Швеция

Об основных направлениях и тенденциях миграционной политики Швеции

В качестве основной цели правительства выделяется обеспечение в долгосрочной перспективе такой миграционной политики, которая обеспечивает право на убежище и упрощает трудовую иммиграцию, использует и учитывает влияние миграции на развитие и углубляет европейское и международное сотрудничество.

Особенностью шведской миграционной политики в области трудовой миграции является наличие такого законодательства, которое учитывает нужды работодателей и адаптировано к современному глобальному рынку труда. Главным условием получения разрешения на работу является предложение от работодателя, в котором заработная плата, страховка и иные условия найма соответствуют трудовым соглашениям или общей практике в соответствующей профессии или секторе. Такие требования предотвращают использование трудовой иммиграции в качестве средства недобросовестной конкуренции.

Другой целью деятельности шведского правительства является усиление связи между миграцией и развитием для усиления положительных эффектов и нивелирования негативного влияния миграции на развитие, поскольку такое взаимодействие затрагивает целый ряд сфер, включая рынок труда, торговлю, здравоохранение, образование и права человека.

Для обеспечения указанной цели правительство Швеции создало в июле 2009 года специальный комитет, чьей задачей является изучение способов упрощения движений людских потоков в Швецию и из страны и усиления позитивного эффекта так называемой «циркулярной миграции».

Швеция заявляет о необходимости придерживаться гуманной политики в отношении беженцев и предоставления убежища, что подразумевает защиту права просить убежище, и критически относится к европейской тенденции «закрытых границ» в данном контексте. Для достижения такого результата предлагается гармонизировать политику ЕС в области убежища и разработать «общую европейскую систему убежища», одной из целей которой является обеспечение равной защиты всеми государствами-членами ЕС.

Швеция является страной, поддержавшей предложение Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев о переселении, которое является мерой содействия странам, являющимся реципиентами больших групп беженцев, и позволяет перераспределить ответственность за их содержание.

Главным органом, отвечающим в Швеции за вопросы миграции и убежища, является Миграционная служба Швеции. С 2006 года существует возможность опротестовать решения, принятые Миграционной службой, в миграционных судах и в высшей инстанции - Миграционном апелляционном суде. Решения последнего являются окончательными. Миграционными судами являются административные суды в Стокгольме, Гётеборге и Мальме, в качестве Миграционного апелляционного суда выступает Административный апелляционный суд Стокгольма.

В августе 2007 года шведское правительство инициировало исследование новой системы апелляционных судов, результаты которого, опубликованные в 2009 году, в целом свидетельствуют о положительном эффекте такой системы.

Особенностью шведской миграционной политики является добровольное возвращение в страну происхождения в тех случаях, когда заявителям отказано в предоставлении вида на жительство. Миграционная служба в каждом случае стремится к получению такого согласия и оказывает соответствующее содействие. В случае необходимости принудительной высылки и установления запрета на въезд основным является соблюдение принципов гуманности и достойных условий. В настоящее время в Швеции также проводится работа по имплементации в шведское законодательство директивы 2008/115/ЕС Европейского парламента и Совета об общих стандартах и процедурах, подлежащих применению в государствах-членах к возврату незаконно пребывающих граждан третьих стран.

В области визовой политики Швеция руководствуется Шенгенским соглашением и иными актами в рамках ЕС, в том числе Визовым кодексом ЕС, вступившим в силу 5 апреля 2010 г. Новшеством, введенным Визовым кодексом ЕС, является право обжаловать отказ в выдаче визы. Вместе с тем, Миграционная служба Швеции определяет практику выдачи виз, применяющуюся в отношении граждан отдельной страны.

Об изменениях в миграционном законодательстве Швеции

Согласно информации Миграционной службы Швеции, 1 июля 2010 года вступили в силу изменения в шведском миграционном законодательстве, которые дали более широкому кругу лиц возможность получать разрешение (на проживание) по основанию «воссоединение с семьей» без выезда из Швеции. Данные изменения направлены на снижение разлучения детей с родителями как в случае, когда о разрешении на проживание ходатайствует взрослый, так и в случаях, когда такое разрешение необходимо получить ребенку.

По словам Генерального директора Миграционной службы Дана Элиассона, его ведомство в течение нескольких лет указывало на необходимость таких изменений в законодательстве об иностранцах, которые соответствуют политике Миграционной службы, стремящейся к открытости, гибкости и гуманности.

Ходатайство о виде на жительство по данному основанию может быть подано в любое время, когда заявитель находится в Швеции, независимо от того, на каком этапе находится рассмотрение его/ее дела.

Однако основным правилом по-прежнему остается то, что вид на жительство должен быть получен до въезда в Швецию. Новое законодательство также не означает, что все заявители безусловно получат разрешение, одним из требований для этого является подтверждение личности.

 

Телефон доверия
#моямилиция