5 января 2018Виктор ЕЛИСЕЕВ: «С удовольствием приедем в Беларусь»

Двух действующих российских генералов, имеющих отношение к органам внутренних дел, без труда, наверное, назовет любой белорус - Министра внутренних дел Владимира Колокольцева и художественного руководителя и главного дирижера Академического ансамбля песни и пляски внутренних войск Виктора Елисеева.

Пусть некоторое время назад музыкальный коллектив вошел в состав Национальной гвардии, а значит, теперь не имеет отношения к полиции, однако для его почитателей в нашей стране сей факт мало что поменял - любимый коллектив по-прежнему считают родным.

Продумывая командировку в Москву, в первую очередь надеялась встретиться именно с Виктором Петровичем. Правда, кое-кто из коллег посчитал мое желание несколько дерзким, ведь в напряженном графике народного артиста России редко выпадает свободное окно: репетиции, выступления, записи песен, гастроли, деловые встречи и многое другое. Но благодаря помощи руководства Объединенной редакции МВД России договоренность о встрече была достигнута.

Однако она оказалась под угрозой срыва из-за извечных московских пробок. Поняла, что мы застряли всерьез и надолго, когда водители стали привычно закуривать, облокотясь на крыши своих авто… Кинув служебное транспортное средство где-то в районе Садового кольца, вместе с напарником нырнули в метро, которое в считаные минуты доставило нас на Лубянку. Немного растерялись, так как, оставшись без российского коллеги, который сидел за рулем нашей машины, не знали, куда двигаться дальше. Помощь пришла в лице сотрудников ГИБДД, которых в том районе на наше счастье оказалось немало. Вопрос «Как пройти к генералу Елисееву?» тут же помог оказаться в месте назначения.

Виктор Елисеев встретил нас на пороге своего кабинета в непривычной для многих гражданской одежде, но с неизменной добродушной улыбкой.

У истоков
- Виктор Петрович, всегда считала, что ваш коллектив создан в 1973 году. Но недавно услышала, что он имеет довоенную историю и, выступая буквально под пулями, артисты поднимали дух советских бойцов в начале Великой Отечественной войны…

- В 1939 году по инициативе Народного комиссара внутренних дел СССР Лаврентия Берии в этом правоохранительном ведомстве создали десять творческих коллективов, среди которых и наш - Центральный ансамбль песни и танца НКВД СССР. Кстати, в годы войны ансамбль дал 1711 концертов и 130 выступлений по радио, в том числе спецтрансляции на зарубежные страны. Коллектив награжден медалями «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.».

Появился такой коллектив и в Беларуси. История его, к сожалению, трагична. Вскоре после начала наступления фашистов он был расформирован с формулировкой «по убытию». Вы понимаете, что это значит?

- Все погибли?
- Да. Музыканты попали в окружение, из которого смог выйти только один из них.

А Центральный ансамбль песни и танца НКВД СССР в мирное время стал мощнейшим коллективом, объединявшим около 650 артистов. Причем отдельное его крыло занималось театральными постановками. Коллективу отвели в Москве четыре здания, в том числе и то, в котором мы с вами сейчас находимся. Одно время им руководил родной брат известного композитора Зиновий Дунаевский. Во главе балетной труппы стоял известный хореограф Асаф Мессерер. Кроме того, здесь трудились композиторы Юрий Силантьев и Карен Хачатурян, певец Иван Шмелёв, кинодраматург Даниил Храбровицкий, будущий режиссер Театра на Таганке Юрий Любимов. Однако во времена Никиты Сергеевича Хрущёва решили, что стране достаточно иметь один военный ансамбль, поэтому, сделав ставку на ансамбль песни и пляски имени А. В. Александрова, коллектив НКВД расформировали.

- Насколько трудно было всё воссоздавать в 1973 году?

- Утвердить штат - сложность немалая. Но в те годы внутренними войсками МВД СССР руководил генерал-полковник Иван Яковлев (с 1980 года генерал-армии - Авт.), а заместителем начальника Политического управления внутренних войск МВД СССР был Юрий Чурбанов (с 1980-го - первый заместитель Министра внутренних дел, с 1981-го - генерал-полковник - Авт.), который, будучи зятем Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева, обладал исключительным влиянием. Этот тандем и создал наш ансамбль.

Не менее сложно было найти артистов, так как существовало немалое количество мощнейших коллективов, имевших колоссальные традиции и выезжавших за границу. Русский народный хор имени М. Е. Пятницкого, ансамбль народного танца Игоря Моисеева, ансамбль Александрова, Государственный академический хореографический ансамбль «Березка» - этот список можно продолжить. Первое время нам приходилось комплектоваться по остаточному принципу, однако удавалось находить хороших специалистов, которые закреплялись в коллективе. К примеру, главный хормейстер заслуженная артистка России Людмила Богомолова, а также главный балетмейстер народный артист России, академик Анатолий Радюк.

Мы постепенно набирали силу и двигались вперед, завоевывали площадки. Впервые поехали за рубеж в 1977 году благодаря договоренности Юрия Чурбанова с МВД Болгарии. Со временем гастролировали не только по странам Восточной, но и Западной Европы. Много ездили сначала по Советскому Союзу, а потом по России...

- …и побывали, наверное, во всех горячих точках.

- Поддерживать боевой дух солдат - миссия каждого военного ансамбля. Так повелось еще с петровских времен, когда были созданы первые подобные коллективы, и мы чтим эти традиции. Действительно, побывали практически во всех горячих точках страны. Только в Чечню выезжали 15 раз. Выступали в том числе и в госпиталях. Горд тем, что ни один артист не отказался от столь опасных поездок. Скажу больше, обижались те, кто по каким-либо причинам был вынужден остаться в Москве.

- Сложно ли стать участником вашего коллектива?

- Нужно иметь талант. Кандидаты сами приходят к нам, так как ансамбль уже достаточно известный. Сейчас, кстати, в нашем составе - четыре народных и 25 заслуженных артистов России.

- Правда, что вы воспитали Антона Макарского?

- У нас служат как штатные артисты, так и солдаты. Антон пел у нас в хоре во время срочной. Это очень хороший, светлый парень. Требовал, конечно, от него по полной программе. Чтобы потом было легче в жизни, новобранцы должны проходить определенную школу. Вот и он получал навыки мойки коридоров, выполнял и некоторые другие поручения. Кстати, тем же занимался и я во время службы в армии. Как иначе? Он талантливый человек. Видите, как у него складывается судьба сейчас? Дай ему Бог.

Репертуарная политика
- Вы сразу отказались ограничивать репертуар исключительно патриотическими песнями?

- Как правило, аудитория военных ансамблей - возрастные слушатели, но на наши концерты приходит немало молодежи, которой интересны современные композиции в оригинальной обработке. Кроме того, они знакомятся и с патриотическими музыкальными произведениями, через которые впитывают наши традиции.

А поем действительно почти всё: солдатские песни (от петровских времен до современных), народные и былинные, а также классику и популярные сейчас каверы - российские и зарубежные. В нашем репертуаре также немало духовной музыки. Недавно мы гастролировали в Реймсе, который во Франции называют городом шампанского и принцев. В местном костеле а капелла исполнили полуторачасовой концерт православной и народной музыки. Несколько лет назад записали кавер-версию песни Get lucky. Признаюсь, не ожидали, что за два дня в Интернете клип просмотрят почти десять миллионов человек. В итоге композиция так полюбилась публике, что в 2014 году выступали с ней на открытии Олимпиады в Сочи. Причем, небывалый случай: вышли к зрителям в форме. Кроме нас ни один военный коллектив не выступал на открытии главных стартов четырехлетия. Мы же имели аналогичный опыт еще в 1980 году, но тогда выступали в гражданской одежде.

- Всё же нужна немалая смелость, чтобы ввести в репертуар ведомственного коллектива современные хиты. Спеть Sex Bomb и исполнить танец живота в форме отважится далеко не каждый. Как на подобное творчество реагировало руководство Министерства внутренних дел?

- Мы же не выставляем себя секс-бомбами, а поем с иронией, без пошлости. Нормальный человек воспринимает эту песню адекватно.

- Какую песню брать в репертуар, решаете единолично?

- В художественный совет входят 15 человек, среди них и представители вышестоящих организаций, российские деятели искусств. Собираясь раз в несколько месяцев, обсуждаем также репертуарные вопросы. Ансамбль пользуется популярностью, поэтому нам присылают десятки авторских произведений. Каждое прослушиваем, а потом выбираем, что нам подходит, или рекомендуем показать материал другому коллективу. Порой сами находим интересные современные аранжировки. К примеру, очень люблю композитора Анатолия Доровских. Его песню «Командир» считаю олицетворением офицерства наших дней. Она о переживаниях командира, который не смог уберечь своего солдата.

- Какие языки в активе артистов?

- Английский, французский, немецкий, арабский, китайский, японский, монгольский… Выезжая за рубеж, обязательно готовим два-три произведения, которые было бы приятно услышать местным слушателям. Например, из-за того, что в Китае гастролировали 12 раз, в нашем репертуаре накопилось около двух десятков произведений.

- Если с английским и немецким проще, то как поставить китайское и японское произношение? Ведь сильный акцент может иметь эффект, противоположный тому, на который рассчитываете.

- Без всякого приукрашивания говорю: у нас есть такие исполнители, которых китайские слушатели понимают лучше, чем соотечественников. Помогает хорошее восприятие интонации, которое есть у любого музыканта.


Зарубежные гастроли
- Почему вас за границей представляют под названием Тhe Red Army Choir MVD Academic Ensemble или Academical Ensemble IF MIA RF Red Army?

- «Красная Армия» - фантазийное название, которое при выступлении за рубежом используем не только мы, но и артисты из Беларуси и Украины. Но ни в коем случае не хотим присваивать себе чужую славу, поэтому в России никогда так не представляемся. Скажу больше: это было бы глупо. Однако так уж сложилось, что слушатели нередко путают все подобные коллективы.

Кстати, право на название Тhe Red Army нам пришлось отстаивать в суде. Однажды импресарио, который устраивает наши заграничные гастроли, попросил прислать документы, удостоверяющие, что мы военный ансамбль. У меня возник резонный вопрос: «Для чего?» Оказывается, представитель ансамбля Александрова написал в газете «Фигаро», что мы не имеем отношения к армии, так как никогда не воевали и так далее. Даже ставилось под сомнение мое специальное звание. Признаюсь, меня это возмутило. Чтобы докопаться до истины, с помощью ФСБ работали в архивах, где нашли доказательства, что внутренние войска, или войска НКВД, входили в состав армии, а все их музыкальные коллективы назывались красноармейскими. Поэтому на такое название мы имеем полное право. И опять же, мы именуем себя не просто ансамбль Красной армии, а обязательно - песни и пляски внутренних войск России «Красная Армия» под управлением генерала Елисеева. В итоге александровцы проиграли девять судов. Кстати, по поводу этой ситуации мы ни разу не высказывались в прессе. Вы первая из журналистов, с кем говорю об этом. Но мы сейчас пошли по другому пути. Коллектив уже находится в составе национальной гвардии... Вы сталкивались с термином красногвардеец?

- Конечно.

- Впредь будем называться ансамблем Красной Гвардии, что соответствует действительности. И этого у нас уже никто не отнимет.

- Вы много выступаете с иностранными звездами, среди которых Мирей Матьё и Селин Дион. Кто становится инициатором такого сотрудничества?

- Европейские импресарио, которые занимаются организацией наших зарубежных гастролей, заинтересованы, чтобы на концерты приходило максимальное число зрителей. Поэтому они и придумывают такие интересные связки. В итоге кто-то идет на исполнителя, кто-то на ансамбль. Так и собираются полные залы. С Селин Дион, к примеру, мы отыграли 17 концертов. В Германии работали с Хеленой Фишер, а также с известным певцом Хайно.

- Наверное, сложно гастролировать за границей таким большим коллективом?

- Обычно выезжают 90 - 100 человек. Но в Мексику, к примеру, мы брали 137 человек, в Северную Корею - 148. Не скрою, организация наших турне - дело трудоемкое, но мы привыкли. Многие процессы у нас отточены до такой степени, что в гостиницах артистов не видно и не слышно. И это немало удивляет хозяев, которые нередко признаются, что впервые сталкиваются со столь примерным поведением многочисленного коллектива. Хотя, признаюсь, когда только начинали гастролировать, случалось всякое. Однажды в Бразилии поселились в отеле. Предки его владельца - выходцы из России, поэтому он относился к нам как к родным - каждого встречал конфеткой, ездил на спектакли и так далее. Но однажды вернулись в номера и все разом включили плитки, а электропроводка в гостинице не выдержала. Утром хозяин попросил собрать коллектив: «Дорогие друзья. Я под таким впечатлением от вашего концерта. Вы перевернули мою душу. Я очень тронут и благодарен. Но у меня к вам единственная просьба: не думайте, что моя гостиница - это Братская ГЭС». Я тут же распорядился, чтобы после концерта первым кушал хор, так как его участники всегда самые голодные, через полчаса могут включать плитки музыканты оркестра, а только потом - балет. За неделю, которую мы жили в этой гостинице, больше никаких чрезвычайных происшествий не возникло. Сейчас все процессы отлажены таким образом, что на гастролях коллектив работает как часы.

А потому управлять таким составом нетрудно.

- Прочла в Интернете, что однажды вас забыли в гостинице…

- Меня? Это сказки. Но в Греции была другая история. Мы плыли на огромном пятиэтажном пароме. Когда перед высадкой стали пересчитывать артистов, то оказалось, что трое из 95 отсутствуют… Стоянка же всего десять минут. Я, переводчица и инспектор балета побежали их искать. И получилось так, что они успели сойти на берег, а мы - нет. Так и плыли три часа до какого-то отдаленного острова. Чтобы вернуться к своим, пришлось брать водное такси.


О личном
- Виктор Петрович, у вас военные корни: дядя сражался в рядах Чапаевской дивизии, отец вернулся с Великой Отечественной войны с пятью орденами. Вы целенаправленно шли к тому, чтобы стать военным музыкантом?

- Думаю, будет правильней сказать, что так повернулась моя судьба. Избрав для себя стезю музыканта, в 1969 году окончил Государственное музыкально-педагогическое училище имени Октябрьской революции (ныне - МГИМ имени А. Г. Шнитке), в 1976-м - Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по классу хорового дирижирования. Поскольку попал в военный ансамбль, то надел погоны. Первое офицерское звание - лейтенант - получил в 1977 году. Через 20 лет стал генерал-майором.

- Были ли до вас во внутренних войсках музыканты-генералы?

- Нет. Более того, кроме меня столь высокое звание носили только руководители Академического дважды Краснознаменного, ордена Красной Звезды ансамбля песни и пляски: Александр Васильевич Александров, имя которого носит коллектив, его сын Борис Александров, а также мой друг Валерий Халилов. Правда, последний пришел в ансамбль, уже будучи генерал-лейтенантом, с должности начальника Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

- Как пришло осознание того, что нужно оставить дирижерскую палочку и взять в руки микрофон?

- В институте параллельно окончил три курса вокального факультета. Но потом решил, что мне больше нравится дирижировать. Однако иногда позволяю себе солировать. Кстати, мой отец обладал великолепными вокальными данными - у него был бесподобный лирический тенор, как у Сергея Лемешева.

- Что вас подвигло участвовать в музыкально-развлекательной телевизионной программе «Две звезды», выходившей на «Первом канале»?

- Однажды мне позвонил музыкальный менеджер и телепродюсер Юрий Аксюта и сказал: «Виктор Петрович, мы знаем, что вы поете. Хотим предложить вам выступить дуэтом с Екатериной Шавриной. Только один раз. Нам больше не нужно». В итоге мы прошли шесть туров.

- А не обидно вам, профессиональному музыканту, окончившему три курса института по классу вокала, уйти после шестого тура, а не дойти до финала?

- Я изначально понимал, что это игра, поэтому обижаться не нужно. Просто хорошо было. Попели. Катя очень талантливый человек. Мне с ней было удобно. Короче, всё нормально.

- Виктор Петрович, несмотря на то, что вы действующий генерал, вы имели отношение к общественному совету при МВД России. Расскажите об этом подробнее.

- Вы правильно заметили, что как действующий сотрудник Министерства внутренних дел входить в это общественное образование не имел права. Однако в какой-то мере участвовал в его создании. В частности, порекомендовал Илью Резника на должность председателя. Мое предложение приняли, и он шесть лет руководил этой организацией.

- Вы часто выступаете на сольных концертах звезд российской эстрады. С кем наиболее тесно поддерживаете творческие и человеческие отношения?

- Наверное, с Олегом Газмановым и Денисом Майдановым. Но на первом месте, конечно, Иосиф Кобзон. У нас с ним на нашей звукозаписывающей студии записано больше 600 песен. Царствие небесное Дмитрию Хворостовскому, с которым у нас был целый цикл концертов в России и Армении. Мы подружились, строили большие планы, но вот случилась беда… Ему очень нравилось петь в военном коллективе. В последний раз он мне звонил в июле. Его голос настолько изменился, что я его едва узнал: «Виктор, хватит военных песен. Давай с тобой романсы споем! Сделаем целый цикл». Я поддержал эту идею. Но видите, как всё обернулось…

- А в Беларуси друзья есть?

- У вас много выдающихся артистов. Мы близко дружили с Владимиром Мулявиным, Ядвигой Поплавской, Виктором Вуячичем, военным дирижером Львом Мурановым…

- Наша страна не стоит в гастрольных планах?

- Приглашайте, с удовольствием приедем. Очень люблю Беларусь. Много раз бывал в ней, посетил практически все крупные города. Постоянно через вас ездим на гастроли в Германию.


Беседовала Ольга КОЗДЕРКО, "На страже".
Фото из Интернета.



Досье «НС»
Виктор Петрович ЕЛИСЕЕВ - советский и российский хоровой дирижер и педагог. Народный артист РСФСР Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (1988).
После срочной службы в 1969 - 1971 годах был хормейстером самодеятельного ансамбля своей части. В Академическом ансамбле песни и пляски работает на разных должностях с 1973 года: хормейстер (1973 - 1977), главный хормейстер - заместитель начальника ансамбля и дирижера (1977 - 1985), начальник - художественный руководитель (с 1985 года).

С 1998 года - профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

Награжден орденом Почета, орденом Дружбы, Почетной грамотой Президента Российской Федерации.
Почетный сотрудник МВД СССР.

Телефон доверия
#моямилиция