История образования подразделений по гражданству и миграции органов внутренних дел Республики Беларусь и Бюро паспортизации населения МВД Республики Беларусь

Регулирование миграции собственных граждан и иностранцев являлось и является необходимым условием обеспечения целостности государства, национальной безопасности, общественного порядка, прав мигрантов и населения страны.

Исторические корни образования подразделений по гражданству и миграции органов внутренних дел Республики Беларусь и бюро паспортизации населения уходят вглубь веков.

Самые первые исторические паспорта значительно отличались от тех, с которыми мы привыкли иметь дело.

Паспортная книжка Российской империи Паспорт гражданина СССР образца 1953г.

Паспортная книжка Российской империи

Паспорт гражданина СССР образца 1953г.

Заграничный паспорт гражданина СССР Общегражданский заграничный паспорт гражданина СССР

Заграничный паспорт гражданина СССР

Общегражданский заграничный паспорт гражданина СССР

Вид на жительство в СССР для лиц без гражданства Вид на жительство в СССР для иностранца

Вид на жительство в СССР для лиц без гражданства

Вид на жительство в СССР для иностранца

Вид на жительство в Республики Беларусь для лиц без гражданства Вид на жительство в Республики Беларусь для иностранного гражданина

Вид на жительство в Республики Беларусь для лиц без гражданства

Вид на жительство в Республики Беларусь для иностранного гражданина

Паспорт гражданина Республики Беларусь образца 1993г. Паспорт гражданина Республики Беларусь образца 1996г.

Паспорт гражданина Республики Беларусь образца 1993г.

Паспорт гражданина Республики Беларусь образца 1996г.

Проездной документ

 

Проездной документ

 

В Киевской Руси, например, своеобразным удостоверением личности был пояс. По его орнаменту можно было определить, из какой области его обладатель и сколько ему лет. Мужской пояс был широкий и длинный, а женский – узкий, изящный и ярко раскрашенный. Маленький ребенок опоясывался нитью. С возрастом нить расширялась, постепенно превращаясь в пояс. По тому, какую часть тела обвивал пояс, можно было судить о профессии его обладателя. Например, ремесленники вообще носили расписные повязки на голове.

В средневековой Европе удостоверением личности были геральдические символы. Они наследовались по мужской линии и были чем-то вроде отчества. Рыцарь, облаченный в доспехи и с опущенным забралом, без них просто не мог быть узнан. Четкие и живописные символы писали на щитах, их же можно было увидеть и на плащах и на каретах знатных вельмож. Первые прообразы современного паспорта в Европе появились в эпоху Ренессанса. В XIV-XVI веках многие правительства начали выдавать письменные свидетельства отдельным людям, из которых можно было узнать их имя и род занятий. Кроме того, в годы войн или эпидемий вдобавок к свидетельствам путешественникам выдавались специальные сертификаты, удостоверяющие их личность, особые приметы, здоровье и предписывающие правила поведения.

В Древнем Египте удостоверением личности служил перстень с вырезанным на нем именем правящего фараона. Такой перстень свидетельствовал о принадлежности его владельца к высшим слоям общества.

Слово "паспорт" итальянского происхождения. Оно состоит из двух слов – «пасса» (проходить) и «порто» (гавань, порт). Именно в этом смысле слово «паспорт» проникло и в другие европейские страны – Германию и Францию, и стало применяться для обозначения любых письменных документов, разрешающих проход или проезд через границу.

Процесс становления института миграции происходил во времена Великого княжества Литовского. Так, например, привилей Великого князя Казимира 1447 г. установил право «княжат, рыцарей, шляхтичей и бояр» на свободный выезд из ВКЛ для «лепшого шчастья набытия, а любо учинков рыцарских» во всякие земли, кроме неприятельских, установил запрет на владение землей, городами, на занятие государственных должностей иностранцами, а также ограничил внутреннюю миграцию, введя запрет на прием зависимых крестьян на государственных и великняжеских землях.

Наибольшего расцвета институт миграции в средние века достиг в ХVI веке благодаря закреплению системы правовых норм, регулирующих миграцию населения, в Статутах ВКЛ 1529, 1566 и 1588 гг. Статуты действовали на территории ВКЛ на протяжении всей его истории, а после присоединения земель ВКЛ к Российской империи: в Витебской и Могилёвской губерниях – до 1831 г., в Виленской, Гродненской и Минской губерниях – до 1840 г.

В древние и средние века не было специализированных государственных органов и должностных лиц, выполнявших функции в сфере миграции. Данными вопросами занимались различные должностные лица, в основном осуществляющие полицейские функции: воевода, подвоевода, каштальян, тиуны, державцы, староста, подстароста, войты и др. А канцелярия ВКЛ, например, выдавала «кглейты» иностранным послам.

Статуты 1566 и 1588 г.г. для обеспечения безопасности передвижения по территории ВКЛ предусматривали выдачу охранных грамот (кглейтов): лицам, выехавшим в соседние земли, но имеющим задолженности или обвинения, для безопасного возвращения на период рассмотрения дела в суде и расчета со стороной, предъявившей обвинение (до 1 года и 6 недель); чужеземным послам, приезжавшим в ВКЛ; а также листов выволаных, которые выдавались изгнанникам. О наличии таких грамот и сроках их действия необходимо было оглашать в публичных местах.

Совершенствование правового регулирования миграции населения на территории современной Беларуси продолжилось после присоединения белорусских земель в конце XVIII века к территории Российской империи в результате трех разделов Речи Посполитой. С момента присоединения начинается формирование бюрократических структур, а также введение российского законодательства. Активно внедрялась российская паспортная система.

В русском языке слово «паспорт» появилось еще в XVII веке. Паспортом тогда называли сопроводительную или охранную грамоту, которая выдавалась дипломатам, в частности, послам на время их поездок по территории других государств. Такой документ называли «Опасной грамотой». Он подтверждал государственные полномочия предъявителя и в определенной степени гарантировал безопасность передвижения.

Согласно указу 1714 г. лица, не имевшие при себе паспорта или дозволения на проезд (так называемой «проезжей» или «прохожей грамоты», которые были разовым, временным документом и давались иностранным купцам и тем немногим русским гостям (то есть, купцам, ведущим заморскую, внешнюю или транзитную торговлю), которым приходилось пересекать несколько русских воеводств, проезжать по многим городам и провинциям, пересекать границы нескольких княжеств.), признавались за «недобрых людей» или «прямых воров». Их задерживали и под конвоем возвращали к прежнему месту жительства. В XIX веке документ, удостоверяющий личность, стали называть «вид на жительство, свидетельство» или, как указывается в толковом словаре В.И.Даля, «лист или письмо для проходу, проезду или проживания».

Что касается внутренних паспортов, то их необходимость не ощущалась еще в течение почти целого столетия. У мелких ремесленников, крестьян и прочего рабочего населения не было средств и надобности выезжать за пределы своих уездов, а дворянскому сословию для этого никаких особых документов не требовалось. Привилегией передвигаться по всей стране без паспорта и жить в любом ее населенном пункте без документов наделялись следующие категории титулованной знати: князья, графы, бароны, поместное дворянство, служилое дворянство, хотя бы и не имевшее ни крепостных, ни земли, офицеры армии и флота, даже не имевшие дворянского звания, чиновники государственных учреждений независимо от происхождения, духовенство – за исключением странствующих монахов, профессура университетов, учителя гимназий и других городских училищ, врачи, почетные и потомственные граждане в городах, вышедшие из мещанской среды, купцы 1-й и 2-й гильдии.

Так продолжалось до 1703 года, пока на 101-м острове в дельте Невы не началось строительство новой столицы России – Санкт-Петербурга. Строился судоходный обводной канал у Ладожского озера; строились и работали крупные металлургические заводы на Урале; строились военные корабли на Волге и Ладоге. Везде требовались рабочие и специалисты. Тогда, в 1724 году Петр I и Сенат издают ряд указов, вводящих для значительной части населения внутри страны разного рода документы, идентичные по современным понятиям паспортам.

Такие «паспорта» выдавались только специалистам — мастерам, знания и опыт которых мог быть использован в строительстве. Владельцы такого «паспорта» переставали быть крепостными и могли свободно передвигаться по территории России. Тогда же Пётр I пересмотрел свое распоряжение о свободном выезде дворян за границу. Он обязал, начиная с 1725 года, отъезжающих за море отпускать не иначе, как только с паспортом от Коллегии Иностранных Дел, то есть фактически обязал снабжать лиц дворянского сословия, выезжающих за границу по делам или на учебу, дипломатическим паспортом, что укрепляло и повышало правовое положение русского подданного за границей.

Эти законодательные акты и образовали паспортную систему в России, которая была характерна для XVIII века и первой половины XIX века.

Документы, удостоверяющие личность, в XYIII веке не были достаточно надежными, не имели никаких степеней защиты в современном понятии. Поэтому лиц, осужденных за тяжкие преступления, клеймили. Клеймо – это своего рода удостоверение для избранных.

Постепенно выдача паспортов (пропусков) становилась обязанностью полицейских органов. Паспорт обязательно нужно было зарегистрировать в полиции. За приют беспаспортных людей власти накладывали на домохозяев штрафы. А за составление фальшивых документов или при поимке с ними крестьян полиция имела право наложить наказание: битье кнутом и взимание штрафа.

Имперский период характеризуется совершенствованием системы органов государственного управления, появлением органов, специализирующихся на решении вопросов в сфере миграции населения. В основном, эти функции осуществляли подразделения, созданные в системе МВД. Например, в 1806 г. в МВД создается Первое отделение Экспедиции Государственного благоустройства, одной из функций которого являлся сбор сведений о лицах прибывающих из-за границы и выезжающих из страны. В 1809 г. созданы конторы адресов, ставшие отделениями полиции, в которых приезжавшие (в том числе и иностранцы) обязаны были регистрироваться, за исполнением чего следили частные приставы, квартальные надзиратели. Полиция выдавала документы, удостоверяющие личность, занималась поимкой беглых и беспаспортных. Особенная канцелярия Министра Полиции занималась вопросами иностранцев и заграничных паспортов: вела ведомости о проезжающих через границу, выдавала паспорта на въезд и выезд из государства, рассматривала просьбы иностранцев о принятии в подданство и все прочее, касающееся иностранцев и заграничных сношений.

В 1861 году, после отмены крепостного права, создается Паспортная комиссия, в числе предложений которой было введение вместо термина «паспорт» термин «вид на жительство».

Паспорта в качестве основного документа отменялись совсем: для отлучек в пределах своего уезда, а также за пределами своего уезда, но не далее как 50 верст от постоянного места жительства на срок до шести месяцев; для лиц, нанявшихся на сельскохозяйственные работы, независимо от места и срока; для лиц, отлучившихся более шести месяцев, но в смежную волость или смежный уезд. Необязательно было иметь паспорт в месте постоянного пребывания – никто не имел права даже его там требовать. При всех других случаях отлучек с постоянного места жительства – получение вида на жительство стало обязательно для всех категорий населения, включая дворян.

Местом постоянного жительства признавалось: для дворян, чиновников, почетных граждан и купцов – место, где они работали по службе, занятию или промыслу и место, где они имели недвижимое имущество, домашнее обзаведение или оседлость. Таким образом, для этой категории существовала возможность иметь официально два и более места жительства. Для мещан и ремесленников местом жительства считался посад, где они проживают и к которому приписаны; для крестьян – волость, где они родились.

Паспорт – вид на жительство – выдавался лицам мужского пола в 18 лет, а женского – в 21 год, то есть рассматривался как документ, удостоверяющий не только личность, но и совершеннолетие данного лица, его юридическую правоспособность. Лица, не достигшие совершеннолетия, вписывались в паспорт отца, а все жены – в паспорта своих мужей.

Устав 1894 года снова вносит новшества в паспортную систему, но лишь в одном устанавливает совершенно единый порядок – он четко отделяет виды на жительство, действовавшие внутри империи, от заграничных паспортов, присваивая официально наименование паспорта только этим последним.

Необходимость в получении заграничного паспорта одинаково распространялась на все сословия, хотя для каждого сохранялись либо свои льготы, либо свои препятствия. Заграничные паспорта делились на: выдаваемые МИДом (для дипломатов, крупных капиталистов, видных частных лиц, едущих за границу по каким-либо делам) и выдаваемые канцеляриями губернаторов – по просьбе частных лиц (в основном, дворян, интеллигенции, желающей поехать за границу по сугубо личным делам – на лечение, прогулку, учебу и т. п.). Для всех других сословий, живущих своим трудом и вынужденных выезжать за границу на заработки или по службе, вводились так называемые таможенные паспорта, выдаваемые лишь жителям пограничных губерний вдоль западной границы России, морякам торгового флота, а также жителям Архангельской губернии, занимающимся торговлей и рыболовством и совершающим регулярные рейсы вдоль Мурманского побережья в Норвегию.

Все остальное население российской глубинки от выдачи ему заграничных паспортов автоматически исключалось. Этим правилом и объясняется тот факт, что вся эмиграция крестьянства из России в Америку, Канаду, Аргентину, а также сезонная миграция сельскохозяйственных рабочих из России в Данию, Южную Швецию и Германию, охватывающая в начале XX века десятки и даже сотни тысяч людей, – шла всегда лишь из так называемых «западных губерний», то есть из белорусских и украинских областей, вследствие чего все «русские» эмигранты за океаном – это, как правило, белорусы, украинцы, евреи и лишь в очень редких исключениях собственно русские, да и то попавшие туда уже после революции в России.

После революции, с 5 октября 1906 года официальный документ, удостоверяющий личность граждан, стал называться «Паспортной книжкой». В ней указывались фамилия владельца, его имя и отчество, семейное положение, дети, особые приметы и место жительства.

Паспорт должен был стать «одним из средств для наблюдения за подозрительными лицами в видах охраны общественной безопасности». Паспортная система, пускай и не самая совершенная, все-таки служила преградой для свободных разъездов.

С ноября 1917 г. на органы внутренних дел (ОВД Органы внутренних дел) было возложено выполнение административных функций по оформлению виз и регистрации документов приезжавших в страну иностранных подданных. Именно тогда в системе Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) РСФСР Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика были созданы иностранные отделы, занимавшиеся вопросами разрешения выезда за границу и оформления документов иностранным гражданам. Тогда же появились первые нормативные акты, определившие основы деятельности органов виз и регистрации (ВИР) – декреты Совета Народных Комиссаров (СНК), приказы, циркуляры и постановления.

После революции, в 1918 году, постановлением ВЦИК и СНК вместо упраздненного «царского» паспорта была введена «Трудовая книжка», которая и стала основным советским документом, являющимся документом как удостоверяющим личность гражданина, так и подтверждающим его участие в трудовой деятельности. Трудовые книжки обязаны были иметь все граждане, достигшие 16-летнего возраста. Большевики тянули с введением нового, «своего» паспорта целых 15 лет.

17 декабря 1920 года решением II съезда Советов Белоруссии были созданы Народный комиссариат внутренних дел Советской Социалистической Республики Белоруссии (далее – НКВД). В составе НКВД был образован подотдел иностранных подданных. Основными функциями его являлись: регистрация прибывающих в Белоруссию иностранных граждан, выдача им видов на жительство и разрешений на выезд, оптация иностранных подданных, регистрация беженцев. Данное подразделение является первой службой в истории суверенной Беларуси, на которую были возложены задачи по работе с иностранными гражданами.

Дальнейшим шагом в документировании населения явилась выдача гражданам удостоверений личности, проводимая в соответствии с декретом ВЦИК и СНК РСФСР Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика от 20 июня 1923 г. «Об удостоверении личности». Этим нормативным актом всем желающим гражданам разрешалось получать удостоверения личности. Уже в удостоверениях отмечались основные данные о его владельце, в том числе о месте постоянного жительства, о роде занятий, семейном положении, отношении к воинской службе и т.д. Эти удостоверения выдавались как органами милиции, так и местными органами государственного управления общей компетенции – волостными исполнительными комитетами.

В 1925 г. СНК РСФСР Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика принял постановление «О прописке граждан в городских поселениях». Прописка граждан по месту их жительства была возложена на органы милиции.

Прописка оформлялась не только по удостоверениям личности, но и по ряду других документов (справке о рождении, удостоверении с места работы и др.).

Порядок удостоверения личности гражданина и прописка, как показал опыт, был не совсем удобным, поскольку он оказался непригодным для борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также создавал определенные неудобства для граждан.

Паспортные подразделения были созданы после введения в действие постановления ЦИК и СНК СССР от 27 декабря 1932 г. «Об установлении единой паспортной системы Союза ССР и обязательной прописке паспортов». Отныне паспорта выдавались всем гражданам, достигшим 16 лет, проживавшим в городах, рабочих поселках и совхозах. Кроме того, в паспортах была запись о социальном положении и месте работы.

Крестьяне паспортов не получили. Им можно было переезжать лишь из одного села в другое. Кроме всего прочего, появилось много «лишенцев». Это ссыльные и неблагонадежные, как любили тогда говорить, «пораженные в правах» люди. Власти под разными предлогами отказывали им в выдаче документов.

До этого времени в Советском Союзе не было единого документа, удостоверяющего личность гражданина и служившего ему видом на жительство.

Управленческая функция паспортной системы полностью была возложена на органы милиции, которые, руководствуясь Положением о паспортах 1932 г., инструкцией «О выдаче гражданам Союза ССР паспортов в Москве, Ленинграде и Харькове, в 100-километровой полосе вокруг Москвы и Ленинграда и 50-километровой полосе вокруг Харькова», постановлением ЦИК и СНК от 28 апреля 1933 г. «О выдаче гражданам Союза ССР паспортов на территории Союза ССР», осуществляли паспортизацию проживающих в городах, рабочих поселках, районных центрах и в зонах, определенных указанными нормативными актами.

Таким образом, особенностью паспортной системы, установленной в 1932-1933 гг., было осуществление паспортизации населения в четко определенных законодательством местностях. Для всех граждан, проживающих в указанных регионах, устанавливалась обязанность иметь паспорта, прописываться по месту жительства, а при выезде из данной местности – выписываться. Кроме того, паспорта должны были иметь все работники новостроек, промышленных предприятий, транспорта и совхозов. Паспорт в этих местностях считался единственным документом, удостоверяющим личность.

Паспортная система в период 1932-1974 гг. претерпевала как незначительные, так и существенные изменения, вызванные определенными закономерностями развития общества.

В 1936 г. было введено правило, в соответствии с которым органы ЗАГС были обязаны делать отметку в паспортах о регистрации и расторжении брака.

В 1937 г. согласно Постановлению ЦИК и СНК СССР в паспорта вклеивались фотографические карточки. СНК СССР 10 сентября 1940 г. было утверждено новое Положение о паспортах. Эта мера была вызвана надвигавшейся угрозой военной опасности. В этом постановлении содержались особые правила прописки в отдельных столичных, краевых, областных городах, в пограничной зоне и на важных железнодорожных узлах.

После воссоединения Западной Украины с Украинской ССР, Западной Белоруссии с Белорусской ССР в 1939 г., возвращения в 1940 г. Бесарабии и передачи Советскому Союзу Северной Буковины, а также принятия в состав СССР Литвы, Латвии, Эстонии и других перемен в СССР как союзном государстве были приняты меры по учету населения, проживавшего на вошедших в состав СССР территориях, выданы паспорта лицам, которые приобрели советское гражданство путем новации, устанавливался паспортный режим, позволяющий обеспечить общественный порядок и государственную безопасность.

Установленные нормы паспортной системы не были полностью внедрены в жизнь в связи с началом Великой Отечественной войны. В период войны паспортные аппараты ОВД Органы внутренних дел выполняли функции, связанные с розыском преступников, особенно агентуры вражеской разведки, розыском лиц, пропавших без вести, потерявших связь с родственниками, оказанием помощи военным комендантам в мобилизационной работе, вели персональный и количественный учет населения.

После победы в Великой Отечественной войне паспортная система продолжает совершенствоваться. В 1953 г. было утверждено новое Положение о паспортах, в котором отражались необходимые изменения паспортной системы в сторону отмены ограничений, особых правил прописки и т. п.

28 августа 1974 г. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию паспортной системы в СССР», которым был введен единый для всех категорий населения порядок паспортизации. Совет Министров СССР утвердил новый образец паспорта - «Паспорт гражданина Союза Советских Социалистических Республик», являющегося основным документом, удостоверяющим личность гражданина и его принадлежность к советскому гражданству. В соответствии с постановлением предусматривалась выдача паспортов всем гражданам СССР, достигшим 16-летнего возраста, независимо от места жительства, рода занятий и других обстоятельств.

В этот же день Совет Министров своим постановлением утвердил Положение о паспортной системе в СССР. Положением регламентировался порядок выдачи паспортов и пользования ими, а также правила прописки и выписки граждан. В отличие от существовавшего ранее Положения о паспортах и других отдельных нормативных документов в стране был принят единый административно-правовой акт, который урегулировал целый комплекс отношений.

Поскольку в СССР существовало единое союзное гражданство, каждый гражданин союзной республики одновременно являлся гражданином СССР. В связи с этим паспорт изготавливался по единому для всего Союза ССР образцу на русском языке и на языке соответствующей союзной республики, а для автономных республик на языке автономной республики.

В образце нового паспорта было сокращено количество сведений о лице, его получающем. В паспорте исключена запись о социальном положении гражданина.

Паспорт выдавался бессрочно с обновлением фотографических карточек по достижении гражданами 25- и 45-летнего возраста. Отменена прописка граждан при их кратковременных выездах в командировку, отпуск, санатории и дома отдыха. Внесены некоторые изменения в существовавший ранее порядок прописки граждан.

В 1992 году была создана Государственная миграционная служба при Государственном комитете по труду и социальной защите населения Республики Беларусь (в 1997 г. преобразована в Комитет по миграции, в 2001 г. – в Департамент по миграции Министерства труда и социальной защиты), основными направлениями деятельности которой стали: разработка и реализация нормативной правовой базы, определяющей основания и порядок предоставления защиты вынужденным мигрантам, регулирование внешней трудовой миграции. На милицию также были возложены функции в сфере миграции: выдача гражданам и иностранцам, постоянно проживающим в Республике Беларусь документов, удостоверяющих личность, прописка и выписка граждан, контроль за соблюдением правил паспортной системы, въездом, выездом, пребыванием и транзитным проездом через территорию Республики Беларусь иностранцев. В системе МВД Республики Беларусь в начале было две самостоятельных службы: паспортно-визовая служба и служба виз и регистрации.

В такой организационной структуре паспортные отделы и отделы ВИР существовали до ноября 1993 г.

В период становления Республики Беларусь как независимого, суверенного государства одной из первоочередных задач явилось формирование атрибутов государственности, обеспечение реализации прав граждан на свободу передвижения и выезда за границу, создание собственной системы учета населения во всех его социально-экономических проявлениях.

Для реализации указанных задач, относящихся к деятельности Министерства внутренних дел, соответствующими приказами МВД Республики Беларусь от 10 ноября 1993 г. в составе милиции общественной безопасности и специальной милиции была создана паспортно-визовая служба, а при МВД и УВД облисполкомов Республики Беларусь – бюро по паспортизации населения.
С целью выполнения поставленных задач была разработана автоматизированная система «Паспорт», которая функционирует и продолжает развиваться в настоящее время на базе БПН. В ходе развития данной системы ее возможности постоянно расширялись, совершенствовался механизм обработки информации. Так, были реализованы учеты граждан, утративших гражданство Республики Беларусь, и оформившие паспорта для временных выездов за границу, а также реализован механизм хранения электронной копии фотографического изображения заявителя. С апреля 2002 года на базе БПН МВД была введена в действие автоматизированная система учета постоянно проживающих в Беларуси иностранных граждан и лиц без гражданства.

Бюро паспортизации населения в настоящее время – это сложный производственный организм и мощный программно-технический комплекс, который объединен в единое республиканское информационное пространство. В бюро паспортизации населения республики работают высококвалифицированные и грамотные специалисты различных специальностей, основная задача которых – обеспечение ритмичной и своевременной выдачи национальных паспортов гражданам республики и других видов машиносчитываемых документов.

Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. № 603 «О некоторых мерах по совершенствованию системы органов и подразделений органов внутренних дел Республики Беларусь» на базе департамента по миграции Министерства труда и социальной защиты и структурных подразделений Министерства внутренних дел, ведающих вопросами паспортно-визовой службы и миграции, образован Департамент по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь.

Согласно приказу МВД Республики Беларусь от 21 октября 2010 г. № 331 «Об установлении Дня образования подразделений по гражданству и миграции органов внутренних дел Республики Беларусь и Дня работника подразделений по гражданству и миграции органов внутренних дел Республики Беларусь» 17 декабря 1920 г. считается Днем образования подразделений по гражданству и миграции органов внутренних дел Республики Беларусь.

Первым начальником Департамента была назначена подполковник милиции Иванчикова Лидия Ивановна.

В настоящее время Департамент возглавляет полковник милиции Бегун Алексей Юрьевич.

На современном этапе структуру Департамента составляют пять управлений:
- управление по миграции и работе с иностранными гражданами и лицами без гражданства;
- управление по гражданству, паспортной работе и выезду за границу;
- управление внешней трудовой миграции, беженцев и убежища;
- управление по регистру населения;
- управление организационно-аналитической работы и информатизации.