16 сентября 2015Слово - члену общественного совета при МВД

Дискуссии, которые ведутся в нашем обществе вокруг политических вопросов и, вообще, вокруг жизненных проблем, вполне понятны. Достаточно вспомнить начало 90-х годов прошлого столетия. Тогда наши граждане не только были обмануты вывесками «приватизация», «рыночные реформы», «демократия», но и сами обманывались в своих иллюзиях получить, например, две «Волги» на ваучер и жить, как на Западе. На практике вышло так, как и должно было выйти: разного рода проходимцы, криминальные и антигосударственные элементы, которые были вне закона в советское время, выползли на божий свет и прихватили государственное имущество, а облапошенным гражданам оставили, так сказать, рыночные цены и рыночную зарплату, то есть нищенство и деградацию. Масштабность разрушительных процессов в той или иной мере была характерна для всех постсоветских республик.

Беларусь первой из них опомнилась и остановилась в этом движении к деградации и катастрофе. Заслуга в этом, бесспорно, нашего народа, который быстро уловил несправедливый, грабительский характер так называемого реформаторства. То, что наши граждане в конечном счете не купились на приманки политических шарлатанов, было обусловлено высоким интеллектуальным потенциалом белорусского общества.

Как известно, экономика респуб-лики на 80% была ориентирована на союзный и мировой рынки. На белорусских предприятиях концентрировалась высококвалифицированная рабочая сила, по своему содержанию ничем не уступающая или, по крайней мере, приближающаяся к уровню работников интеллектуального труда. Поэтому низкопробная демагогия так называемых реформаторов о реструктуризации экономики в целом, промышленности в частности, повальной фермеризации сельского хозяйства, «европейских ценностях» и о якобы «национальном возрождении» в угоду западным фондам практически не пользовалась доверием граждан, ибо для наших людей была очевидна вся неграмотность и провокационность подобных рассуждений и программ реформирования. Именно высокий интеллектуальный фон белорусского общества лежал в основе победы Александра Лукашенко на президентских выборах в 1994 году. Белорусский лидер адекватно реагировал на общественные настроения, прекрасно сознавая, что без поддержки и доверия народа никакая власть долго не удержится. В результате произошло резонансное наложение интеллектуального и нравственного потенциала белорусского народа на справедливую политику Александра Лукашенко, что сразу же стабилизировало и оптимизировало социально-политическую систему государственного управления и общую ситуацию в республике. Главное заключалось в том, что А. Лукашенко, как выходец из крестьянской семьи, не потерял генетической связи с простыми людьми. Президент последовательно проводил политику, близкую, созвучную чаяниям соотечественников. В отличие от политиков-аппаратчиков и политиков-резонеров он был искренен с людьми, говорил на их языке и был воспринят ими как свой. Люди действительно поверили и доверили ему свою судьбу и судьбу страны. В итоге началось восстановление социально-нравственной системы ценностей нашего общества, был возвращен утраченный смысл жизни. Смысл жизни, выражавшийся в уважении к своей истории, так сказать, к своим алтарям и очагам.

И сегодня консолидированное общественное мнение республики устойчиво фиксирует факт единства политики Главы государства и народа, факт народности белорусского лидера. Поэтому предстоящие президентские выборы следует рассматривать не как очередную электоральную кампанию, которые мы наблюдаем в США и западноевропейских государствах, а как подтверждение судьбоносного исторического выбора белорусского народа, сделанного в конце прошлого века.

Дело в том, что сегодняшнее внутреннее и международное положение страны не позволяет нам всем формально относиться к проблеме дальнейшего существования и развития Беларуси. Со всей ответственностью надо понимать, что идет острое информационно-идеологическое противоборство между антиисторическими силами во главе с США, стремящимися к установлению однополярного мироустройства и захвату мировых ресурсов, и силами социального прогресса и социальной справедливости в лице мирового гражданского общества (незападные страны, левые партии, антиглобалисты, профсоюзы, демократические молодежные организации, объединение интеллектуалов), ориентированного на строительство многополярного мира, мира, в котором все люди, народы, страны являются равноправными партнерами. Именно поэтому общественная поддержка Главы государства, зарекомендовавшего себя на всём протяжении своей государственной деятельности настоящим подвижником в деле защиты интересов народа и строительства справедливого мирового порядка, на предстоящих выборах приобретает судьбоносное значение.

Резонерствующие демагоги упрекают Александра Лукашенко в том, что под видом идеологии белорусского государства он, дескать, стремится обосновать идеологию правящего режима. В чем здесь проблема? Разумеется, между понятиями «идеология государства» и «идеология правящего режима» есть разница. Государство представляет собой определенную цивилизационную, этническую, социальную, культурную общность, то есть всеобщую волю данного социально-политического организма. В этом смысле идеология государства тождественна идеологии народа с присущими ему социально-политическими и нравственными ценностями, которые сформировались на протяжении его исторического развития. Эти ценности, образно говоря, закреплены в генетическом коде данной нации, в ее ментальности. Вот почему всякие попытки изменения национальной системы ценностей, к чему так безумно призывают так называемые «европеизаторы», когда толкуют о невосприимчивости белорусов к «европейским ценностям», будут означать разрушение этнонравственной структуры белорусского народа, а следовательно, приведут к его исчезновению.
Именно в этом контексте и ведется речь об идеологии белорусского государства как идеологии сохранения и укрепления национальных ценностей белорусского народа. Поэтому упреки в том, что, предлагая общественному мнению создать единую идеологию государства, Президент якобы нарушает Конституцию Республики Беларусь, где подчеркивается, что «идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан», можно считать недоразумением. В данном случае понятно, что речь идет не об идеологии правящего режима (партии, социальной группы, религиозной организации, общественного объединения, чиновников), а об идеологии народа. А поскольку в статье 3 Конституции прямо говорится, что «единственным источником власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ», то и желание сформулировать идеологию своего государства нисколько не противоречит демократическому принципу многообразия политических институтов, идеологий и мнений.

Идеология правящего режима, если этот режим навязан народу помимо его воли, призвана лишь политически представить идеологию государства общественному сознанию и реализовать данную идеологию в своей социально-политической деятельности. Не исключен вариант, когда идеология правящего режима входит в противоречие с идеологией государства, как это было, например, в Беларуси в период 1991 - 1994 годов, когда «идеология БНФ» навязывалась белорусскому народу в качестве идеологии белорусского государства. Наш народ не принял эту идеологию, поскольку она абсолютно расходилась с национальным характером.

Политический режим вправе говорить от имени общества, если этот режим - демократический, то есть не только избран народом, но и на практике выражает интересы народа (интересы большинства граждан, не забывая и о чаяниях меньшинства). Принцип демократии - это принцип большинства. Демократическая власть обязана защищать, отстаивать общий интерес, а не сосредотачиваться на охране меньшинства, защите частного интереса. В противоположном случае мы имеем дело с антидемократическим режимом, несмотря на наличие многопартийности, альтернативности выборов, плюрализма и принципа разделения властей. Как показывает практика, частный интерес часто напрямую связан с радикально настроенными элементами.

Экономика, наука, культура, образование, социальная сфера, общественная деятельность - всё это вместе и формирует потенциал развития нашей страны, ее способность отвечать на вызовы современного мира, быть конкурентоспособной и успешной, участвовать в решении самых сложных вопросов как на региональном уровне, так и в глобальной политике.
Прожитые после распада СССР годы убедительно свидетельствуют, что действующий Глава государства остается народным Президентом.

Именно при нем в Беларуси постепенно, без социальных и политических потрясений, выстроена национальная модель социального развития, получившая название «белорусский путь», где сам народ определяет свою судьбу в современном и непростом мире. Плодотворный созидательный труд, преданность стране, своему делу, работа каждого на своем месте умножают силы всей Беларуси.

В таких условиях простое житейское правило - от добра добра не ищут - несомненно, не теряет своей актуальности.

Николай ЩЁКИН,
член общественного совета при МВД.