Республика Польша

О внесении изменений в Закон Республики Польша

«Об иностранцах» 1 января 2009 г. вступил в силу Закон Республики Польша «О внесении изменений в Закон Республики Польша «Об иностранцах», принятый в рамках приведения законодательной базы страны в соответствие с критериями Шенгенского соглашения.

В соответствии со статьей 21 Закона иностранцу отказывается в праве въезда, если он:

- не имеет действительного проездного документа или визы;

- не имеет документа, подтверждающего наличие действительного на срок пребывания страхового полиса;

- использовал допустимый срок пребывания на территории государств-участников Шенгенского соглашения - 90 дней в течение полугода, исчисляемых со дня первого въезда, если иное не предусмотрено международным договором;

- не представил документов, достаточных для подтверждения цели и условий пребывания; - не имеет достаточных средств для пребывания на территории шенгенской зоны на заявленный срок;

- имеет полностью или частично поддельный проездной документ, визу или иной документ, предоставляющий право на въезд и пребывание;

- данные иностранца находятся в списке иностранцев, пребывание которых на территории Республики Польша нежелательно либо в информационной базе «шенгенских» стран, либо его въезд представляет угрозу для общественной безопасности, обороноспособности, общественного порядка в Республике Польша или в других государствах-участниках Шенгенского соглашения. Решение об отказе во въезде принимает комендант подразделения пограничной службы.

От обязанности предоставления средств, достаточных для пребывания на территории Польши, освобождаются иностранцы, пересекающие границу на основании международных договоров, которые предусматривают освобождение от обязательства наличия этих средств, репатриационной визы, рабочей визы, вида на жительство, визы, выданной в целях использования прав, вытекающих из наличия «карты поляка», и некоторые другие категории граждан.

В соответствии с Распоряжением Министра внутренних дел и администрации Республики Польша «По вопросу о размере финансовых средств, которые должен иметь иностранец, въезжающий на территорию Польши, а также документов, которые могут подтвердить наличие этих средств» от 30 октября 2007 г. иностранец, въезжающий на территорию Республики Польша на срок, не превышающий трех дней, должен иметь финансовые средства в размере не менее 300 злотых (около 100 долларов США) либо эквивалент этой суммы в иностранных валютах.

Иностранец, въезжающий на территорию Республики Польша на срок свыше 3 дней, должен иметь финансовые средства в размере не менее 100 злотых на каждый день пребывания. Данные требования касаются также и граждан Республики Беларусь, въезжающих на территорию Польши.

Документами, которые могут подтвердить наличие достаточных финансовых средств, являются:

- дорожный чек или кредитная карточка;

- справка о наличии платежных средств в банке или кооперативной сберегательно-кредитной кассе на территории Республики Польша, удостоверенная печатью и подписью уполномоченного сотрудника банка или кассы и выданная не позднее, чем за месяц до пересечения границы;

- оригинал приглашения. Документами, подтверждающими наличие финансовых средств, необходимых для оплаты стоимости выезда с территории Республики Польши, могут также являться билет, дающий право на проезд в страну происхождения или другую страну и документ, подтверждающий право пользования имеющимся у иностранца транспортным средством.

 

О требованиях, предъявляемых к иностранцам, при пересечении границы Польши

В соответствии с Законом Республики Польша об иностранцах от 13.06.2003 (с изменениями и дополнениями) иностранные граждане могут въезжать и пребывать на территории Республики Польша на основании действительного проездного документа и визы, если иное не предусмотрено положениями упомянутого Закона.

Иностранец может быть немедленно препровожден до границы, если он неумышленно пересек границу и был задержан на приграничной территории непосредственно по пересечению границы.

В случае задержания иностранца при пересечении границы в нарушение правил, за исключением непосредственного препровождения до границы при неумышленном пересечении, у него снимаются отпечатки пальцев.

Иностранец, въезжающий на территорию Польши, обязан по требованию сотрудника пограничной службы обосновать и документально подтвердить цель планируемого пребывания, иметь финансовые средства, необходимые для покрытия расходов по въезду, пребыванию, проезду либо выезду с территории Польши, а также разрешение на въезд в иное государство, если это необходимо. Наличие финансовых средств может быть подтверждено путем предъявления приглашения.

П. 3 ст. 15 указанного Закона предусмотрено, что финансовые средства и приглашение могут не предъявлять иностранцы:

1. пересекающие границу на основании:

международных договоров, на основании которых иностранцы освобождаются от необходимости наличия финансовых средств или покрытия расходов по пребыванию на территории Польши;

договоров о малом приграничном движении или договоров, которые регулируют пересечение границы по туристическим маршрутам, пересекающим границу;

въездной визы;

рабочей визы;

визы с целью использования временной охраны;

визы с целью участия в рассмотрении дела о предоставлении статуса беженца;

вида на жительство;

2. пересекающие границу с целью предоставления благотворительной помощи;

3. участвующие в спасательных мероприятиях.

Члены экипажей морских судов, прибывающих в порты, имеют право сойти на берег и пребывать в пределах портового города на основании действительного проездного документа и пропуска, который выдается представителями пограничной службы, без наличия визы.

Приглашение может оформить:

гражданин Республики Польша, проживающий на территории Польши, а также гражданин государства ЕС либо Швейцарской Конфедерации (а также члены его семьи), проживающий на территории Польши и имеющий вид на временное проживание либо вид на постоянное проживание;

иностранец, легально и непрерывно пребывающий на территории Польши последние 5, либо обладающий разрешением на постоянное проживание или разрешением на пребывание долгосрочного резидента ЕС;

юридическое лицо, зарегистрированное на территории Польши.

В приглашении отражается:

1. данные приглашающего (фамилия, имя (имена), дата и место рождения, гражданство, адрес проживания, профессия, вид и номер паспорта либо удостоверения личности);

название юридического лица, юридический адрес.

2. имя (имена), фамилия, дата и место рождения, пол, гражданство, место жительства, номер проездного документа приглашаемого лица, а также степень родства с ним.

3. имя (имена), фамилия, дата рождения и пол супруга(и) и детей приглашаемого иностранца, если приглашение оформляется также для них.

4. обязательство приглашающего по покрытию расходов, связанных с пребыванием и выездом приглашаемого иностранца, в том числе возможного лечения и высылки с территории Польши.

5. указание срока, на который приглашается иностранец;

6. название органа, который зарегистрировал приглашение в установленном порядке.

7. дата и номер регистрации приглашения.

8. подпись приглашающего.

Приглашение действительно с момента его регистрации в установленном порядке (в воеводстве по месту жительства приглашающего) и действительно в течение года.

По требованию органа, который принимает ходатайство о регистрации приглашения, приглашающее лицо обязано предоставить документы, подтверждающие возможность покрытия расходов, связанных с пребыванием приглашаемого иностранца, в частности, документы о доходах либо собственных материальных средств и их количестве, а также документы, подтверждающие юридическое право на проживание в конкретном жилом помещении или возможность предоставления иностранцу проживания.

По данному ходатайству принимается отрицательное решение в случае, если:

приглашающим является иностранец, данные о котором находятся в списке лиц, чье пребывание на территории Польши нежелательно; вызывает опасение, что выдача визы повлечет угрозу национальной безопасности Польши, общественному порядку, интересам Польши; при подаче документов предоставлены поддельные документы, ложные сведения либо утаены необходимые известные сведения;

финансовое положение и жилищные условия приглашающего не позволяют компенсировать возможные расходы и размещение иностранца;

приглашающий не исполнил обязательств по предыдущим приглашениям.

Отрицательное решение может быть также принято в случае, если ходатайство о регистрации приглашения подано менее чем за 7 дней до даты, с которой иностранец приглашается в Польшу.

Иностранцу отказывается во въезде на территорию Польши, если:

1. не имеет действительного проездного документа либо визы (если таковая требуется);

2. его данные находятся в списке лиц, пребывание которых на территории Польши нежелательно;

3. не имеет финансовых средств либо вида на жительство;

4. не представил достаточных документов, подтверждающих цель и особенности предполагаемого путешествия;

5. имеются обоснованные подозрения, что его въезд и пребывание на территории Польши повлечет угрозу для здоровья населения;

6. его въезд и пребывание на территории Польши повлечет угрозу национальной безопасности Польши, общественному порядку, интересам Польши.

Не может быть отказано во въезде иностранцу, если у него въездная виза выдана по следующим основаниям:

положения польского законодательства требуют от него личного присутствия в польских органах власти;

въезд на территорию Польши необходим для прохождения курса лечения с целью спасения жизни, если в других государствах это осуществить невозможно;

исключительная ситуация, требующая от него личного присутствия на территории Польши;

в интересах Республики Польша;

есть обоснованное предположение, что он является жертвой торговли людьми, при наличии подтверждения, выданного компетентным органом по проведению разбирательств в области борьбы с торговлей людьми.

О страховании иностранных рабочих в Польше

С учетом обращений граждан Республики Беларусь консульским отделом проведено изучение особенностей страхования на территории Республики Польша иностранных граждан, прибывших на территорию страны аккредитации с целью трудоустройства.

В соответствии с действующей в Польше законодательной и нормативно-правовой базой, в случае подписания договора с польским субъектом хозяйствования иностранец имеете несколько возможностей для легализации работы:

1. получение разрешения на работу типа A или B;

2. работа на основании заявления;

3. работа без необходимости получения разрешения на работу при заключении договора с польским субъектом хозяйствования.

Согласно польскому законодательству могут быть заключены три вида договоров:

1. трудовой договор (umowa o pracę);

2. договор-заказ (umowa o dzieło);

3. договор о выполнении работ (umowa-zlecenie).

При заключении трудового договора или договора-заказа плательщиком является польский субъект хозяйствования, который поручает работу, а работники-иностранцы подлежат обязательному социальному страхованию на общих основаниях, предусмотренных для работников (исполнителей заказа), т.е. на таких же основаниях, как и граждане Польши, выполняющие работы для польских субъектов хозяйствования. Согласно закону от 26 июня 1974 г. "Трудовой кодекс" (Kodeks Pracy), работодателем является организационная единица, даже в том случае, когда она не имеет правоспособности, a также физическое лицо, которое принимает на работу работников в рамках трудового договора. Обязательство оплаты взносов на социальное страхование зависит от того, подлежит ли человек этому страхованию. Это означает следующее: чтобы существовали основания для социального страхования, выполнение работы должно осуществляться согласно трудовым отношениям или иному договору, из которого следует обязательство социального страхования.

Если иностранцы охвачены социальным страхованием, то им могут пользоваться и члены семьи (супруг/супруга, дети).

В соответствии с Трудовым кодексом Республики Польша, все иностранцы, которые работают на территории страны на основании трудового договора, подлежат обязательному социальному и медицинскому страхованию, a их работодатели должны обязательно перечислять взносы в Фонд труда (Fundusz Pracy) и Фонд гарантированных рабочих выплат (Fundusz Gwarantowanych Świadczeń Pracowniczych). Если иностранец дополнительно выполняет договор-заказ, заключенный с собственным работодателем, то на основании исполнения этого договора иностранец также платит взносы на социальное страхование на таких же условиях, как и в случае трудового договора, т.е. обязательно пенсионное страхование, рентное страхование, страхование от болезней и страхование от несчастных случаев (социальное страхование и страхование здоровья лиц, выполняющих работу на основании гражданско-правовых договоров).

Иностранцы, которые являются исполнителями заказа (работают на основании договора-заказа), если такой договор является единственным основанием для страхования (единственной работой), подлежат обязательному социальному страхованию (пенсионное и рентное страхование, оплата взносов в Фонд труда и Фонд гарантированных рабочих выплат, а также страхование от несчастных случаев, если работа выполняется в организации работодателя), и добровольному социальному страхованию (страхование от болезней). С 1 января 2010 года все исполнители заказов охвачены пенсионным и рентным страхованием, а также обязаны страховаться от несчастных случаев.

Лицо, работающее у двух разных работодателей, например, у одного – на основании трудового договора, а у другого – по договору-заказу, подлежит обязательному социальному страхованию (взносы перечисляются работодателем, с которым оно находится в трудовых отношениях, т.е. с тем, с кем это лицо подписало трудовой договор). В случае, когда зарплата в рамках данного договора является равной минимальной заработной плате или превышает ее, то от второго договора могут быть перечислены взносы на социальное страхование (пенсионное и рентное), но они будут иметь добровольный характер. Если база для расчета размера взносов, вытекающая из трудовых отношений, ниже минимальной заработной платы, то это лицо подлежит обязательному пенсионному и рентному страхованию также на основании выполнения договора-заказа (социальное страхование и страхование здоровья лиц, выполняющих работу на основании гражданско-правовых договоров). Если исполнитель заказа подлежит обязательному пенсионному и рентному страхованию, как на основании договора-заказа, так и на основании трудового договора, то обязательство оплаты взноса в Фонд труда возникает на основании каждого из них.

Лицо, исполняющее несколько договоров-заказов, подлежит обязательному страхованию на основании того из них, который был заключен ранее. Однако оно может добровольно, по собственному усмотрению быть охвачено пенсионным и рентным страхованием также на основании остальных, всех или выборочных, договоров-заказов. Оно может также изменить основание для обязательных видов страхования (социальное страхование и страхование здоровья лиц, выполняющих работу на основании гражданско-правовых договоров).

Учащиеся гимназий и школ, а также студенты в возрасте до 26 лет, выполняющие работы на основании договора-заказа, не подлежат социальному страхованию ни в обязательном, ни в добровольном порядке.

О некоторых аспектах предоставления разрешений на пребывание в Польше на неопределенный срок

В соответствии с Законом Республики Польша об иностранцах от 13 июня 2003 г. (с изменениями от 2008 года) разрешениями, выдаваемыми на неопределенный срок, являются разрешение на пребывание долгосрочного резидента Европейского Союза, а также разрешение на постоянное проживание.

Разрешение на постоянное проживание выдается иностранцу, который:

является несовершеннолетним ребенком иностранца, имеющего разрешение на постоянное проживание, родившимся на территории Республики Польши;

состоит в браке с польским гражданином не менее 3 лет до подачи заявления и непосредственно перед подачей заявления непрерывно пребывал на территории Польши не менее 2 лет на основании разрешения на проживание на определенный срок;

непосредственно перед подачей заявления непрерывно пребывал на территории Польши не менее 10 лет на основании согласия на допустимое пребывание или в течение 5 лет в связи с получением статуса беженца;

является ребенком польского гражданина и находится под его родительской опекой.

Кроме того, иностранцы могут ходатайствовать о выдаче разрешения на пребывание долгосрочного резидента Европейского Союза, которое выдается иностранцу, пребывающему на территории Польши непосредственно перед подачей заявления легально и непрерывно в течение 5 лет, имеющему стабильный и регулярный источник дохода, достаточный для оплаты расходов по содержанию себя и членов семьи, находящихся на его иждивении, а также медицинскую страховку в понимании положения о всеобщем медицинском страховании или подтверждение оплаты страховщиком стоимости лечения на территории Республики Польши.

Иностранец может подать заявление о выдаче разрешения на постоянное проживание или разрешения на пребывание долгосрочного резидента Европейского Союза во время легального пребывания на территории Польши, для чего необходимо подать воеводе по месту предполагаемого пребывания иностранца заполненную анкету установленной формы.

Кроме того, иностранец обязан обосновать заявление, представить действительный проездной документ, а также приложить к заявлению:

1) фотографии лиц, на которых распространяется заявление;

2) документы, подтверждающие данные, содержащиеся в заявлении, и обстоятельства, обосновывающие ходатайство о выдаче разрешения на постоянное проживание или разрешения на пребывание долгосрочного резидента ЕС;

3) правовое основание для занятия жилого помещения, в котором он пребывает или намеревается пребывать, а также документы, подтверждающие размер расходов на проживание.

Срок рассмотрения заявления о выдаче разрешения на постоянное проживание или разрешения на пребывание долгосрочного резидента ЕС не должен превышать 3 месяцев со дня возбуждения производства, а при апелляционном производстве - не позднее 2 месяцев со дня получения апелляции.

О некоторых аспектах легализации пребывания иностранных граждан на территории Республики Польша

Заявления и ходатайства, связанные с легализацией пребывания иностранцев на территории Республики Польша, составляются на польском языке. Заявление на выдачу визы может быть составлено на иностранном языке, по согласованию с консулом.

Документы, составленные на иностранном языке, служащие как доказательство в производстве, ведущемся на основе закона от 13 июня 2003г. об иностранцах (Сборник законов от 2006 г. № 234, поз. 1694 с последующими изменениями), должны подаваться вместе с их переводом на польский язык, выполненным присяжным переводчиком.

Решение дела, которое требует разъяснительного производства, должно состояться в течение не более одного месяца, дела особенно сложного - не более двух месяцев со дня возбуждения производства, а дела в апелляционном производстве - в течение одного месяца со дня получения апелляции.

Решение дела, касающегося предоставления разрешения на поселение или разрешения на пребывание долгосрочного резидента Европейского Союза, должно состояться в течение не более 3 месяцев со дня возбуждения производства, а дела в апелляционном производстве - в течение 2 месяцев со дня получения апелляции.

В случае нерешения дела в вышеуказанные сроки орган первой или второй инстанции обязан уведомить заявителя, указывая причины замедления и новый срок оформления дела.

Все письма (уведомления, вызовы, решения, постановления и т.п.) доставляются за подписью по почте или чиновниками органа первой или второй инстанции.

Письма доставляются заявителю на указанный им адрес, а если он установил уполномоченного - этому уполномоченному.

В случае невозможности доставления заявителю письма или взрослому домочадцу, письмо оставляется сроком на 7 дней в почтовом отделении, а уведомление об этом факте оставляется в почтовом ящике или, если это невозможно, в двери квартиры адресата. Письмо считается врученным с момента истечения последнего дня этого срока.

Получение письма заявитель обязан подтвердить своей подписью с указанием даты получения. Если он уклонится от подтверждения получения, вручающий сам подтвердит дату вручения и укажет лицо, которое получило письмо и причину отсутствия его подписи.

Если заявитель откажет в принятии письма, посланного по почте или доставленного другим способом, письмо вернется к отправителю с пометкой об отказе в его принятии с датой отказа. В таком случае считается, что письмо доставлено адресату в день отказа в его принятии.

О каждом изменении места проживания необходимо уведомлять орган, перед которым ведется производство. В ходе производства письма всегда посылаются по адресу для корреспонденции, который как последний был указан данному органу.

В случае выезда за границу заявитель обязан указать адрес для корреспонденции на территории Польши.

В случае, если адрес заявителя изменился, а орган, ведущий производство, не был об этом уведомлен, то письмо будет отправлено на последний указанный им адрес для корреспонденции. Отправленное таким образом письмо является фактически доставленным также в том случае, если заявитель не проживает уже по этому адресу и в связи с этим не принял к сведению содержание письма.

В случае, если заявитель не проживает по указанному адресу и отсутствует возможность доставления письма за подписью взрослому домочадцу или другому лицу, проживающему или пребывающему по указанному адресу, которое взяло бы на себя доставление письма адресату, письмо, возвращенное отправителю, считается доставленным в день попытки доставления.

Неуведомление об изменении места проживания может иметь для заявителя серьезные последствия, например:

- заявление останется без рассмотрения,

- решение компетентного органа может стать неизменным, так как из-за не уведомления об изменении адреса заявитель не соблюдет срока внесения апелляции на решения органа первой инстанции или жалобы на решение органа второй инстанции в Административный суд.

За выдачу разрешения на пребывание орган, ведущий производство взимает так называемый гербовый сбор.

Обязанность уплаты гербового сбора возникает в момент подачи заявления на предоставление какого-либо разрешения на пребывание на территории Республики Польша. Гербовый сбор уплачивается на счет органа, ведущего производство.

В случае выдачи решения об отказе в предоставлении разрешения на пребывание заявитель должен запросить возврат уплаченного гербового сбора. Гербовый сбор не подвергается возврату по истечении пяти лет по окончанию года, в котором сбор был уплачен.

При продлении краткосрочной визы взимается гербовый сбор в размере 205 злотых (около 65 долларов США), а при продлении долгосрочной визы - 406 злотых (около 125 долларов США).

При выдаче разрешения на проживание на указанный срок взимается гербовый сбор в размере 340 злотых (около 106 долларов США), при выдаче разрешения на поселение и разрешения на пребывание долгосрочного резидента Европейского Союза взимается гербовый сбор в размере 640 злотых (около 200 долларов США).

За документ, подтверждающий предоставление доверенности, взимается гербовый сбор в размере 17 злотых (около 5 долларов США).

Если заявитель не внесет надлежащий сбор вместе с заявлением, орган, ведущий производство, назначит ему срок для внесения этого сбора. Срок не может быть менее 7 дней, но не более 14 дней. Если в указанный срок сбор не будет внесен, заявление подлежит возврату.

Орган первой и второй инстанции может перед вынесением решения вызвать заявителя на личное собеседование с целью разъяснения существенных обстоятельств, необходимых для вынесения решения.

Особое внимание следует обратить на прилагаемое к каждому решению разъяснение о средствах обжалования, в том числе на указанные там сроки. Только до истечения этих сроков заявитель может внести апелляцию на решения органа первой инстанции или жалобу в Административный суд на решение органа второй инстанции.

Личные данные заявителя могут быть переданы компетентным органам других государств-членов Европейского союза согласно действующему в этой области законодательству.

Телефон доверия
#моямилиция