22 декабря 2017Отметка преткновения


По официальной информации, более миллиона автомобилей в нашей стране не прошли техосмотр. Эта тема стала широко обсуждаться после аварии, произошедшей в начале зимы. Тогда в столице на проспекте Победителей водитель грузовика совершил наезд на пешеходов, в результате чего пострадали несколько человек и погибла 11-летняя девочка. По предварительным данным, причиной происшествия стала поломка в тормозной системе автомобиля, который последний раз проходил техосмотр в 2015 году. Чтобы выяснить, почему водители подвергают риску свои и чужие жизни, корреспонденты «НС» отправились в рейд с сотрудниками ДПС Дорожно-патрульная служба ОГАИ Отдел Государственной автомобильной инспекции Октябрьского РУВД Районное управление внутренних дел Минска.

Вместе со старшим инспектором майором милиции Николаем АБРАМУШИНЫМ и инспектором капитаном милиции Владимиром МОЛОЧКО отправляемся на ближайший перекресток.

- Сегодня эксплуатируется огромное количество автомобилей, не прошедших гостеххосмотр. Выявляем нарушения почти у половины водителей транспортных средств, - вводит в курс дела Владимир Владимирович. - Такая тенденция прослеживается с тех пор, как в 2014-м ввели гос­пошлину за выдачу разрешения на допуск к участию в дорожном движении или так называемый дорожный налог. Без его уплаты нельзя получить заветную отметку в сертификате. Сегодня, чтобы пройти ТО, владельцу авто, например, от полутора до двух тонн старше десяти лет, нужно заплатить шесть базовых величин, или 138 рублей. Многие граждане считают, что им дешевле заплатить штраф, чем оформить документы надлежащим образом. К слову, за управление транспортным средством, не прошедшим гостехосмотр, предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа от одной до трех базовых величин, при повторном в течение года аналогичном нарушении - от двух до пяти базовых величин.

Неоправданная принципиальность
Прибыв на место, милиционеры останавливают «Опель». На его лобовом стекле отсутствует наклейка, свидетельствующая о прохождении ТО. Водитель поясняет: купил машину два года назад, а на диагностической станции так и не побывал. Он собирается отправиться за сертификатом, как только закончит ремонтировать «ласточку», при этом признается: уже не первый раз его останавливают сотрудники ГАИ и общая сумма уплаченных штрафов практически сравнялась с транспортным налогом. По поводу безопасности на дороге автомобилист не беспокоится, так как считает себя опытным драйвером, который в состоянии вовремя заметить и устранить неисправность. Владимир Молочко, составив протокол, советует мужчине в кратчайшие сроки пройти технический осмотр.

Следующий нарушитель про­сит сотрудников войти в положение и строго не наказывать. Он уверяет, что на прохождение ТО у него нет времени. А еще молодой человек не считает опасным ездить с непройденным техосмотром, ведь аварии из-за неисправностей транспортных средств, по его мнению, случаются редко. Тут инспектор обращает внимание на бампер авто. По характеру деформации понятно, что оно недавно побывало в ДТП. Автовладелец признается, что по невнимательности, заезжая на парковку, зацепил соседнюю машину.

Пожилой водитель «Ниссана» сообщил, что не проходит техосмотр принципиально: в прошлом году пенсионерам отменили льготу по оплате транспортного налога.

У владельца «Форда» помимо сертификата о прохождении гостехосмотра отсутствует водительское удостоверение. Его он лишился несколько лет назад за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Мужчина уже может восстановить
документ, однако почему-то предпочитает нарушать ПДД, за что уже привлекался к административной ответственности. Капитан милиции отстраняет водителя от управления транспортным средством и эвакуирует «Форд» на штрафстоянку.

Вместе с Николаем Абрамушиным следуем на диагностическую станцию № 25, где жители Октябрьского района обычно проходят техосмотр. Выявить поломку лучше до поездки Директор технического центра Сергей КРИЩИК не скрывает беспокойства по поводу резкого увеличения количества клиентов, которые игнорируют требования о прохождении техосмотра из-за высокой гос­пошлины. Например, несколько лет назад здесь ежедневно обслуживались более 100 автомобилей, сейчас эта цифра едва достигает 30. Аналогичная ситуация наблюдается во всех подобных учреждениях столицы.

- Помню, лет 20 назад в Минске функционировала всего одна диагностическая станция и, чтобы получить отметку в талоне, горожане, бывало, стояли в очереди по несколько дней. Ни у кого не возникало мысли пренебрегать проверкой технического состояния своего транспортного средства, - сетует Сергей Викторович. - Сегодня только в нашей организации открыты три современные диагностические линии, которые дают возможность за максимально короткое время произвести полную проверку автомобиля и получить заключение. Наш коллектив на протяжении долгого времени создавал комфортные условия для водителей. У нас сформирована команда высококвалифицированных специалистов, внедрены новые технологии и увеличен спектр оказываемых услуг. В режиме онлайн клиенты могут выбрать удобное время прохождения гостехосмотра и на месте, в специализированном магазине, приобрести всё нужное - от аптечки до зимней резины, а при необходимости и отремонтировать автомобиль на СТО, завершив его проверку в тот же день.

Сергей Крищик рассказывает, что многие водители ожидают отмены госпошлины, уменьшения ее размера либо предоставления других послаблений. К слову, положения, регулирующие эти вопросы, обсуждаются на законодательном уровне. например, недавно стало известно, что с начала 2018 года новым владельцам авто не нужно будет проходить техосмотр. Однако Сергей Викторович отмечает: нужно жить по сегодняшним правилам. Водитель обязательно должен быть уверен в исправности тормозной системы, рулевого управления и внешних световых приборов. Транспортные средства со временем выходят из строя. Если поломка случится на дороге - ДТП не избежать. Выявить проблемы можно при прохождении гостехосмотра.

Директор предприятия уверен, что выход из проблемной ситуации есть. По его мнению, необходимо создать такие условия, чтобы штрафы за эксплуатацию транспортных средств, не прошедших гостехосмотр, существеннее били по карману.

А еще Сергей Крищик уверен, что «письма счастья» должны приходить не только превышающим скоростной режим, но и владельцам транспорта без отметки о прохождении ТО.

Экономить или рисковать?

Тем временем на одну из линий технического контроля заезжает «Хонда». Пока инженер по техническому осмотру транспортных средств проводит контрольно-диагностические работы, ее водитель делится мнением.

- Всегда слежу за исправностью своего автомобиля, - говорит он. - Иначе и быть не может, ведь у меня двое детей и жена, за безопасность которых отвечаю. Очень жаль, что наши граж­дане не понимают: игнорируя прохождение техосмотра, они вовсе не экономят, а рискуют собственной жизнью и здоровьем окружающих.

К слову, жители Германии не садятся за руль автомобиля без техосмотра: нарушение грозит огромным штрафом. Кроме того, страховка на такие авто не действует. Это значит, что при ДТП придется взять на себя все расходы.

На дорогах Испании установлены радары, которые следят, есть ли у попавших в объектив камеры машин отметка о прохождении техосмотра.
А в России без нее невозможно застраховать автомобиль.
В нашей стране открытым остается вопрос: может ли участник дорожного движения, который заплатил госпошлину и получил штамп в сертификате о прохождении гостехосмотра, быть уверенным, что у соседа по потоку не откажут тормоза или не отвалится колесо.


Компетентный комментарий
Заместитель начальника ОГАИ Отдел Государственной автомобильной инспекции Октябрьского РУВД Районное управление внутренних дел Минска подполковник милиции Алексей МИЛЕВСКИЙ:
- В текущем году на территории нашего района не зарегистрировано ДТП, совершенных по причине технических неисправностей транспортных средств. Однако нарушение правил эксплуатации автомобилей - одно из распространенных. За 11 месяцев за управление транспортными средствами, не прошедшими в установленном порядке гостех­осмотр, к административной ответственности привлечены около полутора тысяч водителей, треть из которых - повторно в течение года.

Инспекторы ГАИ выявляют недобросовестных автомобилистов не только на дорогах столицы. Сотрудники группы технадзора контролируют около 30 организаций, где используется более 50 единиц техники или хотя бы один автобус. Случается, водители предприятий сами сообщают, что их руководители требуют работать на автомобилях с непройденным техосмотром, а также с техническими неисправностями, при наличии которых запрещается участие в дорожном движении. Ни один подобный факт не оставляем без внимания.

В нынешнем году госавтоинспекторы группы технадзора провели 51 обследование, привлечены к ответственности около
30 должностных лиц, в организации направлено 51 предписание.

Тамара ГОРЛАЧ.
Фото Альберта ЕРМАКОВА, газета "На страже".