Отчет в правительство по противодействию торговле людьми (1.04.2016)

О принимаемых мерах по противодействию торговле людьми


Во исполнение подпункта 3.4 пункта 3 статьи 26 Закона Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми» Министерством внутренних дел обобщены сведения о принимаемых в Беларуси мерах по борьбе с торговлей людьми и связанными с ней преступлениями.

Проблема торговли людьми продолжает оставаться актуальной для Республики Беларусь, как и для всего мирового сообщества. Это хорошо отлаженный транснациональный преступный вид деятельности, приносящий колоссальные доходы трафикерам и занимающий в криминальном мире третье место по прибыльности после торговли оружием и наркотиками (по данным некоторых международных экспертов уже второе место по состоянию на 2015 – 2016 годы).

Основные формы торговли людьми остаются в Беларуси практически неизменными с 2000 года: это преступления, совершаемые в целях сексуальной или трудовой эксплуатации. В 2010 году был выявлен единственный факт, когда торговля людьми имела место в целях изъятия органов. Сексуальная эксплуатация является самой распространенной формой торговли людьми. Так, из 5 222 жертв торговли людьми, установленных в 2002 – 2015 годах, сексуальной эксплуатации подверглись 4 617 человек, трудовой – 602, изъятию органов – 3.

Сегодня Республика Беларусь продолжает выступать страной происхождения «живого товара». В целях сексуальной эксплуатации трафикеры переправляют людей, как правило, в страны Евросоюза, на Ближний Восток и в некоторые регионы Российской Федерации (преимущественно в г. Москву и Московскую область). Основным вектором вывоза белорусских граждан с целью трудовой эксплуатации является Россия. Выявлено несколько случаев трудовой эксплуатации граждан Беларуси в Турции и Польше.

С 2006 г. в республике выявляются факты, когда Беларусь сама выступает страной назначения. За это время были установлены жертвы торговли людьми из России, Украины, Молдовы и Вьетнама.

Кроме того, существует внутренняя эксплуатация (когда белорусские граждане эксплуатируются на территории Беларуси). Здесь сексуальная эксплуатация также превалирует над трудовой эксплуатацией.

С 2011 г. наметилась тенденция преобладания жертв внутренней эксплуатации над жертвами, подвергшимися эксплуатации за рубежом (ранее число жертв, эксплуатировавшихся за рубежом, в два-три раза превышало число жертв, эксплуатировавшихся в Беларуси, а в 2006 г. – даже в девять раз). В 2011 г. на территории Беларуси эксплуатации подверглись 153 жертвы, а за рубеж были вывезены 142 (2012 г. – 124 и 85; 2013 г. – 90 и 59; 2014 г. – 54 и 43; 2015 г. – 77 и 44 соответственно).

Обратим внимание на рост в 2011 – 2013 годах административных правонарушений, связанных с незаконным трудоустройством граждан Беларуси за рубежом (отметим, что уголовная ответственность за незаконное трудоустройство за рубежом наступает только в том случае, когда присутствует эксплуатация людей). Если в 2011 г. было выявлено 123 административных правонарушения, то в 2012 г. – 144, в 2013 г. – 115. В 2014 г. в этой области наметилась тенденция к снижению: выявлено 52 административных правонарушения (в 2015 – 58). В 2015 г. легальной деятельностью по трудоустройству граждан за границей занимались 96 субъектов хозяйствования (лицензии выдаются МВД).

Меры по противодействию торговле людьми имеют в Беларуси комплексный характер и выстроены в четкую систему по следующим направлениям:
1) совершенствование национального законодательства;
2) деятельность государственных органов, международных организаций, общественных объединений и их координация; 3) подготовка кадров;
4) международное сотрудничество; 5) статистика и отчетность, доступные в глобальной компьютерной сети Интернет.


Первое из направлений – совершенствование национального законодательства.

Республика Беларусь в 2003 году ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года и дополняющий ее Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее (далее – Палермский протокол).

Кроме того, республика является участником всех универсальных конвенций Организации Объединенных Наций, направленных на противодействие торговле людьми и связанным с ней преступлениям. На основании международных договоров создано национальное законодательство. Урегулированы проблемные вопросы в таких сферах, как трудоустройство и обучение за границей, международное усыновление, деятельность брачных агентств. Законодательно закреплено определение понятия «жертва торговли людьми» (это граждане, которые пострадали от торговли людьми, а также связанных с ней преступлений), определены меры по защите и реабилитации жертв.

В республике реализуется Национальный план действий по борьбе с торговлей людьми, представленный в виде Государственных программ. Первая Государственная программа по противодействию торговле людьми была рассчитана на 2002 – 2007 годы (утверждена Правительством), вторая – на 2008 – 2010 годы (утверждена Главой государства), третья – на 2011 – 2013 годы (утверждена Главой государства), четвертая – на 2013 – 2015 годы (утверждена решением координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией при Генеральной прокуратуре). Сейчас разработан проект пятой Государственной программы на 2016 – 2018 годы, который планируется утвердить у Главы государства в ближайшее время.

В реализации всех антитрафикинговых Программ активное участие принимают не только государственные органы, но и неправительственные организации. Если изначально Программы были ориентированы на уголовное преследование трафикеров, то в последующем акценты сместились на предупреждение торговли людьми, работу телефонов «горячей линии», создание социальной рекламы, защиту и реабилитацию жертв с активным использованием потенциала Международной организации по миграции и общественных объединений.

Обратим внимание, что последние программы (четвертая и пятая) совмещают в себе борьбу с коррупцией и транснациональными преступлениями (наркобизнес, торговля людьми, нелегальная миграция) и называются Программами по борьбе с преступностью и коррупцией. Вместе с тем треть мероприятий этих Программ связана с противодействием торговле людьми.

Уход в четвертой и пятой Программах от одной проблемы торговли людьми и объединение в Программах нескольких проблем было связано с существенным сокращением масштабов торговли людьми в республике (почти в 10 раз) и нецелесообразностью распыления сил и средств.

Республика Беларусь в 2013 году присоединилась к Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми (далее – Конвенция Совета Европы), которая вступила в силу для республики 1 марта 2014 г. Беларусь является единственной страной, не входящей в состав Совета Европы, присоединившейся к указанной конвенции. Выполняя взятые на себя в рамках конвенции обязательства, Беларусь проделала значительную работу по совершенствованию национального законодательства и приведению его в соответствие с указанной конвенцией. Так, в законодательство Беларуси введен 30-дневный срок на обдумывание, в течение которого человек, пострадавший от торговли людьми, может реабилитироваться и принять взвешенное решение об обращении в органы уголовного преследования.

Во исполнение Палермского протокола и Конвенции Совета Европы к международным стандартам приведено национальное определение понятия «торговля людьми» (это вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение человека в целях эксплуатации, совершенные путем обмана, либо злоупотребления доверием, либо применения насилия, либо под угрозой применения насилия). Чтобы устранить конкуренцию норм было дано определение понятия «использование занятия проституцией» (это извлечение лицом материальной или иной выгоды от добровольного оказания другим лицом за вознаграждение услуг сексуального характера (половое сношение, мужеложство, лесбиянство и иные действия сексуального характера).

В Уголовный кодекс Республики Беларусь в 2005, 2008 и 2015 годах внесены изменения и дополнения. Теперь в Беларуси действуют 6 составов преступлений, криминализирующих торговлю людьми и связанные с ней деяния, которые охватывают все виды и формы «современного рабства». Максимальное наказание – лишение свободы сроком до 15-ти лет с конфискацией имущества. Вот эти статьи:
1) Статья 171 «Организация и/или использование занятия проституцией либо создание условий для занятия проституцией»,
2) Статья 1711 «Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией»,
3) Статья 181 «Торговля людьми»,
4) Статья 1811 «Использование рабского труда»,
5) Статья 182 «Похищение человека» (если действия совершаются в целях эксплуатации людей),
6) Статья 187 «Незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей (если эти действия привели к эксплуатации человека за рубежом)».
Преступления, предусмотренные статьями Уголовного кодекса:
171, 1711 – влекут исключительно сексуальную эксплуатацию;
1811 – влекут исключительно трудовую эксплуатацию;
181, 182, 187 – влекут сексуальную, трудовую и иную эксплуатацию.

К преступлениям, связанным с торговлей людьми, относятся также факты детской порнографии, когда при съемке порнопродукции в качестве «модели»/«актера» используется ребенок. Такие действия предусмотрены частями 2 и 3 статьи 343-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь («Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего»).
В июле 2012 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми», который вобрал в себя и систематизировал нормы всех ранее действовавших правовых актов в рассматриваемой сфере (это указы и декреты Главы государства, постановления Правительства). При подготовке Закона учитывалась наработанная положительная практика, тенденции развития преступности и международный опыт борьбы с торговлей людьми.

Кроме того, 16 декабря 2014 г. принят Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми» (далее – Закон). Закон определяет основы идентификации жертв торговли людьми, а также вводит 30-дневный срок, в течение которого человек гарантированно может пройти реабилитацию. Во исполнение Закона и Конвенции Совета Европы заинтересованными государственными органами совместно с международными и неправительственными организациями разработан Национальный механизм идентификации и перенаправления жертв торговли людьми на реабилитацию, который утвержден Правительством Беларуси (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 июня 2015 г. № 485 «Об утверждении Положения о порядке идентификации жертв торговли людьми, порядке заполнения и форме анкеты гражданина, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, порядке предоставления содержащихся в ней сведений», вступившее в силу 22 июня 2015 г.).

Созданный механизм идентификации и перенаправления жертв торговли людьми предполагает участие в идентификации не только государственных органов, но и международных и неправительственных организаций.

Реабилитационную помощь имеют право получать две категории граждан: 1) жертвы торговли людьми и 2) лица, которые могли пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений.

Жертвам торговли людьми предоставляется возможность получения помощи бессрочно. Однако отдельные виды помощи могут оказываться в течение 1 года (с продлением этого срока при необходимости). Порядок получения того или иного вида помощи регулируется ведомственными нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения, Министерства образования, Министерства труда и социальной защиты.

Лица, которые могли пострадать от торговли людьми и связанных с ней преступлений, имеют возможность в течение 30 дней пройти реабилитацию и обдумать свое решение об обращении в органы уголовного преследования. Обратим внимание, что реабилитация такого человека проводится вне зависимости от его участия в уголовном процессе.

Таким образом, механизм идентификации и перенаправления жертв торговли людьми вступил в силу и в настоящий момент апробируется на практике. В центральном аппарате МВД, ГУВД Минского горисполкома и всех УВД областных исполкомов в подразделениях по противодействию торговле людьми назначены ответственные лица, которым разъяснен алгоритм действий при идентификации и перенаправлении жертв торговли людьми. Обучение представителей всех заинтересованных государственных органов и неправительственных организаций планируется провести в 2016 году.

Сведения о гражданах, которые могли пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, а также об идентифицированных жертвах торговли людьми обобщены в первом отчете (включает второе полугодие 2015 года), который размещен в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте МВД Беларуси (исключительно статистические сведения).

Необходимо отметить, что в республике принят ряд нормативных правовых актов, направленных на совершенствование деятельности, связанной с оказанием реабилитационной помощи жертвам торговли людьми. Так, 6 февраля 2012 г. принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 122 «О порядке возмещения расходов на оплату труда адвокатов по оказанию юридической помощи жертвам торговли людьми, лицам, пострадавшим в результате акта терроризма», в соответствии с которым юридическая помощь адвокатов оплачивается за счет средств республиканского бюджета. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2012 г. № 381 внесены дополнения в два постановления Правительства, которые касаются совершенствования деятельности по предоставлению временных мест пребывания, в том числе спальных мест, жертвам торговли людьми, а также по обеспечению их питанием. Принято постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 апреля 2012 г. № 41 «Об установлении перечня необходимых медицинских услуг, оказываемых государственными организациями здравоохранения, в том числе в стационарных условиях, жертвам торговли людьми независимо от места их постоянного проживания», которое вступило в силу с 25 июля 2012 г.

С 2013 г. начата работа по внедрению механизма государственного социального заказа, который закреплен в Законе Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социального обслуживания». Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1219 определен порядок формирования государственного социального заказа, утверждены Положение о проведении конкурса на выполнение государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий, Положение о порядке и условиях предоставления субсидий и формы договоров на реализацию государственного социального заказа.

В 2014 г. Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» дополнен новыми основаниями продления иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее – иностранцы) временного пребывания в Республике Беларусь, а также выдачи им разрешения на временное проживание в случае, если иностранец является жертвой торговли людьми, а равно свидетелем по уголовному делу о торговле людьми или преступлении, связанном с торговлей людьми, организацией незаконной миграции, либо оказывает помощь органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Так, часть 3 статьи 40 этого Закона предусматривает, что в случае, если иностранец является жертвой торговли людьми, а равно свидетелем по уголовному делу о торговле людьми или преступлении, связанном с торговлей людьми, организацией незаконной миграции, либо оказывает помощь органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, по мотивированному ходатайству таких органов или органа, ведущего уголовный процесс, временное пребывание иностранца в Республике Беларусь продлевается до принятия решения (вынесения приговора) по уголовному делу в отношении лиц, виновных в торговле людьми или совершении преступления, связанного с торговлей людьми, организацией незаконной миграции.

Часть 3 статьи 48 этого Закона устанавливает, что по мотивированному ходатайству органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или органа, ведущего уголовный процесс, разрешение на временное проживание выдается иностранцу, являющемуся жертвой торговли людьми и активно способствующему расследованию уголовного дела о торговле людьми или преступления, связанного с торговлей людьми, организацией незаконной миграции, срок пребывания которого в Республике Беларусь истек, - на период его участия в уголовном процессе, социальной защиты и реабилитации, но не более одного года.

Второе направление – это деятельность государственных органов, международных организаций, общественных объединений и их координация.

Вопросы координации в сфере противодействия торговле людьми разделены на две составляющие.

Первая составляющая затрагивает координацию правоохранительных органов. Координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией, созданное при Генеральной прокуратуре, координирует деятельность Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Государственного пограничного комитета, Генеральной прокуратуры и Следственного комитета (это республиканский уровень). Аналогичная структура действует на областном и районном уровнях.

Вторая составляющая касается координации при идентификации, защите и реабилитации жертв торговли людьми, в том числе за рубежом. Здесь Министерство внутренних дел координирует деятельность Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства иностранных дел и общественных объединений.

Ключевые министерства имеют следующие основные функции.

В структуре МВД создана специализированная служба, занимающаяся противодействием торговле людьми (главное управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции). Служба состоит из оперативных подразделений, имеющих три уровня: республиканский, областной (и г. Минска), районный.

Обратим внимание, что на Министра внутренних дел возложены функции Национального докладчика, что позволяет оперативно информировать международные структуры о предпринимаемых Беларусью усилиях по искоренению современного рабства. На сайте МВД Беларуси в сети Интернет (www.mvd.gov.by) размещается информационно-аналитический обзор о принимаемых в республике мерах по борьбе с торговлей людьми, сведения о том, как не попасть в рабство и что делать в экстренной ситуации, а также национальное и международное законодательство, статистическая и другая полезная информация.

Министерство иностранных дел обеспечивает возвращение жертв торговли людьми на родину, в том числе при содействии Международной организации по миграции.

Реабилитацией жертв торговли людьми занимаются Министерство труда и социальной защиты, Министерство образования и Министерство здравоохранения.

Министерство труда и социальной защиты осуществляет реабилитацию жертв, имеющих возраст старше 18-ти лет (в его структуре действует 2 городских центра социального обслуживания семьи и детей и 146 территориальных центров социального обслуживания населения, в 109 из которых созданы «кризисные комнаты»).

Министерство образования осуществляет реабилитацию жертв, имеющих возраст от 3-х до 18-ти лет (в его структуре действуют 138 социально-педагогических центров, 112 из которых располагают детскими социальными приютами).
Для детей в возрасте до 3-х лет предусмотрена реабилитация в 10 домах ребенка системы Министерства здравоохранения (случаев торговли детьми такого возраста в Беларуси не выявлено).

В Беларуси предусмотрены следующие виды безвозмездной государственной помощи: 1) предоставление временных мест пребывания, в том числе спальных мест и питания; 2) правовая помощь, в том числе бесплатная юридическая помощь, предоставляемая коллегиями адвокатов; 3) медицинская помощь (определяется перечнем Министерства здравоохранения), в том числе в стационарных условиях, независимо от места постоянного проживания жертвы торговли людьми; 4) психологическая помощь; 5) установление семей несовершеннолетних жертв торговли людьми либо устройство их на воспитание в другие семьи, а при отсутствии такой возможности – в детские интернатные учреждения; 6) содействие в трудоустройстве на постоянную работу; 7) материальная поддержка.

В рамках уголовного процесса по решению суда жертва получает компенсацию от трафикера за причиненный преступлением ущерб (процедура гражданского иска).

При содействии Министерства связи и информатизации и МВД была создана «горячая линия» с коротким трехзначным номером 113 для лучшего информирования граждан и расширения доступа к информации о противодействии торговле людьми. Звонки обслуживаются неправительственными организациями. Международное общественное объединение «Гендерные перспективы» (Программа «Ла Страда Беларусь») обслуживает телефонные звонки на территории г. Минска, Витебской, Минской и Могилевской областей. Общественное объединение «Клуб деловых женщин» обслуживает телефонные звонки на территории Брестской, Гомельской и Гродненской областей.

Значительный пласт работы в сфере противодействия торговле людьми выполняют Представительство Международной организации по миграции в Республике Беларусь и общественные объединения (такие как «Ла Страда/Гендерные перспективы», «Клуб деловых женщин», Белорусское общество Красного Креста, «Дети не для насилия», «Понимание»). Они проводят при поддержке МВД широкомасштабные информационные кампании, организуют конференции, семинары и тренинги, имеют свои приюты и шелторы для реабилитации жертв торговли людьми, уполномочены самостоятельно выявлять и реабилитировать жертв, а также участвовать в реализации государственного социального заказа в рассматриваемой сфере.

Отметим, что взаимодействие и координация государственных структур с неправительственными организациями осуществляется также в рамках проектов международной технической помощи.

Необходимо констатировать, что в вопросах реабилитации республика, в основном, использует возможности международных и неправительственных организаций. Государственные органы оказывают реабилитационную помощь примерно 10% жертв торговли людьми. Все остальные жертвы получают помощь в общественных объединениях и Представительстве Международной организации по миграции в Республике Беларусь.


Третье направление – подготовка кадров.
В Академии МВД Республики Беларусь с 2005 г. для криминальной милиции осуществляется подготовка специалистов по противодействию торговле людьми.

С 2007 г. функционирует открытый при содействии Международной организации по миграции Международный учебный центр подготовки, повышения квалификации, переподготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми, который является базовым учреждением по профильной подготовке специалистов из государств-участников СНГ.

При содействии международных экспертов разработаны образовательные курсы, которые затрагивают противодействие не только торговле людьми, но и нелегальной миграции, борьбу с детской порнографией в сети Интернет, а также сферу реабилитации и реинтеграции жертв.

С момента открытия в Международном учебном центре прошли обучение около 1 500 человек из почти 30 государств.

Следующее направление – международное сотрудничество.

Беларусь активно выступает с предложениями по борьбе с современным рабством на международной арене. В ходе Саммита глав государств и правительств в сентябре 2005 г. в г. Нью-Йорке Президент Республики Беларусь с трибуны ООН выступил с инициативой об активизации усилий в противодействии торговле людьми, особенно, в борьбе со спросом на живой товар. В развитие данной инициативы 30 июля 2010 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Глобальный план действий по борьбе с торговлей людьми.

В Беларуси ежегодно организуются международные антитрафикинговые форумы, на которые приглашаются представители заинтересованных органов зарубежных государств и всемирно признанные эксперты в сфере противодействия торговле людьми. Так, в мае 2013 г. в г. Минске проведен семинар для представителей компетентных органов государств-членов Группы друзей, объединившихся в борьбе с торговлей людьми, и международных организаций по теме соблюдения различных аспектов прав человека в процессе борьбы с торговлей людьми. В работе международного форума принял участие заместитель Генерального секретаря ООН – Исполнительный директор УНП ООН Юрий Викторович Федотов. Аналогичный международный форум проведен в г. Минске в 2015 году.

Государственными органами Беларуси налажено сотрудничество с такими влиятельными международными организациями, как Программа развития ООН, Международная организация по миграции, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Управление по наркотикам и преступности ООН, Детский Фонд ООН и другими.
Успешное противодействие торговле людьми также строится на взаимодействии правоохранительных структур стран происхождения, транзита и назначения. Министерством внутренних дел Беларуси налажены прямые контакты с правоохранительными органами стран Евросоюза, Ближнего Востока и Содружества Независимых Государств. С некоторыми странами у Беларуси есть международные соглашения исключительно по противодействию торговле людьми, например с Турецкой Республикой. Это существенно повышает уровень работы правоохранительных органов.
Справочно. В феврале 2016 года правоохранительными органами Беларуси в г. Минске и Минской области задержаны мать и ее дочь, которые организовали каналы поставки девушек модельной внешности из Беларуси, Украины, России и Казахстана в Турцию для занятия проституцией. Соучастниками трафикинга являются граждане Украины, России и Турции. В настоящий момент установлены трафикеры из Украины. По информации МВД Беларуси украинские коллеги начали уголовное производство. Трафикеры из России и Турции пока не установлены. В Турцию были вывезены более 100 девушек, которых из г. Минска посредством сети Интернет контролировали белорусские трафикерши, даже не приезжая в Турцию. Для оказания сексуальных услуг были созданы несколько сайтов. Турецкий клиент общался посредством мессенджеров WhatsApp, Viber и других с белорусскими трафикершами, которые передавали нужную информацию девушкам-проституткам. Напрямую девушки-проститутки с клиентом договориться не могли. Срок нахождения девушек в Турции контролировали белорусские трафикерши при помощи турецких соучастников (подбор и оплата жилья, мест для оказания интимных услуг, а также штрафные санкции). В установленное время девушки пересылали заработанные деньги белорусским трафикершам банковскими переводами. Вербовщики из Украины и России получали 500 долларов США за каждую подобранную девушку. У организаторов из Беларуси изъято около 360 000 долларов США (220 000 долларов в ходе обыска в квартирах, 140 000 долларов на счетах в банках). В Беларуси к дочери-трафикерше применена мера пресечения в виде заключения под стражу, к ее матери – подписка о невыезде и надлежащем поведении, расследование продолжается.

Следующее направление – статистика и отчетность.
Благодаря принятым в Беларуси мерам масштабы торговли людьми и связанных с ней преступлений существенно сократились (если брать уровень 2014 года, то даже в 10 раз). В 2002 – 2015 годах установлены 5 222 жертвы торговли людьми, из них 576 несовершеннолетних (или 11%).

Для Республики Беларусь характерно, что преступления рассматриваемой категории, как правило, совершают граждане Беларуси, а также России и выходцы из республик бывшего СССР, проживающие в странах Западной Европы и Ближнего Востока. Имеют место случаи, когда девушки, занимавшиеся проституцией за границей, сами становятся трафикершами, вернувшись в Беларусь. С 2002 года за торговлю людьми и связанные с ней преступления осуждены 2 646 человек, в том числе 1 120 к лишению свободы.

Занятие проституцией является в Беларуси административным правонарушением (предусмотрено статьей 17.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях «Занятие проституцией») и влечет наказание в виде штрафа или административного ареста сроком до 15 суток. На 1 января 2016 г. на учетах правоохранительных органов состоит 1924 лица (1873 женщины, 51 мужчина), занимающихся проституцией, из них 39 элитных проституток, услуги которых за 1 час оцениваются от 500 долларов США и выше.

Если в отношении лица, занимающегося проституцией, совершена торговля людьми или связанное с ней преступление, то такой человек освобождается от ответственности (статьей 8.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях «Освобождение от административной ответственности жертв торговли людьми»). В 2015 году за занятие проституцией к административной ответственности привлечены 1625 лиц (1604 женщины, 21 мужчина). Лица, занимавшиеся проституцией и в последующем пострадавшие от преступлений, связанных с торговлей людьми, в указанное число не входят, так как они были признаны жертвами торговли людьми и освобождены от ответственности за занятие проституцией. В 2015 году установлены 76 лиц, занимавшихся проституцией на территории Беларуси и пострадавших от преступлений, связанных с торговлей людьми.

С 2002 года ликвидированы 22 преступные организации (из них 21 транснациональная) и 85 организованных групп.

В 2000 – 2015 годах выявлено 687 фактов торговли людьми и 3 207 преступлений, связанных с торговлей людьми. Пик фактов торговли людьми пришелся на 2005 год (выявлено 159 преступлений). Пик преступлений, связанных с торговлей людьми, пришелся на 2004 год (выявлено 555 преступлений).

В 2015 году выявлен 1 факт торговли людьми и 98 преступлений, связанных с торговлей людьми.

Таким образом, предпринятые в Беларуси меры позволили существенно снизить масштабы торговли людьми и связанных с ней преступлений, и это заслуга совместной работы государственных органов, международных и неправительственных организаций, которые не конкурируют, а дополняют друг друга.