8 декабря 2017Повышение качества образования способствует росту экономического потенциала страны


Институт образования, наря­ду с такими ведущими социальными институтами, как экономика, наука, культура, призван обеспечивать социальное воспроизводство и развивать человеческий потенциал. Поэтому образование в современном обществе рассматривается как один из основных неэкономических ресурсов улучшения состояния экономики и общества, а качество образования - в числе ключевых индикаторов экономического и социального развития государства.
Качественное образование, с одной стороны, выступает условием инновационного развития экономики и общества и позволяет оптимизировать решение существующих проблем в этих сферах. С другой - способствует эффективному включению социума в мировые экономические, социальные практики за счет выпуска конкурентоспособных товаров и специалистов. Для этого система образования должна предчувствовать будущие изменения в экономике и обществе, в том числе на рынке труда. Чтобы уже сегодня начинать подготовку специалистов, которые будут востребованы экономикой завтра, необходимы постоянное совершенствование и обновление учебных программ, списка специальностей с гибким реагированием на изменение потребностей рынка.

Сегодня образование также может рассматриваться как один из видов экономических рынков, и тогда задача социальной политики в этой сфере - гармонизировать соотношение спроса и предложения на образовательные услуги. В связи с этим требуются фундаментальные и прикладные исследования, в том числе нужно анализировать, как население оценивает качество услуг и каковы ожидания людей относительно дальнейшего развития этой сферы в стране.

Кроме того, в современных системах высшего образования постсоветских стран, и Беларусь не является исключением, наблюдаются тенденции, связанные с переходом к рыночным принципам организации экономики. К ним относится коммерциализация образования. Здесь сталкиваются интересы многих субъектов: государства, руководства предприятий и вузов, студентов, их родителей, спонсоров. Поэтому чрезвычайно важным становится баланс интересов всех субъектов, так как это способствует стабильному развитию института образования.

Эти явления и процессы говорят о том, что образование требует всё более гибких и оперативных методов управления с ориентацией на долгосрочную перспективу и опорой на обратную связь, саморефлексию. Именно необходимость постоянного реформирования должна быть осознана как неотъемлемый элемент государственной политики в сфере образования, задача которой - эффективно задействовать интеллектуальный потенциал государства для развития всех сфер общества - экономической, политической, культурной.

Отечественная система образования совершенствуется с учетом потребности реального сектора белорусской экономики в квалифицированных кадрах. При этом Беларусь, как и многие страны, сегодня сталкивается с проблемой уменьшения численности трудоспособного населения и увеличения среднего возраста работников. Эти процессы негативно отражаются на состоянии рынка труда, способствуют снижению качества трудовых ресурсов, приводят к увеличению нагрузки на работающих граждан.

По прогнозам специалистов, в ближайшие десятилетия ожидается дальнейшее сокращение трудового потенциала страны и старение ее рабочей силы. Это является серьезным вызовом для экономики нашего государства и порождает необходимость поиска мер, направленных на оптимизацию использования имеющихся в стране трудовых ресурсов, в частности, за счет обеспечения более эффективного участия людей старших возрастов в производственных процессах. В такой ситуации этого можно добиться, прежде всего, путем использования возможностей систем образования и здравоохранения, что, в свою очередь, будет способствовать раскрытию интеллектуального и творческого потенциала работников, а также сохранению их здоровья и работоспособности на протяжении длительного времени. Такая стратегия уже реализуется, например, в скандинавских странах. Считаю, она является весьма перспективной и для Беларуси, но, естественно, при условии ее тщательной адаптации с учетом национальной специфики.

Объем государственных расходов на образование в нашей стране достаточно высок: в последние десять лет он колебался в районе 5 - 6% от ВПП. Такой уровень расходов сопоставим с аналогичным показателем в других странах Центральной и Восточной Европы, США и Канады.

Некоторые внутренние проблемы отечественного образования негативно отражаются на его качестве и конкурентоспособности. Они связаны, в частности, с недостаточностью меж­дисциплинарной подготовки, которую специалисты получают в профессиональных учебных заведениях. Это касается как структуры учебных планов и содержания учебных программ, требующих учета смежной тематики, так и формирования мышления современного специалиста, который был бы в состоянии принимать участие в междисциплинарной коммуникации и решении соответствующих задач. В Беларуси потребность в усилении такой подготовки осознана, и уже существуют организации, структурные подразделения, аналитические лаборатории и научные коллективы, включающие специалистов разного профиля, работающих для решения сложных задач на стыке различных областей науки и техники. Это направление требует развития.

Также актуальна необходимость расширения возможностей для более высокой мобильности студентов и преподавателей. Надо развивать практику студенческих обменов и преподавательской работы, например, на условиях гостевых курсов, лекций - сначала между вузами внутри страны. Реализовать эту задачу на внутреннем уровне значительно легче, поскольку нет проблемы языкового и культурного барьера, не нужны переезды на большие расстояния.

Еще одна серьезная проблема, считаю, заключается в дефиците специалистов, имеющих профподготовку в инновационной области, которые обладали бы необходимыми знаниями и навыками по внедрению новых технологий в отечественное производство, на предприятиях реального сектора экономики. Причина этого явления заключается, прежде всего, в несформированности системы подготовки кадров для инновационной деятельности.

Кроме того, было бы продуктивно в рамках профессио­нального обучения уделять больше внимания творческой подготовке будущих специалистов, например, чаще ориентировать их на выполнение задач, которые требуют креативных решений, стимулировать инновационную и исследовательскую активность.

Итак, образование в современном обществе - чрезвычайно значимый и востребованный институт. И от того, насколько оно способно идти в ногу со временем, реагировать на изменения и перестраиваться, во многом зависит эффективность функционирования других важнейших сфер общества, в частности экономики. Развитие образования в нашей стране имеет как положительные, так и отрицательные тенденции. Сегодня существует потребность в совершенствовании образовательной подготовки в сельских школах, решении кадровых проблем в образовании, улучшении подготовки в области иностранных языков в отечественных учебных заведениях, расширении возможностей образовательной и профессиональной мобильности для учащихся и педагогов на разных уровнях образования, дальнейшем стимулировании научно-исследовательской работы студентов вузов.

В связи с этим следует продолжать планомерную работу по преодолению недостатков национальной образовательной системы и развитию ее позитивных аспектов, что поможет повысить качество и конкурентоспособность образования. А это, в свою очередь, будет способствовать росту интеллектуального потенциала страны, укреплению нацио­нальной безопасности, более эффективному внедрению инновационных разработок, обеспечению динамичного, эффективного, устойчивого развития страны, повышению престижа отечественного образования и его востребованности за рубежом.


Николай ЩЁКИН,
кандидат философских наук, доцент, член общественного совета при МВД.