www.mvd.gov.by

Служим Закону, Народу, Отчизне!

220030, Минск
ул. Городской Вал, 4

Круглосуточный
единый номер: 102

Государственная автоинспекция

Гражданство и миграция

Административные процедуры

Учебные заведения

Главное управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми

Главное управление охраны правопорядка и профилактики

Вопрос-ответ

Руководство МВД отмечало, что вводя обязательную дактилоскопическую регистрацию военнобязанных, «преследуются превентивные меры». Что таким образом можно предупредить?

Проходя срочную службу в армии, обучаясь военным специальностям в вузах граждане получают навыки обращения с огнестрельным оружием, химическими веществами и так далее, которые потенциально могут быть использованы ими при совершении противоправных деяний. Поэтому у государства должны быть некие гарантии, что тот же военный химик или снайпер не применит эти навыки в нарушение закона. Если человек знает, что его отпечатки есть в базе данных, он лишний раз подумает, стоит ли терять свободу, семью, ломать собственную жизнь. В этом и состоит задача превентивности.

Какова роль дактилоскопических данных при доказательстве причастности подозреваемого в преступлении? Могут ли они выступать единственными уликами? Можно ли теперь ходить в кафе и бары, оставлять со спокойной душой там свои отпечатки?

С одной стороны, роль отпечатков пальцев в криминалистике огромна. Если их обнаружили на орудии преступления, с помощью базы данных их хозяин будет установлен практически со 100%-й точностью. Однако презумпцию невиновности никто не отменял. Сам факт наличия следов пальцев рук на месте преступления не является единственным доказательством вины гражданина. Даже если на ноже обнаружены отпечатки пальцев, необходимо убедиться, что человек оставил их в конкретном месте, в конкретное время и именно он нанес роковой удар.

Обнаружение следов – это, прежде всего, основание для последующего установления статуса их хозяина. Он может быть как подозреваемым, так и свидетелем. Что касается кафе-баров: если там совершено преступление, то милиция в любом случае будет заниматься поиском тех людей, которые там отдыхали. Просто с помощью дактобанка этот процесс ускорится. Согласитесь, что законопослушному гражданину нечего бояться.

Осуществляется ли какой-то контроль, чтобы отпечатки пальцев соответствовали конкретной личности? Грубо говоря: отпечатки Иванова в базе дактилоданных принадлежат именно Иванову, их не перепутали с отпечатками Петрова?

Конечно, исключать на 100% человеческий фактор нельзя. Хотя за все время существования электронного дактобанка не было ни одного такого случая. Но если подобная ситуация и возникнет, можно провести повторное дактилоскопирование.

К какой ответственности может быть привлечено лицо в случае отказа от прохождения обязательной дактилоскопической регистрации?

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона «О государственной дактилоскопической регистрации» отказ обязанных граждан от обязательной дактилоскопической регистрации влечет наступление правовых последствий, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. В части ответственности лица за отказ от прохождения обязательной дактилоскопической регистрации отметим, что статьей 23.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий. За такое правонарушение на лицо может быть наложено административное взыскание в виде штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или административный арест. Подробности и тексты нормативных правовых актов

Подлежат ли лица, которым предоставлена отсрочка от призыва на воинскую службу в связи с продолжением обучения, обязательному дактилоскопированию?

Так как лица, которым предоставлена отсрочка от призыва на воинскую службу в связи с продолжением обучения, не относятся к категории военнообязанных, обязательному дактилоскопированию они не подлежат.

Пояснения: В соответствии в подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 4 ноября 2003 года «О государственной дактилоскопической регистрации» обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат, в том числе, и граждане Республики Беларусь, призываемые и поступающие в добровольном порядке на воинскую службу в Вооруженные Силы Республики Беларусь. Обязательную дактилоскопическую регистрацию данной категории граждан проводят органы внутренних дел (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 10 Закона о дакторегистрации). В соответствии с пунктом 7 Положения о порядке осуществления добровольной и обязательной государственной дактилоскопической регистрации, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 18 ноября 2004 г. № 565, такая регистрация лиц проводится при их призыве или поступлении в добровольном порядке на воинскую службу. Указанные лица, если они не призываются на срочную военную службу, перед заключением трудового договора (контракта о прохождении военной службы) дают письменное обязательство о прохождении обязательной государственной дактилоскопической регистрации в течение месяца со дня издания приказа (распоряжения) о приеме на работу (службу) (пункт 8 указанного Положения). Подробности и тексты нормативных правовых актов

Являются ли военнообязанными лица, которым предоставлена отсрочка от призыва на воинскую службу в связи с продолжением обучения?

Не являются.

Пояснения: В соответствии с нормами Закона Республики Беларусь от 5 ноября 1992 года «О воинской обязанности и воинской службе» (в редакции Закона от 22 июля 2003 года) (далее – Закон) граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на срочную военную службу, службу в резерве, не относятся к категориям, перечисленным в части первой статьи 67 Закона, и, соответственно, не состоят в запасе Вооруженных Сил Республики Беларусь и не являются военнообязанными. Вместе с тем, предоставление согласно статье 32 Закона отсрочки от призыва на срочную военную службу, службу в резерве, в том числе на период обучения граждан в магистратуре и аспирантам (докторантам), не является основанием для исключения граждан с воинского учета. В соответствии с частью первой статьи 30 Закона граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не состоящие в запасе, подлежат призыву на срочную военную службу, службу в резерве. Подробности и тексты нормативных правовых актов

Страницы: 12
Телефон доверия
#моямилиция