11 января 2019Век под стук колёс


Железнодорожная милиция создана декретом ВЦИК от 18 февраля 1919 года. Помимо прав и функций общей милиции она была наделена специальными обязанностями

Именно поэтому, когда к концу 1921 года из-за тяжелой социально-экономической обстановки в стране это подразделение упразднили, борьба с преступностью на транспорте стала менее эффективной. До 1937 года соответствующие функции выполняли органы общей милиции, транспортные отделы ОГПУ и подразделения Народного комиссариата путей сообщения, однако их сотрудники не имели навыков предупреждения и раскрытия специфических преступлений.

В итоге транспортную милицию решено было воссоздать.

Образованному в Гомеле отделу передали в подчинение отделения в Унече, Могилеве, Жлобине, Калинковичах, Осиповичах и оперпункты на станциях Новобелицкая, Сновская, Новозыбков, Кричев, Бобруйск, Слуцк. Возглавил подразделение лейтенант госбезопасности К. Дейков. Также на территории БССР существовала Западная ЖД, обслуживаемая отделом с дислокацией в Смоленске.

После присоединения Западной Беларуси созданы дорожные отделы милиции на Брест-Литовской (Барановичи) и Белостокской (Гродно) железных дорогах. Первому подчинялись ЛОМы в Барановичах, Бресте и Лунинце, второму - Гродно, Белостоке, Лиде, Волковыске, Молодечно.

Наряду с совершенствованием организационной структуры укреплялся кадровый потенциал, повышалось профмастерство сотрудников. С апреля 1940-го началась подготовка руководителей во вновь открывшихся московской Центральной и новочеркасской Межобластной школах НКВД СССР, организовывались курсы переподготовки в Воронеже и Харькове. Отличники учебы поощрялись. К примеру, 19 июня 1941 года начальнику оперпункта милиции станции Брест-Полесская сержанту милиции И. Корначеву за отличные успеваемость и служебные показатели во время учебы выдана премия в размере 200 рублей.

С июня 1940 года началась подготовка личного состава ОВД Органы внутренних дел на летних лагерных сборах, в ходе которых милиционеры знакомились с нормативными правовыми актами по вопросам укрепления правопорядка, делились накопленным опытом борьбы с преступностью, занимались физической и огневой подготовкой.

В практику вводилась еженедельная командирская учеба. Ежегодно проводились также собрания отличников милиции.
Для повышения уровня физической подготовки систематически организовывались спортивные соревнования. В частности, доротдел на Белорусской ЖД в январе 1941 года провел десятикилометровые лыжные гонки с преодолением препятствий, в которых участвовали 55 человек. Общекомандная победа досталась гомельскому ЛОМу, личную викторию праздновал милиционер оперпункта на станции Березина Л. Запольский. Победители награждены переходящим призом, грамотами и премиями (от 100 до 300 рублей).

В первые часы войны гитлеровская авиация обрушила массированные удары на крупные узлы, станции, мосты, другие важные объекты приграничных железных дорог. Особенно тяжелая обстановка сложилась в Брест-Литовске: транспортный узел оказался под артиллерийским огнем. Были нанесены бомбовые удары по станциям Жабинка, Лида, разрушены объекты, обеспечивавшие движение поездов на отдельных участках.

Начальник доротдела на Брест-Литовской ЖД Афанасий Красильников вспоминал: в два часа ночи 22 июня 1941 года из оперпункта милиции на станции Ивацевичи ему доложили, что в районе станции Береза-Картузская неизвестный самолет обстрелял поезд, имеются убитые и раненые. Позже его заместитель по оперработе лейтенант госбезопасности Н. Лобаков проинформировал со станции Жабинка, что с Брестом связи нет, а железнодорожный путь разрушен.

Сотрудники ЛОМ на станции Брест вступили в бой в первые часы войны. Оборону вокзала возглавил начальник отделения милиции Андрей Воробьёв. Позже исследователи установили, что тогда погибли А. Головко, П. Довженюк, И. Назин, Г. Ефремов, А. Климук, К. Трапезников. Схваченный фашистами А. Воробьёв расстрелян.

Писатель Сергей Смирнов называл оборону железнодорожного вокзала Бреста «родной сестрой обороны Брестской крепости».

Мужественно и стойко выполняли служебный долг сотрудники других линейных подразделений. Под разрывами бомб начальник ЛОМа на станции Минск старший лейтенант милиции А. Куропаткин организовал эвакуацию мирных жителей и вывоз служебной документации, самоотверженно действовал до последней минуты жизни. Вместе с руководителем погибли его подчиненные И. Щербаков, П. Стиплин, А. Лещенко, П. Пукалов, Е. Башун, А. Бардыго.

Сотрудники ЛОМа на станции Могилев под руководством сержанта госбезопасности В. Прокоповича и его заместителя И. Логвинова вместе с воинскими формированиями встали на защиту стратегически важных железнодорожных транспортных коммуникаций, участвовали в эвакуации населения и промышленного оборудования, боролись с диверсантами, пресекали преступные проявления. 13 ию-
ля 1941 года со станции ушел последний поезд, город на Днепре был окружен. Дни и ночи защитники героически сдерживали врага, но 27 июля фашисты заняли местность. При ее обороне погибли В. Прокопович, В. Громов, А. Азаренко, С. Таборко.

Многие милиционеры-транспортники влились в ряды Красной армии. Отдельная милицейская рота храбро сражалась в районе деревни Руденец и станции Уза. Особенно ожесточенный бой завязался у деревни Поколюбичи. Против бойцов народного ополчения, вооруженных в основном винтовками, гитлеровцы применили артиллерию, минометы, пулеметы и даже авиацию. Но пробить брешь в обороне не смогли. В том бою отличились сотрудники жлобинского ЛОМа Н. Зайцев, М. Семочкин, В. Бондарев, А. Смирнов, К. Ахраменко, В. Ермоленко, Е. Лобович, С. Котыев, Г. Храпуцкий.

И. Янченко встретил войну милиционером линотделения на станции Орша. После эвакуации подразделения в июле 1941-го был призван в Красную армию. Боевой путь начал на Волге, а закончил в Праге. За личное мужество и отвагу командир отделения взвода полковой разведки гвардии старшина Янченко удостоен ордена Славы трех степеней, ордена Красного Знамени, медали «За отвагу».

Оперуполномоченный ЛОМа на станции Белосток старший сержант милиции А. Татарников был призван в армию, в сентябре 1941 года попал в плен, а после бежал из лагеря смерти Сульсбах. В Словацких Бескидах вступил в интернациональный партизанский отряд и был назначен командиром группы. На его счету десятки пущенных под откос эшелонов, сотни поверженных фашистов. При подрыве очередного моста группа Татарникова попала в засаду. Прикрывая отход товарищей, он снова попал в плен и был направлен в лагерь смерти Маутхаузен. Там во время восстания с группой товарищей бросился к сторожевой вышке. Обезвредив эсэсовца, повернул оружие в сторону фашистов. Каменный двор лагеря был усеян трупами врагов, но и сам герой погиб, изрешеченный пулями.

Началом восстановления деятельности белорусской железнодорожной милиции считается осень 1943 года, когда в Унече создали доротдел на ЖД под руководством подполковника милиции А. Кусакина. В январе 1944-го подразделение перебазировалось в Гомель. После освобождения Барановичей возродили отдел на Брест-Литовской железной дороге (начальник - подполковник милиции Пущин), через девять месяцев - доротдел на Белостокской ЖД в Гродно (майор милиции А. Санфиров).

Самой острой проблемой в этот период являлась кадровая. Командно-оперативный и рядовой состав транспортной милиции комплектовался откомандированными из других доротделов сотрудниками, бывшими партизанами и подпольщиками. В повышении их профессионального уровня важную роль играли сборы, семинары, переподготовка в учебных заведениях.

Среди множества функций железнодорожной милиции главными, как и прежде, были охрана общественного порядка, борьба с уголовной преступностью, детской безнадзорностью и беспризорностью, розыск государственных преступников и дезертиров. Особую остроту в эти годы приобрела борьба с бандитизмом, разбоями и грабежами, хищениями грузов, воровством в торговле, снабженческо-сбытовых организациях и работающих на оборону предприятиях.

В поле зрения правоохранителей были спекулянты и «мешочники», а также лица, занимавшиеся подделкой продовольственных карточек.

Для борьбы с «гастролерами» в ноябре 1944-го по доротделу на Брест-Литовской ЖД в ЛОМах на станциях Лунинец, Брест и Барановичи из 62 сотрудников сформировали шесть оперативных групп и пять заслонов. Их рабочий день длился с девяти утра до полуночи с двухчасовым перерывом на обед.

Приказы того времени дают представления об основных направлениях служебной деятельности.

«…18 ноября 1944 года на станции Волковыск-Центральный в вагоне, прибывшем без пломбы со станции Гродно, обнаружено хищение трофейного имущества. При проверке установлена недостача 120 пар ботинок. За совершение данного преступления были задержаны рабочие станции.

…30 марта 1945 года работниками ЛОМа на станции Лида вскрыта и ликвидирована хищническая группа в системе ОРСа из четырех человек, в том числе заведующие двух магазинов и экспедитор хлебопекарни. Похищали по фиктивным фондовым ордерам мясо, жиры, сахар, хлеб и другие продукты питания.

…Заместитель начальника ЛОМа на станции Лунинец старший лейтенант милиции Трошин в апреле 1945-го умело провел две операции по задержанию четырех дезертиров из РККА, входящих в состав бандитских формирований.

…Милиционер оперпункта милиции на станции Барановичи-Полесские Шемер за первый квартал 1945-го задержал 60 правонарушителей. Приказом НКПС он награжден значком «Ударнику Сталинского призыва».

…Инспектор детской комнаты линотделения на станции Лунинец Осипов в апреле 1945-го выявил 15 беспризорных детей.

…7 апреля 1945-го старший оперуполномоченный ЛОМа на станции Волковыск старший лейтенант милиции Н. Карташов задержал группу из пяти ранее судимых преступников, возглавляемую дезертиром из РККА. Несколько месяцев они совершали ограбления пассажиров поездов на Брест-Литовской, Западной и Литовской дорогах».

Транспортники вместе с территориальными коллегами и чекистами проводили сложную и опасную работу по ликвидации бандитских групп. 6 марта 1945 года двое неизвестных с автоматами под видом работников НКВД совершили грабеж. Их задержал оперуполномоченный линейного поста на станции Ошмяны И. Беляев. Позже он обезвредил вооруженных грабителей, совершивших несколько нападений в деревне Кировощизна (станция Ошмяны). В апреле 1945-го во время конвоирования бежал главарь банды, который ранее дезертировал из армии. Опер-уполномоченный выяснил его местонахождение, преступника задержали с помощью бойцов войск НКВД. В 1944 - 1945 годах при исполнении служебных обязанностей погибли старшие оперуполномоченные ЛОМа на станции Лунинец старшие лейтенанты милиции Алексей Волков и Василий Лычёв, помощник оперуполномоченного ЛОМа на станции Молодечно Александр Скачек, старший следователь доротдела на Брест-Литовской ЖД младший лейтенант милиции Иван Харский.


Николай ВЕРХОВ.
Фото из архива автора.
Продолжение следует…