17 марта 2016Слово - члену общественного совета при МВД

Белорусский путь справедливой политики предопределён Конституцией


Сегодня нет необходимости говорить о ключевой роли, которую играет в нашей жизни, в судьбе страны и народа Конституция Республики Беларусь - Основной Закон, провозгласивший построение принципиально нового демократического государства - государства для народа.

Беларусь - открытая в мировом пространстве страна. Она встроена в систему международных экономических, политических, культурных, религиозных отношений, в результате чего достаточно условен термин «модель развития», или «путь развития». Различные обстоятельства в современном мире не дают возможности реализоваться любой модели в ее чистом виде.

В то же время очевидно и другое. При выборе пути развития, определении стратегии чрезвычайно важно выбрать приоритеты этого развития, определить политический курс, максимально учесть национальные интересы. Вот почему резон вспомнить о достижениях белорусской модели за годы независимости в конституционном поле, в каких условиях она вырабатывалась, что предшествовало ее принятию.

В начале 1990-х годов возникли такие небывалые для нашего общества феномены, как безработица, галопирующая инфляция. Тогда много и на разных уровнях говорили о рыночной экономике, безапелляционно критиковали советскую модель, пели аллилуйю «разгосударствлению», «приватизации», так называемой конкуренции и т. д. Никто не учитывал ни традиций, ни ментальных особенностей белорусского народа, все предавали анафеме предшествующую практику хозяйствования.

Беларусь первой из постсоветских республик опомнилась и остановилась в этом движении к антиистории и катастрофе. Заслуга в этом, бесспорно, нашего народа, который быстро уловил несправедливый, криминальный характер так называемого реформаторства. То, что наши граждане в конечном итоге отвергли подобное реформирование экономики, политики, социальной сферы, было обусловлено высоким интеллектуальным потенциалом белорусского общества.

Именно высокий интеллектуальный фон общества лежал в основе победы Александра Лукашенко на президентских выборах 1994 года и принятия Конституции Республики Беларусь. Белорусский лидер адекватно реагировал на общественное настроение, прекрасно осознавая, что без поддержки и доверия народа никакая власть долго не продержится. В результате произошло резонансное наложение интеллектуального и нравственного потенциала белорусского народа на социальную политику Президента, что сразу же стабилизировало социально-политическую ситуацию в стране. Началось восстановление социально-нравственной системы ценностей нашего общества, возвращение в свою историю, к своим алтарям и очагам. Восстановление началось с принятия Конституции.

В этом и заключается главное достижение нашего независимого развития - в том, что была выпестована идущая от жизни отечественная модель развития, основывающаяся не на заимствованных, чужих, ценностях, а на своем, белорусском, характере.

Белорусский путь в политическом отношении - конституционный путь создания государства для народа, а не политика экстраполяции западных политических вывесок на белорусскую действительность. В этом смысле наш путь - это конституционное выражение демократического пути развития национального социума.

Белорусский путь в экономическом отношении - это путь совершенствования отечественной экономики в современных условиях с точки зрения всего белорусского общества, а не отдельных его групп. Поэтому рыночные реформы - не самоцель, а средство повышения эффективности экономики в новых геоэкономических условиях. Отсюда и политика интеграции постсоветского пространства как экономический императив современной Беларуси. Экономическая действительность ясно показывает: незаработанного благополучия не бывает. Разумеется, государство выполнит свою миссию, сохранит социальную направленность экономической деятельности, но жить надо по средствам и собственного материального благополучия надо достигать самим гражданам.

Рост экспорта, снижение импортоемкости производственной продукции и импортозамещение товаров, потребляемых на внутреннем рынке, постановка новых задач по секторам экономики в связи с образованием Евразийского экономического союза - таковы важнейшие шаги, направленные на повышение эффективности белорусской экономики. И, как следствие, повышение жизненного уровня населения. Обеспечение экономического роста и повышение жизненного уровня - главные задачи на перспективу.

Белорусский путь в историческом отношении концентрированно выражен в Конституции - это путь исторической связи, признание советского периода белорусской истории как системообразующего, ключевого момента становления нации и белорусской государственности. В историческом смысле наша история не отделима от советской.

Белорусский путь в цивилизационном отношении - это путь единения с народами бывшего СССР и цивилизационного единства с Россией, строительства Союзного государства, общеправославного мира. Как сказал Александр Лукашенко, «Беларусь не мыслит своего суверенитета и независимости без теснейшего сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств. Более того, мы не видим себя успешным государством без сотрудничества с народами, с которыми мы жили последний век, как единая семья».

Белорусский путь четко прописан в Конституции - это путь справедливой политики. И в этом отличие нашей модели от моделей во всех других постсоветских республиках.

В этом основа политической стабильности, доверия населения к политике Президента, гражданского консенсуса в Беларуси. Иммануил Кант в свое время писал, что ничто не возмущает нас больше, чем несправедливость; все другие виды зла, которые нам приходится терпеть, ничто по сравнению с ней.

В Конституции четко определено, что наша главная цель - построить не только демократическое правовое государство, но и справедливое общество. Согласитесь: можно смириться с трудностями, которых немало, но терпеть несправедливость наш народ не будет. «Что законно - то и справедливо», - отмечали еще великие мыслители. Этим они утверждали, что именно закон является источником и критерием справедливости.

Цель власти - достоинство народа. Власть должна быть не только сильной, но и справедливой. Ибо цель политической деятельности - не в формальном укреплении государственной власти, а в достоинстве своего народа. Это в первую очередь связано с выстраиванием эффективных отношений между государством и обществом. Важно понимать, что гражданское общество формируется не только в результате инициативы граждан или зарубежных спонсоров, но и вследствие правовой, политической, социальной, культурной деятельности самого государства. Суть гражданского общества в этом аспекте - принятие стратегических для страны решений на основе широкого обсуждения актуальных проблем использования ресурса «совета» в самом широком значении этого слова. Ведь сфера компетенции общественности присутствует в любой отрасли государственной деятельности.

Должна наполняться реальным содержанием концепция социального партнерства как принципиально новая система согласования позиций сторон, участвующих в коллективных трудовых соглашениях и представляющих интересы работников, нанимателей и государства. Аналогично должны взаимодействовать с государством и другие структуры гражданского общества - молодежные, ветеранские, женские, спортивные, профессиональные, детские.

Все вместе мы должны отвечать следующим требованиям: быть способны апеллировать к общественному мнению и формировать его, вести диалог с гражданами, практическими делами доказывать значимость нашего общего дела. Итог - баланс доверия власти и общества. Отрадно отметить, что именно этому вопросу особое внимание уделяет руководство МВД.

За последнее время мир сильно изменился. В современном мире, основанном на жесточайшей конкуренции не только между государствами, но и между транснациональными корпорациями и государствами, на стремлении транснационального капитала навязать свою волю народам и государствам, когда малые страны находятся в ситуации беззащитности перед сильными мира сего, выстоять можно только реализуя интеграционную парадигму развития и создавая многополярное мироустройство. Совершенно очевидно, что в условиях теснейшей взаимозависимости экономик различных государств, возрастающей потребности, с одной стороны, в природных ресурсах, а с другой - в инновационных технологиях, изоляция и закрытость означают деградацию и регресс.

За постсоветское время существенно изменилась и наша страна. Неузнаваемо преобразился облик страны, наших городов и сел. В ней выросло поколение молодых, амбициозных людей, для которых Беларусь неразрывно связана как с понятием Родины, так и личного благополучия. Это надо понимать и принимать, ибо будущее принадлежит молодежи.
Белорусский механизм ста-бильности показал себя успешным и перспективным. Разумеется, мы сделали много: определили свой исторический выбор и строим мирное и благополучное государство. Его основные признаки - сильная и справедливая власть, социальная ориентация экономики, государство для народа, миролюбивая внешняя политика. Сохраняя и укрепляя всё это, мы будем двигаться вперед, выстраивая независимую, свободную, мирную и благополучную Беларусь. Сегодня мы строим никому и ни в чем не уступающее демократическое государство и гражданское общество.

Наша страна - это, прежде всего, люди, которые трудятся, живут и любят свою Родину. Если народ уверен в своих силах, он достойно встретит любое испытание и выйдет из него еще более сильным и мудрым. У нас есть все основания гордиться белорусским народом - победившим фашизм, восстановившим страну из пепла и военной разрухи, превратившим ее в развитую научно-индустриальную республику и создавшим свою неповторимую белорусскую конституционную модель развития в новых геополитических условиях.

В своем государстве мы все - одна большая семья. И как в отдельной семье не может быть мира и благополучия, если кто-то из родных несчастлив, так и в государстве - от труда каждого гражданина, его знаний, его отношения к стране зависит ее настоящее и будущее. Только усилиями каждого из нас в отдельности прирастает счастье нашей большой семьи - государства Беларусь.

Жизнь человека - высшая гуманистическая ценность, и хотя это кажется очевидным, предстоит большая культурная, политическая и научная работа, чтобы жизнь человека и его здоровье воспринимались как высшие гуманистические и социальные ценности. Такой уровень восприятия может быть достигнут не только политико-государственными, но и общественными, социокультурными средствами. Поэтому гуманная социальная политика превращается в стимул и исходную базу всей государственной деятельности.

Конституция стала надежной основой для проведения последовательных политических и социально-экономических преобразований. Конституция - важнейший фактор консолидации нашего общества. Конечно, мы все понимаем, что Конституция - это живой организм, и она будет постоянно совершенствоваться. Нам еще предстоит многое сделать. Но главная задача, непосредственно ваша - людей в погонах - защита прав и интересов граждан, обеспечение верховенства Закона, безусловное соблюдение требований актов и норм законодательства.

Убежден, что благодаря самоотверженному труду и созидательной энергии нашего народа мы обязательно достигнем высоких целей и задач, которые поставили перед собой с учетом Года культуры.

Николай ЩЁКИН,
кандидат философских наук, 
член общественного совета при МВД.