www.mvd.gov.by

Служим Закону, Народу, Отчизне!

220030, Минск
ул. Городской Вал, 4

Круглосуточный
единый номер: 102

Государственная автоинспекция

Гражданство и миграция

Административные процедуры

Учебные заведения

Главное управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми

Главное управление охраны правопорядка и профилактики

Об эффективности ближнего света фар

Анализ статистических данные показывает, что на протяжении ряда последних лет более 50% дорожно-транспортных происшествий (ДТП) на улицах и дорогах Беларуси происходит в светлое время суток. При этом структура ДТП по видам и тяжести последствий существенно не изменяется: почти половину всех происшествий (47-49%) составляют наезды на пешеходов, примерно третья часть от общего количества ДТП (28-32%) приходится на столкновения между транспортными средствами.

Указанные виды происшествий имеют высокую степень риска смертельного травматизма, который характеризуется коэффициентом тяжести последствий ДТП - отношением количества погибших участников дорожного движения к общему количеству пострадавших в 100 ДТП. В 2003 году средний показатель коэффициента тяжести по республике составил 19,3. В то же время при таких видах происшествий как лобовое столкновение транспортных средств и наезд на пешехода значение указанного коэффициента составляет соответственно 21,8 и 21,3. Это значит, что в 100 лобовых столкновениях гибнет в среднем 22 участника дорожного движения. Соответственно в 100 наездах на пешеходов погибает 21 участник дорожного движения, как правило - пешеход. Поэтому одна из основных задач деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения состоит в снижении тяжести последствий ДТП.

Обеспечение безопасности дорожного движения зависит от многих факторов: уровня организации дорожного движения, состояния улично-дорожной сети, конструкции и технического состояния транспортных средств, подготовленности и психофизиологического состояния участников дорожного движения и др. При этом реализация большей части мер, направленных на защиту, в первую очередь, жизни и здоровья людей, как правило, требует больших финансовых затрат. К примеру, только на обустройство улично-дорожной сети республики отдельными видами технических средств организации дорожного движения (светофорными объектами и дорожными знаками) в 2003 году израсходовано около 4 млрд. 330 млн. рублей. И это только малая часть от необходимой потребности.

В то же время международный опыт свидетельствует, что отдельные проблемы повышения безопасности дорожного движения и сокращения социально-экономических потерь от ДТП эффективно решаются с минимальными затратами за счет включения нововведений в законодательные и нормативные акты в указанной области.

Так, по данным голландского научно-исследовательского центра по безопасности до рожного движения ( SWOV ) около 80% происшествий со смертельным исходом, связанных с наездами на пешеходов, лобовыми и боковыми столкновениями транспортных средств, происходят вследст вие несвоевременного обнаружения друг друга участниками дорожного движения. Обусловлено это тем, что д еятельность водителя транспортного средства предполагает восприятие им большого объема информации, ее быструю обработку и принятие единственно правильного решения, а 95-98% необходимой информации воспринимается человеком через зрение. В то же время человеческий глаз реагирует лишь на контрасты и изменения контрастов в поле зрения. Поэтому даже в светлое время суток для водителя возникает проблема своевременного распознания движущегося к примеру навстречу транспортного средства темного цвета или пешехода в темной одежде на фоне дороги. А при неблагоприятных условиях освещенности (в дождь, туман, снегопад, при ослепляющем свете солнца, находящегося низко над горизонтом) вероятность своевременного обнаружения опасности для движения многократно снижается.

Таким образом, улучшение информативности транспортного средства является одним из важнейших условий его своевременного обнаружения, а самый очевидный способ привлечения внимания других участников дорожного движения и тем самым предупреждение их опасных действий - в ключение ближнего света фар при любых условиях освещенности. Способ простой и экспериментально проверенный: даже в яркий солнечный день при идеальных условиях освещенности стандартный легковой автомобиль на прямом горизонтальном участке шоссе становится заметным для наблюдателя на расстоянии примерно 1,5–1 км. Включенный на транспортном средстве б лижний свет фар увеличивает дистан цию его уверенного обнаружения пример но на 1000 м. Для водителей, движущихся навстречу друг другу со скоростью 90 км/ч (25м/сек), этим обеспечивается запас в 20 дополнительных секунд каждому для оценки ситуации и принятия решения.

Идее использования ближнего света фар при движении в светлое время суток более сорока лет, а первый положительный опыт нововведения был получен в скандинавских странах, для которых наиболее характерны неблагоприятные метеорологические условия – частые туманы, дождь, снег, подавляющее количество пасмурных дней. При этом начиная с 1964 года в Финляндии, Норвегии, Дании, Швеции, США, Канаде и ряде других стран было проведено более двадцати научных исследований влияния на аварийность применения фар ближнего света в светлое время суток. Обобщенные результаты исследований приведены в Таблице 1.

Таблица 1. Влияние обязательного применение фар ближнего света на общее количество ДТП (по материалам «Справочника по безопасности дорожного движения. Институт экономики транспорта. Осло. Норвегия. 2001»)

Тяжесть последствий ДТП

Изменение количества ДТП в %

Типы ДТП, на которые оказывается влияние

Лучшая оценка

Пределы колебания результатов

ДТП с погибшими и ранеными

Наезд на пешехода

-15%

(-17%;-13%)

Наезд на велосипедиста

-10%

(-15%;-5%)

Лобовое или боковое столкновение

-10%

(-12%;-8%)

Выводы всех исследований – движение с включенным ближним светом фар в светлое время суток сокращает риск попасть в ДТП для отдельно взятого водителя автомобиля в среднем на 13%. Законодательное введение требования об обязательном пользовании фарами ближнего света сокращает общее количество ДТП с несколькими участниками в светлое время суток в среднем на 10-15%. При этом было отмечено, что обязательным условием является выполнение данного требования как минимум 85-90% водителей.

Положительные результаты научных исследований убедительно показали: «дневной» свет на автомобилях необходимо узаконить, что и было сделано в части европейских государств. Так, с огласно Сводного документа «Сбор и распространение информации о национальных предписаниях, касающихся безопасности дорожного движения» Рабочей группы по безопасности дорожного движения Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) к странам, в которых в настоящее время законодательно введены предписания об обязательном применении в светлое время суток ближнего света на транспортных средствах относятся: Венгрия, Дания, Норвегия, Швеция, Турция, Канада. В частичной мере эту идею поддержали и в других странах. В Финляндии данное требование обязательно для водителей при движении вне населенных пунктов, в Латвии обязательное предписание действует в период с 1 октября по 1 апреля, в Польше - с 1 ноября по 1 марта.

Положительный отечественный опыт движения с включенным ближним светом фар был накоплен с 1 января 1987 года. С этой даты в Правила дорожного движения (ПДД) бывшего СССР, а затем и в Правила Республики Беларусь, вступившие в действие с 1 сентября 1996 года, были включены требования об обязательном пользовании фарами ближнего света в светлое время суток для обозначения транспортных средств в следующих случаях: при движении на мотоциклах и мо педах, в организованной транспортной колонне, на маршрутных транспортных средствах, движущихся по специально выделенной полосе навстречу основному потоку движения, при организованной перевозке групп детей, перевозке опасных грузов, движении тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и буксировке механических транспортных средств (на буксирующем транспортном средстве).

Кроме того, при ежегодном проведении специальных опера ций «Внимание! Дети!», с целью обеспечения безопасности малень ких пешеходов Госавтоинспекция рекомендова ла всем водителям включать днем ближний свет фар в течение 5 – 10 дней по окончании учебного года и перед его началом . По результатам проводимых операций в «чистом виде» в ыделить положительный эффект от включенных фар оказалось непросто, по скольку сотрудники ГАИ одновре менно усиливали профилактическую работу с водителями , однако, в целом, количество и тяжесть последствий ДТП в этот период значительно снижались.

Учитывая з арубежный и отечественный опыт в Правила дорожного движения Республики Беларусь, вступившие в силу с 1 июля 2003 года, по инициативе УГАИ МВД впервые был введен п.143.9, который требует от водителей механических транспортных средств включения ближнего света фар при движении в светлое время суток в период с 1 ноября по 31 марта. Данный период времени был выбран не случайно, т.к. по многолетним наблюдениям характеризуется преобладанием пасмурной погоды, осадков и туманов в республике.

С 1 ноября 2003 года транспортные средства по дорогам республики стали двигаться с включенным ближним светом фар. Предварительные итоги пяти месяцев действия данного требования ПДД (с 1 ноября 2003 года по 31 марта 2004 года) показывают, что включение ближнего света фар положительно сказалось на обеспечении безопасности дорожного движения в светлое время суток (статистические данные представлены в Таблице 2).

Таблица 2. Статистические данные аварийности в Республике Беларусь по отдельным видам ДТП в ноябре – марте 2002-2003 и 2003-2004 годов

Вид ДТП Показатель Наезд на пешехода Лобовое столкновение Столкновения на пересечении дорог и поворотах Общее по трем видам ДТП
ДТП всего по видам 2003-2004 1492 219 131 1842
2002-2003 1537 236 131 1904
+/- % -2,9% -7,2% 0% -3,3%
в т.ч. в светлое время суток 2003-2004 453 114 72 639
2002-2003 465

123

80 668
+/- % -2,6% -7,3% -10,0% -4,3%
Погибло всего 2003-2004 386 78 12 476
2002-2003 371 88 18 477
+/- % +4,1% -11,4% -33,3% -0,2%
в т.ч. в светлое время суток 2003-2004 48 38 5 91
2002-2003 63 46 13 122
+/- % -23,8% -17,4% -61,5% -25,4%
Ранено всего 2003-2004 1200 376 204 1780
2002-2003 1248 381 182 1811
+/- % -3,8% -1,3% +12,1% -1,7%
в т.ч. в светлое время суток 2003-2004 425 198 101 724
2002-2003 428 202 103 733
+/- % -0,7% -1,9% -1,9% -1,2%

Анализ статистических данных показывает, что в период с ноября прошедшего года по апрель текущего года количество наездов на пешеходов в светлое время суток по сравнению с аналогичным периодом 2002-2003 годов сократилось на 2,6% (с 465 до 453 ДТП), лобовых столкновений транспортных средств - на 7,3% (с 123 до 114 ДТП), столкновений на пересечениях дорог и поворотах - на 10,0% (с 80 до 72 ДТП). При этом количество погибших участников дорожного движения в указанных происшествиях в общей сложности сократилось на 25,4% (с 122 до 91 чел.), раненых – на 1,2% (с 733 до 724 чел.).

Таким образом, использование ближнего света фар в светлое время суток позволило значительно снизить дорожно-транспортный травматизм по причине наездов на пешеходов, при лобовых и боковых столкновениях транспортных средств, т.е. тех видов ДТП, одной из причин которых является несвоевременное обнаружение опасности участниками дорожного движения.

В УГАИ МВД будет продолжена работа по анализу влияния включения ближнего света фар в светлое время суток на безопасность дорожного движения.

 

Начальник УГАИ ГУМОБиСМ МВД Республики Беларусь
Дрозд Н.Н.

Начальник отделения АПиК УГАИ ГУМОБиСМ МВД
Шут А.Е

Телефон доверия
#моямилиция