечение его конкурентоспособности в межстрановом контексте, удовлетворение потребности реального сектора белорусской экономики в квалифицированных кадрах.

Сегодня в стране созданы все условия для полноценного развития личности в той или иной сфере деятельности, считает ученый. При этом потенциала и знаний у белорусской молодежи хватает в полной мере. Но не менее важны постоянное развитие и умение проявлять и совершенствовать этот потенциал. Николай Сергеевич подчеркнул необходимость пополнения багажа теоретических знаний, даже несмотря на наличие практического опыта. Ведь никто не сможет дать гарантии, что человек пойдет только по одному профилю и не сменит сферу деятельности. Тогда теоретическая база очень пригодится.

Данные социологических оп-росов показывают заинтересованность населения в получении высшего образования, его необходимость для трудоустройства и карьеры. Больше половины опрошенных считают, что у человека обязательно должен быть диплом вуза. Отсюда и главная проблема высшего образования - его массовость.

- Не думаю, что это правильно, когда чуть ли не 90% учащихся поступают в вузы. Высшее образование должен получать человек, который способен на это, который видит цель и идет к ней. Обучение в вузе стало модой. Сейчас люди могут добиваться высоких достижений и без высшего образования, - констатировал Николай Щёкин.

Также член общественного совета при МВД остановился на престиже профессии педагога: «Для повышения статуса преподавательской деятельности в числе мер, направленных на индивидуальную подготовку будущего учителя, его мотивацию, важно предусмотреть сокращение «бумажной» составляющей работы педагога, занимающей огромное количество времени. Необходимо, чтобы учителя сами постоянно повышали квалификацию - не ради формализма, а для совершенствования своих знаний, чтобы в последующем передавать их нашей молодежи».

Останавливаясь на вопросах Болонского процесса, ученый заявил, что его надо адаптировать под белорусскую систему. «Людям необходимо думать и размышлять, а Болонский процесс не всегда дает возможность творчески подходить к выполнению задач. К тому же, он не является панацеей - надо искать национальные ключи к выстраиванию белорусского образования», - добавил Николай Щёкин.


Евгений СОКОЛОВСКИЙ.
Фото автора.

Телефон доверия
#моямилиция