28 декабря 2012Ориентир на практику позволяет совершенствовать образовательный процесс

В середине декабря Государственный секретарь Совета Безопасности генерал-полковник Леонид Мальцев подвел итоги третьего конкурса учреждений высшего образования государственных органов системы обеспечения национальной безопасности. В присутствии руководителей ведомств, в которых имеются такие вузы, их заместителей, председателей КГК и СК, начальников и ректоров самих учебных заведений и многих других Леонид Семенович вручил переходящий кубок полковнику милиции Владимиру Бачиле - начальнику Академии МВД. До этого ни одному из двух милицейских вузов не удавалось войти даже в тройку лучших.

Сегодня Владимир Владимирович рассказывает читателям «НС», как он и его коллектив достигли таких успехов.

- Впервые мы участвовали в этом конкурсе в 2010 году, когда соперничали с Военной академией, Командно-инженерным институтом МЧС (Минск), Гомельским инженерным институтом, Институтом национальной безопасности, - начал беседу полковник милиции Владимир Бачила. - Пусть, к сожалению, тогда мы заняли только четвертое место, однако, во-первых, отстали от призеров немного. Во-вторых, всё же показали неплохие результаты.

К примеру, по учебной работе мы проиграли только победителю - Военной академии. Также вторыми стали по методической работе и внутренней службе и безопасности. Третьими нас признали по идеологической работе и размещению обучающихся. На четвертом месте наша материально-техническая база. И последними мы оказались по научной и спортивно-массовой работе. Однако это не говорит, что у нас всё плохо. Дело в том что мы не учли некоторых оценочных критериев, в частности, количество курсантов-разрядников.

Тот конкурс пошел нам на пользу. Мне, как руководителю, стали очевиднее наши недостатки. Кроме того, увидел способы их исправления. Во время конкурса мы много полезного почерпнули у коллег. К примеру, у факультета Генерального штаба Вооруженных Сил Военной академии взяли на вооружение организацию методической работы и научно-исследовательской деятельности. Из опыта Командно-инженерного института нам понравилась организация научно-исследовательского процесса.

В 2011 году мы не только исправляли недостатки, но и старались идти дальше. Год назад нас также проверяла комиссия, однако вне конкурса, так как ее интересовала лишь работа над ошибками. Движение вперед оценивалось этой осенью. Все мы рады, что результат получился именно таким.

Хочу обратиться к цифрам. За учебную работу мы набрали 429,2 балла (с экспортом образовательных услуг набрано 524,3 балла). Опередить нас смог только Гомельский инженерный институт, но всего на 0,8 балла. Победили, значительно оторвавшись от коллег, в учебно-методической (509,8) и идеологической работе, состоянии дисциплины, морально-психологическом состоянии личного состава (554). А в научной деятельности (если помните, по этому компоненту два года назад мы проиграли всем) отрыв от второго места оказался просто огромным. У нас - 11 445,16 балла, у гомельчан - 8 123,76.

Конечно, не всё в нашем вузе так замечательно. За материально-техническую базу нам выставили только 878 баллов, и это лишь четвертый результат. Знаю, как исправить сложившееся положение вещей, однако без серьезных денежных вливаний, к сожалению, мы ничего не сможем изменить в лучшую сторону. А вот по внутренней службе и обеспечению ее безопасности мы вообще оказались последними. Этот провал связываю в первую очередь с длительным отсутствием моего заместителя по строевой части. Однако в произошедшем ничего трагического нет. И мы, не дожидаясь руководителя, который будет назначен в течение месяца-двух, уже на 90% исправили выявленные недостатки.

В итоге смотра-конкурса мы набрали 14 138,26 балла. На втором месте ГИИ (10 669,96). Тройку призеров закрыл Институт пограничной службы (8 191,65).

- Владимир Владимирович, как за два года удалось совершить такой прорыв?

- Успех складывается из многих компонентов. Но главное, что на некоторые вещи мы начали смотреть по-другому. К примеру, всегда говорил, что на должности преподавателей и курсовых офицеров необходимо подбирать опытных сотрудников, проработавших не менее трех лет. В 2010 году таковых среди профессорско-преподавательского состава было всего 32%. Сейчас - 45%. Два года назад только 3% имели опыт практической работы более 15 лет. Сегодня в четыре раза больше. Считаю, что на профильных выпускающих кафедрах не менее четверти преподавателей должны иметь опыт практической работы более 15 - 20 лет. Конечно, в идеале они должны прийти к нам с руководящих должностей. И у нас трудятся такие заслуженные люди, как бывший начальник УОДС Управление оперативно-дежурной службы МВД Николай Лизун, бывший первый заместитель начальника УУР МВД Сергей Шарипо, бывший командир полка ППСМ Патрульно-постовая служба милиции ГУВД Александр Ситко. Практики заставили по-другому взглянуть ученых академии на происходящее в ОВД Органы внутренних дел, приземлить учебный процесс к реальным потребностям.

Поэтому обращаюсь к сотрудникам, заканчивающим службу, к тем, кто чувствует так называемое внут-реннее выгорание, но им есть чем поделиться с молодежью: рассмотрите возможность продолжения вашей службы или работы на должностях профессорско-преподавательского состава. Такой сплав науки и практики поможет не только поднять имидж академии, но и сделать подготовку офицеров более практико-ориентированной, а значит готовить более профессиональные кадры.

- Но в 45, 50, 55 лет сложно начинать жизнь с нуля, а тем более делать первые шаги в научной деятельности…

- Если человек видит в себе силы и имеет возможность научно обосновать всё, чем он занимался на практике, то мы всячески ему поможем. Но если такой сотрудник не стремится к научно-исследовательской деятельности, то мы делаем так, чтобы он максимально реализовал себя как практик - научил элементарным вещам, которые пригодятся курсантам в повседневной служебной деятельности. Однако всегда предупреждаю, что учебный процесс - это живой организм. И в академии только на старых успехах долго не просуществуешь. Поэтому если преподаватель не занимается своим научным совершенствованием, то максимальный срок, который сможет у нас проработать, - пять-десять лет. За эти годы практика уйдет далеко вперед, а нам нужные самые современные знания и опыт.

Но сегодня с гордостью отмечаю, что практиков в наших рядах стало значительно больше. Значит им небезразлично, какой будет белорусская милиция завтра, поэтому и признателен им. Сегодня они прекрасно справляются со своими задачами - подтянуть молодых преподавателей, обогатить теоретическую подготовку современной практикой.

- Комиссия отметила в разы возросший уровень научно-исследовательской деятельности…

- В этом направлении также сделано немало. Сейчас 58% профессорско-преподавательского состава имеют ученые степени кандидата и доктора наук. Два года назад - 42%. Если в 2009 году в нашем совете защищено только три диссертации, то в 2010 уже 12, в 2011 - 14. Сегодня в вузе трудятся 20 докторов наук и 153 кандидата.

Конечно, нас можно критиковать, что большинству наших докторов наук уже немало лет. Однако всё относительно. К примеру, моему заместителю по научной деятельности Вячеславу Шабанову - 53, профессору Александру Пастушене - 57. Да, мы видим проблему. Да, мы считаем, что 20 докторов наук, пусть по меркам республики немало, но для такого учреждения образования, как наше, недостаточно. Поэтому и учим пять докторантов в России - три в Московском и два в Санкт-Петербурском университетах МВД. Прибавьте сюда еще восемь адъюнктов (пять в Московском университете МВД, два в Псковском юридическом институте ФСИН и один в Рязанской академии права и управления ФСИН). Причем мы отправляем на учебу в соседнюю страну не потому, как считают некоторые, что там легче защититься. Для сведения: сегодня в России каждая защита идет в онлайн режиме и любой, наблюдающий за процессом, может задать вопрос. Нам интересен опыт соседей, их научная школа. Поэтому постоянно стараемся увеличить число вузов, где можем обучать адъюнктов и докторантов. К примеру, если в Нижегородской академии МВД будет открыт не секретный совет, то обязательно воспользуемся предложением этого учреждения образования - там очень сильна подготовка сотрудников по борьбе с экономическими преступлениями. Нам также интересна научная школа Краснодарского университета МВД. Однако в этом случае пока мы находимся на этапе переговоров.

В этой проблеме есть еще один аспект. Мы можем обучать и большее количество адъюнктов и докто-рантов. Однако очень сложно найти достойного кандидата. Поэтому, пользуясь этой трибуной, обращаюсь к оперативникам, участковым инспекторам и другим сотрудникам ОВД Органы внутренних дел - тем, кто видит себя в качестве педагогов, ученых и имеет практический опыт не менее трех лет: двери Академии МВД для вас открыты, мы готовы организовать обучение в адъюнктуре не только в Беларуси, но и за рубежом.

Мы смотрим на международную деятельность как на образовательный процесс не только для адъюнктов и докторантов. Большое количество сотрудников прошли стажировку во Всероссийском институте повышения квалификации (Домодедово), Всероссийском научно-исследовательском институте и Академии управления МВД (оба - Москва), Московском и Санкт-Петербургском университетах МВД, Киевской национальной академии и Донецком юридическом институте МВД Украины, Высшей школе полиции (Щитно, Польша). Мы заявили о себе в ассоциациях CEPOL (Европейский полицейский колледж), AEPS (Ассоциация европейских полицейских колледжей). Вступили в ассоциацию INTERPA (Международная ассоциация академий полиции). Прорабатываем возможность стажировки и повышения квалификации в Турецкой национальной академии полиции. Цель всех этих проектов - обмен опытом преподавания, научно-исследовательской работы, знакомство с современной научно-технической базой и использование всего накопленного в Беларуси для совершенствования профессионального мастерства научных и педагогических кадров нашего вуза, его материальной базы.

- Знаю, академия впервые прошла аккредитацию как научная организация.

- Действительно, такого еще не было за всю почти 55-летнюю историю вуза. Недавно мы получили аккредитацию в качестве научной организации. Соответствующий документ был вручен 19 декабря 2012 года председателем Государственного комитета по науке и технологиям Беларуси Игорем Войтовым (на верхнем снимке). Аккредитация в качестве научной организации свидетельствует о высоком республиканском и международном статусе Академии МВД, широком спектре проводимых научных исследований, уверенных позициях при получении финансирования научной деятельности вуза из государственного бюджета.

Сейчас уже осуществляем четыре научных исследования, что называется, под деньги. Это позволит в течение трех лет дополнительно привлечь в образовательный процесс около 500 миллионов рублей.

В качестве заказчика выступает государство. Все секреты открывать не буду, скажу лишь, что мы исследуем в том числе и юридическую составляющую строительства АЭС в Беларуси.

Чтобы окончить тему научно-исследовательской деятельности, скажу, что Министр внутренних дел утвердил научные, научно-методические планы научно-исследовательской и методической работы. Созданы авторские коллективы и группы. Мы получили более 300 актов внедрения результатов проведенных исследований. Только за этот год выпустили девять авторских изданий, получивших гриф Министерства образования или МВД.

- Расскажите о новинках учебного процесса.

- Говорить можно много о чем. К примеру, за два года мы внедрили систему менеджмента качества в национальной и немецкой системе. Кроме того, прошли аккредитацию Департаментом контроля качества образования Министерства образования.

Серьезно поработали в плане учебно-методического обеспечения учебного процесса. Сегодня единой системой подготовки резерва пользуются более 900 сотрудников. Еще год назад таких было почти в девять раз меньше. Подготовлено 110 электронных учебно-методических комплексов по преподаваемым дисциплинам (их всего 137). Конечно, они не заменяют преподавателя, но позволяют курсанту, пропустившему занятия, самостоятельно, войдя в базу данных, отработать материал и проверить уровень подготовки через тестовые задания.

Кроме того, планируем в следующем году провести в академию волоконно-оптический канал связи. Это позволит любому руководителю, зайдя в систему, найти необходимую информацию по любой дисциплине, организовать занятия для подчиненных. Знания проверят тестирующие программы.

Высоко оценено и создание трехуровневой подготовки сотрудников ОВД Органы внутренних дел. Первый - подготовка офицеров милиции. Второй… До последнего времени у нас была научно-ориентированная магистратура. За 2011 - 2012 годы мы также открыли практико-ориентированные специальности, в частности, касающиеся управления ОВД Органы внутренних дел. Предлагаем заочно пройти обучение всем, кто стоит в резерве на должности, в названии которых есть слово начальник - до замначальника ОВД Органы внутренних дел включительно. И третий уровень - практико-ориентированная магистратура госуправления. Она создана для начальников ОВД Органы внутренних дел и выше. Если говорить военной терминологией, то Академию МВД сейчас можно назвать военным училищем (тактическая подготовка), Академией имени Фрунзе (оперативно-тактическая подготовка) и Академией генерального штаба (стратегическая подготовка) в одном лице.

Еще раз повторюсь, что конкурс позволяет глубже понять проблемные точки, взять на вооружение опыт коллег. И несмотря на то что мы первые, вижу, что и как нужно совершенствовать. А сейчас хочу еще раз поблагодарить руководящий, профессорско-преподавательский состав и обеспечивающий персонал академии за результаты работы, которые они сегодня показывают. Нынешний успех - это в первую очередь труд моих подчиненных. И сегодня они показали, что в состоянии выполнить любую поставленную задачу, какой бы она ни была сложной. Поэтому всем мои слова признательности и благодарности, особенно курсантам академии и, главное, курсантам следственно-экспертного факультета. Это наша победа, это наш успех.

Беседовала Ольга КУЛИКОВА.

Телефон доверия
#моямилиция