17 февраля 2019Разговор по существу


Как рассказал начальник управления организации обеспечения общественной безопасности на объектах транспорта МВД полковник милиции Вадим Федотов, в этом году представители ОВДТ впервые празднуют не просто очередную годовщину образования своих подразделений, но еще и День сотрудников органов внутренних дел на транспорте. Приказ об утверждении профессионального праздника подписал Министр внутренних дел генерал-лейтенант милиции Игорь Шуневич. Кстати, дата 18 февраля осталась единой для всех стражей железнодорожных и воздушных магистралей, что лишний раз подчеркивает общность белорусских правоохранителей и их коллег из государств постсоветского пространства.

В главном здании МВД размещена фотогалерея бывших сотрудников органов внутренних дел - героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы. Есть среди них и представители транспортной милиции.

Командир отделения взвода полковой разведки гвардии старшина Илья Платонович Янченко начало войны встретил милиционером линотделения на станции Орша. После эвакуации подразделения в июле 1941 го­да в Ярославль был призван в Красную армию. Боевой путь он начал на Волге, а закончил в столице Чехословакии - Праге. Отправившись с подчиненными в разведку западнее Тернополя, уничтожил группу немцев, лично истребив около десяти врагов. Позже недалеко от польского населенного пункта Вячковце Илья Янченко вынес Знамя полка из окружения.

У польских Кухар (восточнее Кракова) в критический момент с бойцами своего отделения отразил нападение вражеских автоматчиков на командный пункт полка. За личное мужество и отвагу боец удостоен ордена Славы всех степеней.

Еще один полный кавалер ордена Славы Анатолий Ильич Зосик пришел в органы внутренних дел уже после войны и почти четверть века служил в патрульке ЛОМ на станции Брест. В начале войны ему было всего 16, поэтому в ряды Красной армии юноша вступил только в марте 1944-го. Участвовал в освобождении Беларуси и Польши, в боях на территории Германии. Отражая контратаку противника около Миньска-Мазовецкого, когда кончились боеприпасы, под огнем доставил ящик патронов - это помогло подразделению выполнить поставленную задачу.

В девяти километрах южнее Штеттина он первым поднял отделение в атаку, ворвался в траншею, лично уничтожил восемь вражеских солдат. Буквально через несколько дней командир отделения в расположении противника гранатами и из автомата поразил около десяти немцев и одного захватил в плен…

Сегодня, к счастью, редко возникают ситуации, требующие подобных действий людей в погонах. Повседневная кропотливая работа правоохранителей направлена на исключение происшествий, которые были бы вписаны кровью в историю как органов внутренних дел, так и государства. По мнению Вадима Федотова, в этом и состоит современный героизм.

- Вадим Валерьевич, около трех лет назад прошла очередная реорганизация подразделений. Как это отразилось на эффективности работы?

- Органы внутренних дел на транспорте претерпели значительные изменения в структуре и подходах к выполнению функциональных задач. С 2016 года охраной общественного порядка и раскрытием преступлений помимо отделов транспортной милиции занимаются более сотни территориальных ОВД Органы внутренних дел. Усилия всех подразделений удалось объединить. Работа на наших объектах стала неотъемлемой частью общей профессиональной деятельности. Вместе с тем мое настоятельное требование: собираемые транспортниками материалы должны служить образцом. Пусть сейчас и значительно реже, но многие пассажиры со своими бедами идут именно в отделы транспортной милиции. И наши сотрудники не просто принимают заявления (даже если злодеяние произошло не на транспорте), а отправляют по территориальности практически готовые материалы. Уверен: их можно использовать даже как учебные пособия.

По-прежнему настаиваю, чтобы начальники ОВДТ учитывали все транспортные преступления, в том числе и зарегистрированные вне их зоны ответственности, - деяния так или иначе связаны между собой. Планировать работу без понимания полной картины в регионе невозможно. Исходя из этого, организуется и профилактика.

Радует, что пришедшие из территориальных ОВД Органы внутренних дел управленцы смогли вникнуть в вопросы, ранее им неведомые, понять важность нашей составляющей в обеспечении национальной безопасности. Оценивая их деятельность, изучаем, получилось ли создать команду, завоевать авторитет, учитываем уровень взаимодействия с предприятиями транспорта, эффективность сотрудничества с внутренними войсками МВД, добровольными дружинами, ВОХР. Проверки показывают: существует понимание ответственности за выполнение стоящих задач, возросли уровень подготовки личного состава и оперативность реагирования, определены конкретные нормативы и порядок действий милиционеров.

Наши открытость и взаимодействие дали результаты. Сейчас представители территориальных ОВД Органы внутренних дел серьезнее относятся к деятельности в сфере транспорта и даже при благополучии криминогенной обстановки целенаправленно организуют работу на упреждение трагических инцидентов.

Кроме перераспределения зон ответственности упразднены некоторые функции ОВДТ, что позволило сконцентрироваться на основных проблемах: уголовной преступности и профилактике несчастных случаев на железной дороге.

Преступления против личности и здоровья для нашей сферы мало характерны. Чаще совершаются кражи. Хоть нагрузка сотрудников транспортной милиции и не сравнима с объемом работы представителей территориальных угро, но именно транспортники максимально приближены к людям, постоянно находятся в гуще событий и оперативнее реагируют на сообщения о происшествиях. Кстати, в том числе благодаря этому в зоне нашей ответственности злодеяний совершается меньше.

- В какой мере на ситуацию влияет взаимодействие с коллегами?

- Сотрудничество между отделами, расположенными в разных регионах Беларуси, осталось тесным: мы, если можно так сказать, связаны одной магистралью. Не менее важны конструктивные взаимоотношения и с российскими коллегами, ведь между нашими странами курсирует немало поездов и самолетов. Кроме прочего, идет развитие технической оснащенности транспортных подразделений обоих государств, радиосвязи приграничных ОВДТ.

Российские и казахстанские коллеги уже выявили две организованные преступные группы, неоднократно совершавшие хищения из грузовых вагонов следования Китай - Евросоюз. Чтобы не допустить подобного, мы постоянно отслеживаем составы из Поднебесной в 57 европейских направлениях.

- Из года в год растет количество воздушных перевозок. Милиция успевает за бурным развитием авиатранспорта?

- Авиакомпания «Белавиа» действительно наращивает обороты: в 2019-м ожидается 130-процентный рост выручки от реализации услуг. Впечатляет и уже сделанное. Только в прошлом году число регулярных полетов возросло на семь, а чартерных - на 17 процентов, услугами Национального аэропорта Минск воспользовались более четырех с половиной миллионов путешественников. Областные аэропорты впервые за долгое время стали функционировать в круглогодичном режиме.

Конечно, и мы не стоим на месте. Одно из достижений - сохранение подразделений предполетного досмотра. Пусть их функции и изменились (сотрудники сейчас отвечают в основном за охрану общественного порядка), но личный состав остался в режимных зонах, а это является гарантией спокойствия пассажиров. Соответствующие подразделения существуют не только в Минском отделе внутренних дел на воздушном транспорте, но также в Гомельском и Оршанском ОВДТ. По мере развития авиатранспорта планируется создание аналогичных служб в других регионах. Пока же за порядком в воздушных гаванях следят представители иных милицейских подразделений, прошедшие обучение в международном учебном центре ИКАО.

Отмечу: уровень профессио­нализма сотрудников, несущих службу на белорусских вокзалах и в аэропортах, достаточно высок. За последнее десятилетие у иностранцев сложилось понимание того, что в Беларуси милиция полностью обеспечивает общественный порядок и безопасность, а реагирование на любые противоправные деяния будет адекватным и мгновенным.


Беседовала Ольга КУЛИКОВА, газета "На страже".