www.mvd.gov.by

Служим Закону, Народу, Отчизне!

220030, Минск
ул. Городской Вал, 4

Круглосуточный
единый номер: 102

Государственная автоинспекция

Гражданство и миграция

Административные процедуры

Учебные заведения

Главное управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми

Главное управление охраны правопорядка и профилактики

2 сентября 2016Парламентские выборы - философия белорусского пути


Жизнь нашего государства - это результат нашего выбора. Именно поэтому будущие депутаты и все те, кто хочет связать свою судьбу с политикой и государственной службой, должны знать и понимать, что интересы и чаяния народа, человека-труженика превыше всего. И чтобы выражать интересы людей необходимо самому быть честным, а это значит, обращать свой взор в будущее и не идти на сделку с совестью. Выборы в Национальное собрание Республики Беларусь должны проходить на основе внутриполитического реализма и, как неоднократно подчеркивал Президент страны, открыто и демократично, исходя из интересов народа и в соответствии с Конституцией и законами Беларуси. За годы независимости нашего государства Парламент стал символом справедливости, равноправия, взаимоуважения и сотрудничества. Поэтому и будущим депутатам надо своим примером давать людям веру и надежду, чувствовать ответственность за завтрашний день страны. Работа с законами и реальными проблемами избирателей - это главная задача депутатов.

Зарубежные партнеры нам часто пытались навязать свои и мнения, и видение развития нашей страны и проведения выборов в Парламент, рассчитывая на поверхностное отношение и понимание нашим народом происходящих мировых процессов. Однако достоинство белорусских граждан состоит в том, что они обладают идеологическим и политическим иммунитетом, а также достаточным уровнем знаний и морально-нравственными качествами, которые и позволяют отличать правду от лжи, видеть истину жизненных интересов и поступать по совести, идти от жизни. Действительно, чем необразованнее человек, чем менее известны ему конкретные политические отношения, которые он взялся анализировать, тем более он склонен распространяться о всякого рода пустых возможностях, всевозможных прогнозах. Анализ политических явлений через призму политологического словаря приводит к тому, что эти явления вырываются из тех реалий, в которых они находятся, и переносятся в абстрактную политическую сферу. Отсюда возникает парадокс, когда наиболее абсурдные и бессмысленные вещи могут рассматриваться как возможные. В политике, однако, важно не то, что можно мыслить, а то, что действительно мыслят. И подлинный политический анализ следует искать не в соответствующих прогнозах (возможностях), а в конкретной политической ситуации. Это относится и к проблеме диалога власти и оппозиции на предстоящих парламентских выборах в Беларуси.

Политический анализ должен строиться не на возможности, а на действительности. Возможно ли нечто или невозможно, это зависит от политического содержания, то есть от конкретной политической действительности, которая в своем развитии обнаруживает себя как необходимость. Основная ошибка при анализе политической ситуации в Беларуси состоит в попытке оценивать ее с точки зрения классической политологии. Дело в том, что в Беларуси нет той оппозиции, которая прописана в западных трактатах, учебниках, и которая существует в реальной западной политической системе. В этом и состоит бессмысленность всех политических прогнозов, которые исходят из абстрактного сопоставления западной и постсоветской действительности.

В чем специфика ситуации в Беларуси? В том, что при всех проблемах, сложностях постсоветского бытия Беларусь в наибольшей степени можно охарактеризовать как постсоветскую республику с самостоятельной властью. Это нашло отражение в таком понятии, как белорусский путь.

Сущность белорусского пути заключается в том, что в Беларуси установлен такой государственный порядок, такая государственная власть, которая не только предоставляет возможность решать дела в стране с учетом интересов большинства граждан, но и обеспечивает превращение этой возможности в действительность. Это и есть подлинная демократия.

Белорусский путь в политическом отношении - это путь создания государства для белорусского народа, а не формальная экстраполяция западных политических вывесок на белорусскую действительность. В этом смысле белорусский путь - это, несомненно, демократический путь развития белорусского общества.

Белорусский путь в экономическом отношении - это путь совершенствования белорусской экономики в современных условиях с точки зрения интересов всего белорусского общества, а не отдельных его групп. Поэтому рыночные реформы - не самоцель, а средство повышения эффективности белорусской экономики в новых геоэкономических условиях и технологических укладах. Отсюда идея и политика интеграции постсоветского пространства как экономический императив современной Беларуси.

Белорусский путь в историческом отношении - это путь через связь времен, признания советского периода белорусской истории как системообразующего, ключевого в становлении белорусской нации и белорусской государственности. В историческом смысле белорусская история неотделима от общерусской, основанной на христианских традициях.

Белорусский путь в цивилизационном отношении - это путь с народами бывшего СССР, путь цивилизационного единства с Россией на основе христианских ценностей и православной веры. Это путь отказа от удельного интереса, от навязываемого «европеизма», путь на интеграцию постсоветского пространства, на общеевразийский, стратегический интерес, справедливость, дружбу народов, то есть не всё то, что было характерно до геополитической катастрофы, до разрушения СССР. Белорусский путь - не причина кризиса в нашей республике, как об этом любят разглагольствовать всевозможные квазиевроинтеграторы и псевдореформаторы, наоборот, благодаря белорусской модели удалось самортизировать, смягчить разрушительные последствия геополитической катастрофы, которая является главной причиной кризиса для всех бывших союзных республик и всего мирового сообщества.

Белорусский механизм стабильности показал себя успешным и перспективным. Разумеется, мы сделали много: определили свой исторический выбор и строим мирное и благополучное государство. Его основные признаки - сильная и справедливая власть, социальная ориентация экономики, государство для народа, миролюбивая внешняя политика, сохранение духовных традиций. Авторитет нашего государства опирается на гарантии защиты человеческой жизни, свободы человека и суверенного права каждого человека при равных шансах делать свой выбор в рамках закона. Сохраняя и укрепляя всё это, мы будем двигаться вперед, выстраивая независимую, свободную, мирную и благополучную Беларусь.

Каждый кандидат в депутаты должен осознавать, что он идет от народа и должен работать для народа, то есть он должен быть профессионалом - политически зрелым, прагматично ориентированным, образованным гражданином и духовно развитой личностью, готовым своим жизненным примером демонстрировать себя как государственника. Ориентиром для всех нас - граждан и кандидатов в депутаты - должны быть решения V Всебелорусского народного собрания и реализация социально-экономической программы 2016 - 2020 гг. Сами выборы свидетельствуют о глубоких исторических традициях, высоком уровне культуры, народной мудрости. Для кандидата в депутаты основой для принятия решений, убежден, должен стать доклад Главы государства, являющийся по своей сути стратегическим документом в котором были определены основные вехи и достижения независимой Беларуси, а также страницы будущего развития нашего государства.

Итоги V Всебелорусского народного собрания позволяют всем нам взглянуть более широко и комплексно, обратить внимание на основополагающие принципы развития нашего общества, отнестись более ответственно к судьбе страны. В чем новизна перспектив? Какова стратегия государства для народа?

Отвечая на эти вопросы и кандидаты в депутаты, да и мы, все граждане нашей страны, беря за основу итоги всенародного собрания в преддверии странового события - выборов в Национальное собрание Республики Беларусь - должны отметить следующую принципиальную позицию: государство для народа - это и есть белорусский путь развития, социальная ориентация экономики, сильная справедливая власть, сохранение исторических и культурных традиций. Целью власти является забота о людях: усиление контроля за соблюдением законодательства о труде, способствование улучшению работы на производстве, искоренение потребительского отношения, конструктивное взаимодействие государства с молодежными, ветеранскими, спортивными, детскими и профессиональными организациями, общественным советом при МВД.

Главная задача на перспективу - это обеспечение экономического роста и повышение жизненного уровня, повышение эффективности экономики, постановка новых задач по секторам экономики, в связи с образованием Евразийского экономического союза, рост экспорта, снижение импортоемкости производства продукции. Гуманная социальная политика как цементирующая часть стратегии курса «Государство для народа» является основой благополучия общества и подразумевает в реальности следующее: доступность дошкольного образования по месту жительства, развитие импортозамещения в фармакологии и обеспечение доступности лекарств для населения, обеспечение фундаментальных прав граждан (право на труд и отдых), социальное обеспечение и страхование, повышение благополучия каждого члена общества, поддерживание разумной стоимости платного обучения с учетом социально-экономического положения населения и т. д. Беларусь проявила себя как инициатор и поборник миролюбивой внешней политики, сохранения и укрепления мира на постсоветском пространстве. Беларусь - территория геополитического взаимодействия, стремящаяся к установлению взаимовыгодных и миролюбивых отношений со всеми странами. За время независимости особое внимание власть уделяла эффективному государственному управлению. Речь прежде всего идет о балансе доверия власти и общества; обновляемости кадров, человекоориентированности системы государственного управления, дисциплине и самоконтроле.

Белорусский путь не допустил катастрофического варианта развития ситуации в республике. Проблема борьбы с кризисом - это проблема, которая может быть решена только совместными усилиями постсоветских стран путем глубокой интеграции, строительства Союзного государства и Евразийского союза.

Традиционно выборы - и президентские, и парламентские - в нашей стране всегда проходили спокойно и организованно, на основе диалога власти и общества. И в связи с этим хотелось бы еще раз подчеркнуть заверение МВД о готовности к обеспечению общественной безопасности, а следовательно и свободного волеизъявления всех граждан в соответствии с законом. Во время проведения выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания избиратели могут быть уверенными в безопасности процесса голосования. Знаю, исходя из всей истории независимой Беларуси, что голос каждого очень важен для всех нас - для нашей свободы и независимости. Убежден, что и те молодые граждане, которые впервые в жизни пойдут на избирательные участки, испытают неподдельную гордость за предоставленную возможность и сопричастность к решению судьбы своей Родины.

Таким образом, парламентские выборы в Беларуси лишь тогда будут подлинно народными, демократическими выборами, когда они будут основываться на философии белорусского пути развития, убежденности каждого идти дорогой своего народа.

Как белорусский ученый и член общественного совета при МВД Беларуси испытываю твердую надежду, что все граждане, имеющие право голоса, проявят солидарность и высокую степень ответственности перед страной, своими детьми и родителями, выполнят свой конституционный долг и примут участие в жизненно важном выборе нашей Родины.


Николай ЩЁКИН,
специально для «НС».

Телефон доверия
#моямилиция