Чешская Республика

Изменение законодательства Чешской Республики

Сообщаем, что по данным Чешского статистического управления, уровень безработицы в Чешской Республике по состоянию на конец первого квартала 2011 года оставался высоким и составил 7,2%.

В сложившихся условиях правительство Чешской Республики планирует принять ряд мер, направленных на улучшение ситуации на рынке труда, в том числе – путем ужесточения условий трудоустройства и получения разрешений на занятие предпринимательской деятельностью иностранными гражданами.

Министерством внутренних дел Чешской Республики разработан проект изменений в Закон "О пребывании иностранцев в Чешской Республике", которым предполагается введение более высоких требований к иностранным гражданам, намеревающимся заняться предпринимательской деятельностью на территории Чехии.

Так, в случае принятия указанных нововведений, для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя иностранцу необходимо будет доказать наличие у него начального капитала в размере не менее 5 миллионов крон (205 тысяч евро), а также достаточного количества финансовых средств на первый год осуществления предпринимательской деятельности. В настоящее время иностранным гражданам и гражданам Чешской Республики для осуществления аналогичной административной процедуры достаточно располагать 200 тысяч крон (8 тысяч евро).

Еще одним новшеством, предусмотренном в законопроекте, является правило, согласно которому факт признания иностранца – индивидуального предпринимателя неплатежеспособным будет являться основанием для аннулирования выданного последнему разрешения на пребывание в стране.

По мнению специалистов МВД Чехии, целью внесения указанных изменений в миграционное законодательство является недопущение фактов въезда в Чешскую Республику под предлогом занятия предпринимательской деятельностью иностранцев, которые в действительности намерены не заниматься бизнесом, а нелегально работать, имея разрешение на пребывание в стране. В то же время, ряд экспертов – экономистов отмечает, что данный законопроект фактически дискриминирует всех проживающих в Чешской Республике лиц, не являющихся местными гражданами, и непременно приведет к ликвидации организованного иностранцами мелкого бизнеса.

О порядке приобретения гражданства Чешской Республики

Порядок приобретения гражданства Чешской Республики регламентирован Законами "О пребывании иностранных граждан на территории Чешской Республики" № 326/1999 Сб. и "О принятии в гражданство Чешской Республики" № 40/1993 Сб. (в редакции Закона № 500/2004 Сб).

Согласно положениям чешского законодательства, иностранные граждане постоянно проживающие на территории страны, вправе получить чешское гражданство. Ходатайствовать о предоставлении гражданства могут также лица без гражданства, постоянно проживающие в Чешской Республике. Органом, принимающим решение о предоставлении гражданства Чехии по ходатайству заявителя, является Министерство внутренних дел.

Законом предусмотрены следующие условия приема в гражданство Чешской Республики:

1. Иностранец ко дню подачи заявления о гражданстве должен непрерывно проживать в стране на основании выданного разрешения на постоянное жительство не менее пяти лет;

2. Иностранец должен предоставить документы, подтверждающие наличие у него статуса беженца либо лица без гражданства, либо факт лишения заявителя гражданства другого государства, или подтвердить готовность отказаться от имеющегося гражданства в течение года после получения от Министерства внутренних дел Чешской Республики "гарантии предоставления гражданства";

3. В данных Реестра судимости Министерства внутренних дел отсутствуют сведения о наличии в течение пяти последних лет судимости заявителя за совершение умышленного преступления;

4. Заявитель имеет документ, подтверждающий знание чешского языка, выданный компетентным учреждением (данное требование не распространяется на граждан Словакии и бывших граждан Словакии);

5. Заявитель выполняет правила нахождения иностранцев в Чешской Республике, установленные Законом "О пребывании иностранных граждан на территории Чешской Республики", а также требования медицинского страхования, социального обеспечения, проводит отчисления в фонды пенсионного обеспечения, налогов и сборов.

Законом "О принятии в гражданство Чешской Республики" допускаются исключения из указанных требований: МВД предоставлено право в случаях, предусмотренных указанным законом (см. ниже), допустить отступление заявителем от условий, указанных в пунктах 1,2,4,5. Отступление от пункта 3 положениями законодательства Чешской Республики не допускается.

В частности, требование о постоянном проживании в Чешской Республике не менее пяти лет министерством может не предъявляться к заявителю в следующих случаях:

 заявитель родился в Чешской Республике;

 заявитель проживает в Чешской Республике не менее 10 лет;

 заявитель в прошлом являлся гражданином Чешской Республики или ЧСФР;

 заявитель был усыновлен гражданином Чешской Республики;

 один из родителей заявителя является гражданином Чешской Республики;

 до 31 декабря 1994 года заявитель переехал на жительство в Чешскую Республику на основании приглашения правительства;

 заявитель признан в Чешской Республике лицом без гражданства, либо в Чешской Республике ему предоставлен статус беженца.

Сокращение требуемого пятилетнего срока непрерывного проживания в Чешской Республике допускается при условии, что в указанный период иностранец имел право на постоянное жительство, предоставленное Полицией по делам иностранцев в соответствии с Законом "О пребывании иностранцев на территории Чешской Республики".

Отступление от требования об отказе от гражданства другого государства возможно, если заявитель имеет разрешение на постоянное жительство в Чешской Республике, проживает в стране не менее пяти лет и имеет тесную связь с Чешской Республикой, а также если:

 законодательство государства, гражданином которого является заявитель, не предусматривает выхода из гражданства;

 государство, гражданином которого является заявитель, отказывается оформить выход его из гражданства;

 выход из гражданства заявителя связан с непомерно высокими административными сборами или иными недемократическими условиями;

 подача заявления о выходе из гражданства может повлечь для заявителя или его близких преследования по мотивам принадлежности к другой расе, национальности, социальному положению, религии, политическим убеждениям;

 предоставление заявителю гражданства Чешской Республики выгодно Чехии в научных, социальных, культурных, спортивных целях;

 заявитель в прошлом являлся гражданином Чехословацкой или Чехословацкой Федеративной Республики (кроме граждан Словацкой Республики);

 заявитель имеет право на постоянное жительство в Чешской Республике и проживает на ее территории не менее 20 лет.

Отступления от требований о знании чешского языка и об исполнении обязанностей иностранца и налоговых требований могут быть допущены с учетом личности заявителя (состояние его здоровья, преклонный возраст и т.д.)

Иные исключения, не указанные в Законе "О принятии в гражданство Чешской Республики", не допускаются, в том числе по решению министра внутренних дел либо иного должностного лица.

Заявление о предоставлении чешского гражданства, адресованное в Министерство внутренних дел, заявитель может подать в местные органы власти и управления (магистраты) по месту постоянного жительства. В учреждении, где осуществляется прием заявления, заявитель заполняет анкету, после чего проходит собеседование, в ходе которого выясняется фактический уровень владения последним чешским языком. Орган, в который подано заявление, выносит свое заключение как учреждение по месту жительства заявителя, которое вместе с другими материалами направляется в Полицию по делам иностранцев. В свою очередь, полиция, после проведения соответствующих проверочных мероприятий, также прилагает к материалам дела свое заключение. Затем документы в отношении заявителя отсылаются в Министерство внутренних дел, которое принимает решение о принятии дела в производство, в ходе которого заявитель может быть вызван для устного собеседования.

К заявлению о принятии в гражданство, которое составляется в свободной форме, должны быть приложены следующие документы:

 заполненная анкета о вступлении в чешское гражданство;

 свидетельство о рождении;

 свидетельство о браке, если заявитель состоит в браке (свидетельство о разводе — если разведен, свидетельство о смерти супруга — если вдов);

 документ о том, что при получении чешского гражданства заявитель лишится своего национального гражданства, или документ об утрате гражданства (кроме беженцев). Документ об утрате национального гражданства может быть представлен только после получения от Министерства внутренних дел Чешской Республики "гарантии предоставления гражданства";

 автобиография.

Согласно положениям чешского законодательства, все документы, выданные компетентными органами иностранного государства, должны иметь отметку о высшей форме заверения (суперлегализация и проставление апостиля), если иное не предусмотрено международным договором, переведены на чешский язык судебным переводчиком (кроме документов, выданных Словацкой Республикой).

Кроме того, МВД может затребовать от заявителя предоставить документы о его профессиональной или предпринимательской деятельности (справку из Торгового реестра, лицензии, налоговую отчетность и т. д.), о медицинском страховании, об исполнении обязанностей по социальному обеспечению, налогам и сборам.

Закон позволяет супругам подать общее заявление о предоставлении чешского гражданства. Родители или один из них могут включить в ходатайство о предоставлении гражданства своих несовершеннолетних детей (в возрасте до 18 лет).

Государственная пошлина за выдачу документа о предоставлении гражданства (независимо от числа заявителей, в нем указанных), составляет 10 тысяч крон (около 400 евро). По решению МВД, указанная сумма может быть сокращена до тысячи крон (40 евро) с учетом личностей заявителей. Пошлина оплачивается лишь после получения уведомления о принятии положительного решения по ходатайству. Срок рассмотрения заявления о предоставлении гражданства Чешской Республики составляет 3 месяца со дня получения соответствующих материалов Министерством внутренних дел.

О порядке оформления разрешений на трудоустройство в Чешской Республике

Трудовая деятельность иностранных граждан в Чешской Республике имеет две формы: иностранец является работником какого-либо предприятия, фирмы, физического лица или сам занимается предпринимательской деятельностью.

Условия трудоустройства иностранных граждан на территории Чехии регулируются Законом № 435/2004 «О трудоустройстве» (далее – Закон о трудоустройстве).

Граждане государств-членов ЕС, Исландии, Лихтенштейна, Норвегии и Швейцарии, а также члены их семей для трудоустройства на территории Чешской Республики не нуждаются в разрешении на работу.

Иностранный гражданин третьей страны может трудоустроиться, если:

- имеет действующее разрешение на трудоустройство и действующую визу для пребывания, выданную с целью трудоустройства или разрешение

на долгосрочное пребывание с целью трудоустройства;

- имеет зеленую карту (разрешение на долгосрочное пребывание с целью трудоустройства);

- имеет синюю (голубую) карту (новый тип разрешения на долгосрочное пребывание с целью трудоустройства на вакансии, требующие высокую квалификацию).

Разрешение на трудоустройство и Зеленая карта выдаются на конкретную должность у конкретного работодателя. С точки зрения режима трудоустройства они являются равноценными. Закон не постановляет, что для выполнения одних работ необходима Зеленая карта, а для других разрешение на трудоустройство. Все зависит лишь от решения работодателя. Синяя карта также выдается на конкретную должность у конкретного работодателя, однако в рамках установленных законом ограничений не всегда необходимо запрашивать разрешение на смену должности или работодателя.

Для предоставления Синей карты законом предусмотрены требования к должности, на которую она выдается.

Исключением из данных правил являются иностранцы, имеющие разрешение на постоянное проживание, получившие убежище и иностранцы, находящихся на территории Чехии на основании разрешения для долгосрочного пребывания с целью воссоединения семьи с иностранцем, получившим постоянное проживание или убежище.

Разрешение на трудоустройство не требуется для иностранных граждан, которые находятся на территории Чешской Республики на основании разрешения на долгосрочное пребывание с целью воссоединения семьи, если речь идет о воссоединении семьи с иностранцем, имеющем статус долговременно пребывающего резидента Европейского Союза, который в течение своего нахождения в Чешской Республике работал на основании разрешения на трудоустройство или на основании зеленой карты минимально 12 месяцев.

В последней редакции Закона о трудоустройстве новой группой, которой не требуется разрешение на трудоустройство, являются иностранцы, которые на территории Чешской Республики находятся на основании долгосрочного пребывания с целью воссоединения семьи с иностранцем, имеющим статус долговременно пребывающего резидента Европейского Союза владеющего синей картой.

Также разрешение на трудоустройство не требуется для иностранных граждан, которые на территории Чешской Республики учатся в учебном заведении на дневной форме обучения; или закончили среднее или высшее учебное заведение в Чехии; занимаются систематической педагогической деятельностью в качестве педагогических, академических, научных работников в высшем учебном заведении или исследователей и конструкторов.

Если иностранный гражданин в Чешской Республике работает одновременно на нескольких местах, то он должен иметь разрешение на трудоустройство как для главного места работы, так и для других трудовых отношений (для второй работы и т.д.), т.е. к каждому трудовому отношению необходимо отдельное разрешение.

Также разрешение на трудоустройство необходимо для иностранных граждан, выполняющих работу в Чехии и состоящих в трудовых отношениях с зарубежным работодателем, который его для выполнения данной работы командировал на основании коммерческого или иного договора, заключенного с местным юридическим или физическим лицом.

Разрешение на трудоустройство не выдается иностранным гражданам, попросившим в Чешской Республике убежище, а именно на срок 12 месяцев от дня подачи заявления о предоставлении международной охраны.

Выдачей разрешения на трудоустройство занимается соответствующее бюро по трудоустройству по месту трудоустройства иностранного гражданина.

Заявление о выдаче разрешении на трудоустройство иностранец может подать посредством работодателя или своего уполномоченного представителя на основе нотариальной доверенности. За подачу заявления о выдаче разрешении на трудоустройство необходимо заплатить административный сбор в размере 500 чешских крон.

Бюро по трудоустройству выдает разрешение на трудоустройство только у так называемой открытой вакансии (то есть рабочего места, о создании которого или о его освобождении, работодатель сообщил в бюро по трудоустройству) в случае, если в течение определенного срока вакансия находилась на доске объявлений среди других вакансий и при этом бюро по трудоустройству не удалось найти подходящего соискателя с учетом требуемой квалификации или по причине недостатка рабочих сил найти соискателя с чешским гражданством, гражданством других стран-членов ЕС или гражданством Исландии, Лихтенштейна, Норвегии, Швейцарии.

Разрешение на трудоустройство на территории Чешской Республики выдается на определенный срок, не превышающий 2 года.

Разрешение на трудоустройство лишено права передачи и действительно только для трудовой деятельности у того работодателя, который указан в разрешении. Это также относится к виду работы и месту выполнения работы.

Разрешение на трудоустройство, выдаваемое с учетом ситуации на рынке труда, выдается иностранному гражданину, который будет сезонным рабочим, на срок шесть месяцев в календарном году в том случае, если между отдельными периодами трудоустройства пройдет срок не менее шести месяцев.

Разрешение на трудоустройство, выдаваемое независимо от ситуации на рынке труда, выдается иностранному гражданину:

- который будет принят на работу на ограниченный период времени, с целью повышения своих знаний и квалификации в выбранной профессии (стажировка), однако на срок не более одного года. Этот период может быть продлен, однако, только на срок, не превышающий время, необходимой для получения профессиональной квалификации в соответствии с нормами/положениями, действующими в Чешской Республике;

- в возрасте до 26 лет, выполняющего временные и ограниченные по времени виды работ в рамках обмена между учебными заведениями или в рамках молодежных программ, в которых принимает участие Чешская Республика;

- который является священнослужителем церкви, зарегистрированной в Чешской Республике, или религиозного общества, зарегистрированного в Чешской Республике;

- в случае, который подпадает под международный договор, на ратификацию которого дал согласие Парламент Чешской Республики, и который накладывает обязательства на Чешскую Республику;

- которому была выдана виза с целью вынужденного пребывания в соответствии с законом о пребывании, или которому было выдано разрешение на долговременное пребывание с такой же целью, или который подал заявление на предоставление международной защиты в соответствии с законом о предоставлении убежища, или которому была выдана виза для пребывания сроком свыше 90 дней с целью вынужденного пребывания, однако не ранее истечения 12 месяцев со дня подачи заявления о предоставлении убежища;

Иностранцев, получивших разрешение на трудоустройство, нельзя отправлять в командировки.

Выполнение работ иностранца в другом месте, чем указано в решении о разрешении на трудоустройство, будет считаться нелегальным в соответствии с Законом о трудовой занятости.

Если работодатель заинтересован в трудоустройстве иностранца на нескольких местах, то это он сначала должен обсудить с соответствующим областным филиалом Биржи труда, который выдаст разрешение на трудоустройство в нескольких местах на основании позиции областных филиалов Биржи труда, на территории которых будет работа выполняться.

Разрешение на трудоустройство также должен иметь и иностранный гражданин, который будет выполнять работу на территории Чешской Республики в рамках трудовых отношений с иностранным работодателем, который направил его на эту работу для выполнения заданий, вытекающих из договора, заключенного с местным юридическим или физическим лицом.

У таких иностранных граждан основные трудовые правоотношения регламентируются между иностранным работодателем и иностранным гражданином, это означает, что иностранный гражданин, трудоустроенный у иностранного работодателя и направленный для выполнения работы в Чешской Республике, получает вознаграждение в соответствии с трудовым договором, заключенным им со своим работодателем. Заключенный трудовой договор, так же, как и договоры медицинского страхования и социального обеспечения, как правило, регламентируются нормами/положениями, действующими в стране работодателя, который несет полную ответственность за содержание договора и выполнение обязанности по оплате страховых взносов.

Еще перед заключением договора, на основании которого иностранные граждане будут направлены для выполнения работы на территорию Чешской Республики, местное юридическое или физическое лицо, которое заключило договор с иностранным работодателем, и к которому иностранный гражданин будет направлен для выполнения заданий, вытекающих из этого договора, обязано согласовать с соответствующим краевым отделением Департамента по трудоустройству главным образом количество направляемых работников, их профессии и срок их направления на работу. Местное юридическое или физическое лицо предоставляет информацию в краевое отделение Департамента по трудоустройству на специальном бланке.

Местное юридическое или физическое лицо, которое заключило договор с иностранным работодателем, и к которому иностранный гражданин будет направлен для выполнения заданий, вытекающих из этого договора, обязано в письменной форме проинформировать о выходе на работу иностранного гражданина для выполнения им работы, соответствующее краевое отделение Департамента по трудоустройству, в срок не позднее дня выхода на работу этого иностранного гражданина для выполнения работы.

В том случае, если содержанием договора, заключенного между иностранным работодателем и местным юридическим или физическим лицом, является аренда рабочей силы, то краевое отделение Департамента по трудоустройству может выдать иностранному гражданину разрешение на трудоустройство только при том условии, что иностранному работодателю было выдано разрешение на осуществление посреднической деятельности при принятии на работу (трудоустройстве) на территории Чешской Республики, и что речь будет идти о заявленном вакантном рабочем месте, которое, учитывая требуемую квалификацию или недостаток трудовых ресурсов, нельзя заполнить иначе.

Иностранный гражданин может подать заявление о продлении выданного разрешения на трудоустройство в соответствующее краевое отделение Департамента по трудоустройству не ранее 3-х месяцев и не позднее 30 дней до истечения его срока действия. Условием продления разрешения на трудоустройство является то, что работа будет выполняться у того же самого работодателя. Заявление на продление разрешения на трудоустройство содержит те же самые реквизиты, что и заявление на разрешение на трудоустройство. К заявлению прилагается только подтверждение работодателя, что он и далее предоставит иностранному гражданину работу.

Разрешение на трудоустройство можно продлить только лишь с учетом ситуации на рынке труда. Краевое отделение Департамента по трудоустройству при рассмотрении заявления иностранного гражданина о продлении трудоустройства исходит из того, зарегистрированы ли в данный момент претенденты на работу, для которых конкретное рабочее место, до сих пор занятое иностранным гражданином, представляло бы подходящий вариант трудоустройства.

Предпосылкой для осуществления продления трудоустройства иностранного гражданина у одного и того же работодателя является то, что иностранный гражданин получит в краевом отделении Департамента по трудоустройству разрешение на трудоустройство, а в соответствующем отделе по рассмотрению заявлений о предоставлении убежища и миграционной политики Министерства внутренних дел получит разрешение на дальнейшее пребывание на территории Чешской Республики.
Действие разрешения на трудоустройство прекращается в случае, если:

- истечет срок, на который оно было выдано,

- работа закончится до истечения срока, на который разрешение было выдано,

- истечет срок, на который было выдано разрешение на проживание, или

- если разрешение на проживание с целью работы не будет оформлено или выдано, или же будет отменено или прекратит свое действие по другим причинам.

Разрешение на трудоустройство может быть у иностранного гражданина изъято по решению краевого отделения Департамента по трудоустройству в том случае, если работа проводится в противоречии с выданным разрешением на трудоустройство, или если разрешение было выдано на основании неправдивых данных. Апелляция против решения об изъятии разрешения на трудоустройство не имеет приостанавливающего действия.

За нарушения трудового законодательства (административные нарушения) в Чешской Республике предусмотрены крупные денежные штрафы. Административные нарушения рассматривает и налагает штрафы в соответствии с законом о трудовой занятости соответствующий Государственный департамент инспекции труда.

Например, иностранный гражданин, который был принят на работу без разрешения на трудоустройство в том случае, если такое разрешение требуется, или выполняет работу в противоречии с выданным разрешением на трудоустройство, совершает нарушение, за которое, согласно Закону о трудовой занятости, можно наложить штраф в размере до 100 000 чешских крон.

Физическое лицо, которое иностранному гражданину даст возможность нелегально выполнять работу, совершает нарушение, за которое, согласно закону о трудовой занятости, можно наложить штраф в размере до 5 000 000 чешских крон.

Физическое лицо совершает нарушение и в том случае, если, согласно Закону о трудовой занятости, не выполняет обязанности по оповещению, или не ведет регистрацию, как предписано этим законом. За такое нарушение может быть наложен штраф в размере до 100 000 чешских крон.

Если юридическое лицо, или физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, позволяет иностранному гражданину нелегально выполнять работу, то тем самым совершает административное правонарушение, за которое, согласно закону о трудовой занятости, налагается штраф в размере вплоть до 10 000 000 чешских крон, однако не менее 250 000 чешских крон.

Юридическое лицо или физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, также совершает административное нарушение и в том случае, если, согласно закону о трудовой занятости,

не выполняет обязанности по оповещению или не ведет регистрацию, установленные в этом законе. За такое административное нарушение налагается штраф в размере до 100 000 чешских крон.

При определении размера штрафа физическому или юридическому лицу учитывается серьезность административного нарушения.

 

Телефон доверия
#моямилиция