Об опыте по обеспечению правопорядка и безопасности при проведении футбольных матчей в европейских государствах

Органами внутренних дел Республики Беларусь в определенной и достаточной степени наработана и претворяется в жизнь система мер по обеспечению безопасности и охране общественного порядка во время подготовки и проведения футбольных матчей.

В течение одного футбольного сезона проходит более 300 футбольных матчей, многие из которых требуют принятия повышенных мер безопасности во время их проведения. На выездные матчи своих команд постоянно выезжает значительное количество болельщиков. Для охраны правопорядка при их передвижении железнодорожным транспортом, ежегодно задействуется более 18 тыс. сотрудников ОВД на транспорте МВД.

На примере Англии и Германии рассмотрим взаимодействие всех заинтересованных государственных органов в вопросах безопасности. 

Футбольное хулиганство на стадионах, как правонарушение, впервые появилось в Англии в 1963 году. Толчок быстрому развитию этой проблемы дало телевидение, начавшее с 1965 года трансляции футбольных матчей и происходящих во время их проведения событий, побуждая зрителей к активизации подобных действий в целях самоутверждения.

Проблемное поведение болельщиков выражалось в выбрасывании различных предметов во время футбольной игры, одиночном и групповом выходе на поле. Одновременно в среду футбольных болельщиков стали вливаться преступники, которые создавали беспорядки и панику во время прохода на матчи, совершая при этом кражи вещей. Чтобы не быть замеченными, они не носят атрибутику футбольных клубов. Возникает сложность их выявления, т.к. полиция не всегда знает их в лицо.

Особенностью английских болельщиков является то, что они постоянно выезжают за своей командой в разные страны (так называемые "патриоты"). Их количество иногда превышает 20 тыс. человек.

Не редки случаи, когда болельщики, не имея билетов на матчи, за несколько минут до начала матча сплачиваются в большую «орущую» толпу, пропустив вперед нескольких человек, размахивающих билетами, искусственно создают давление на стоящих впереди и прорываются на стадион.

Часто, находясь в другой стране, болельщики заходят в ближайшее к стадиону кафе, расставляют там национальные флаги Великобритании, распевают песни на английском языке, создавая, таким образом, "маленькую Англию". Как правило, это раздражает жителей страны пребывания и является причиной конфликтов. Отличительные характеристики английских хулиганствующих болельщиков – возраст 30 – 40 лет, короткая стрижка либо лысые, татуировки на открытых частях тела, сережки в ушах, в носу. Они принципиально не изучают другие языки. Примечательно, что в Англии проблемы с противоправным поведением среди болельщиков из числа молодежи и несовершеннолетних практически отсутствуют.

Полицией болельщики разделены на три категории:

А – лояльные;

B – при определенной ситуации могут совершить правонарушения;

С – ярые фанаты, хулиганы, зачинщики скандалов и правонарушений.

Свое противоправное поведение английские болельщики "экспортировали" в другие страны при выезде с национальной командой за рубеж, где оно получило название "английская" болезнь.

Правительство Великобритании проявило озабоченность в связи с ущербом, наносимым национальной репутации путешествующими хулиганствующими болельщиками английских футбольных команд. Около одной тысячи таких болельщиков получили запрет на выезд за границу с футбольными командами. Одновременно возникла еще одна внутренняя проблема – междоусобица между болельщиками и футбольными клубами.

Решению возникших проблем, а также системе безопасности на стадионах и других спортивных площадках было уделено пристальное внимание на государственном уровне.

Правительством Великобритании был принят ряд нормативно-правовых актов, перечень требований которых способствовал созданию системы надежной безопасности при проведении футбольных и спортивно-массовых мероприятий. В частности, федеральный Закон «О безопасности на стадионах» (1975г.), «О пожарной безопасности и безопасности в местах проведения спортивных мероприятий» (1987г.), «О футбольных болельщиках» (1989г.).

В целях обеспечения безопасности зрителей более жесткие требования были предъявлены к конструкциям футбольных стадионов и спортивных сооружений. Особое внимание уделено пропускной системе и системе оповещения, пожарной безопасности и путям эвакуации, санитарному состоянию, осуществлению видеослежения и контроля за поведением болельщиков и спортсменов, как на спортивной площадке, так и на прилегающей территории. Законами предписано меры безопасности граждан закладывать при строительстве спортивных сооружений (оборудование трибун, ограждение секторов сетками, создание пункта наблюдения и управления силами полиции, мест парковки автотранспорта во время проведения мероприятия и др.).

Составной частью управления силами безопасности стали создаваемые пункты управления футбольными стадионами. Если раньше они рассматривались исключительно как место работы полиции, то теперь считаются клубными объектами, доступными для всех экстренных служб.

В Министерстве внутренних дел создано подразделение для координации деятельности, связанной с болельщиками. Оно подчиняется Министру внутренних дел и осуществляет надзор за «футбольным законодательством», деятельностью органа по исполнению запретов на посещение футбольных матчей (Football Banning Authoriti), а также изучает причины и условия хулиганского поведения футбольных болельщиков. За каждым футбольным клубом закреплены два сотрудника полиции, один из которых ведет оперативную работу, 2-й - осуществляет связи с футбольным клубом и фанатами. В работе широко используются возможности скрытой съемки, негласные связи. Подразделение поддерживает тесные связи с футбольным разведывательным отделом NSIC (Национальная служба криминальной разведки) и обеспечивает финансирование полицейских и научных исследований в этой области.

Футбольный разведывательный отдел NSIC осуществляет сбор, анализ и передачу оперативных сведений о серьезных, «закоренелых» и организованных футбольных хулиганах, которые ездят по Соединенному Королевству и в другие страны. Сотрудниками в работе используются как личное наблюдение, так и материалы, полученные в ходе съемок скрытыми камерами, камерами наблюдения на стадионах и спортивных площадках, а также полученная информация в ходе общения с гражданами. Негласная съемка за действиями хулиганствующих болельщиков внутри и за пределами стадиона, признается в суде вещественным доказательством.

Указанная информация накапливается и обобщается с учетом конкретных лиц. Все получаемые данные сохраняются в компьютерах в соответствии с требованиями Закона "О защите информации". Она передается отдельным службам и ответственным за матч должностным лицам, которые принимают решение относительно принятия мер полицейского контроля. Отдел проводит также централизованный сбор статистических данных о количестве лиц, арестованных на стадионах Футбольной лиги и удаленных с этих стадионов.

Важную роль в обеспечении безопасности на футбольных матчах играет формирование и использование компьютерной базы данных "Люпус", которая была создана специально для полицейских управлений. Она имеет широкий спектр применения, начиная от запроса и вывода данных о правонарушителе и заканчивая руководством нарядами подразделений полиции при проведении широкомасштабных массовых мероприятий.

Активное участие в позитивном освещении деятельности полиции по обеспечению безопасности проведения футбольных матчей принимают средства массовой информации. Действия хулиганствующих болельщиков всегда резко критикуются, указываются негативные стороны их антиобщественного поведения.

Сотрудники NSIC выезжают за границу с национальной командой, проводят разведывательную работу среди болельщиков, оказывают помощь английским полицейским детективам.

С 1991 года в Великобритании действует Лицензирующий футбольный орган (FLA – независимый общественный орган), созданный в соответствии с положениями Закона "О футбольных болельщиках" (1989 г.). FLA осуществляет лицензирование футбольных стадионов Англии и Уэльса, предназначенных для проведения матчей национальной лиги и международных соревнований, контроль за деятельностью местных властей по выдаче сертификатов безопасности, а также надзор за обеспечением безопасности на этих сооружениях местными властями.

Цели FLA – обеспечение разумной безопасности и управления зрителями посредством использования стадионов высшей категории и первого звена с сидениями для всех зрителей, использование безопасных террас для стоящих зрителей, возложение на клубы полной ответственности за безопасность и выполнение адекватных требований местных властей.

Эти цели были сформулированы после несчастья, произошедшего в апреле 1989 года на стадионе Хилсборо, где в давке на трибунах погибло большое количество английских болельщиков. Они призваны устранить основные недостатки, в частности, плохую организацию пространства на стадионах, неудовлетворительные управление безопасностью и контроль со стороны местных властей. 

Стандартизация мест для стоящих зрителей была внесена после принятого в июле 1992 года решения правительства о снятии обязанности с клубов двух нижних дивизионов по обеспечению на своих стадионах мест для посадки всех зрителей.

В своем подчинении Лицензирующий футбольный орган имеет девятерых региональных инспекторов, которые поддерживают связь с клубами и местными властями в своих областях. Инспектора обязаны присутствовать на всех заседаниях консультационных групп по безопасности и регулярно посещать свои клубы. Консультационные группы по безопасности возглавляются председателями местного органа власти, которые отвечают за лицензирование стадионов, расположенных в их областях. В консультационную группу также входят представители футбольного клуба, местного органа власти, полиции, пожарной бригады, служб скорой и первой медицинской помощи.

В соответствии с положениями Закона "О футбольных болельщиках" (1989 года) футбольные стадионы на территории Англии и Уэльса, на которых проводятся соревнования клубами, входящими в Премьер-лигу, Футбольную лигу и международные соревнования, получают в Комиссии по лицензированию в футболе (КЛФ) лицензию для приема зрителей. Такая лицензия не содержит каких-либо требований в области обеспечения безопасности зрителей. Это предоставляет местным органам власти свободу действий в вопросе о необходимых условиях для обеспечения разумной безопасности зрителей для включения их в сертификат безопасности. Однако, в целях гарантийного обеспечения безопасности, без учета того, что стадион располагает лицензией, они имеют право закрыть или снизить допустимый уровень его вместимости.

Роль Комиссии по лицензированию в футболе не сводится только к формулированию местными органами власти таких условий и норм, которые являются необходимыми и достаточными для поддержания разумной безопасности зрителей. КЛФ вместе с этим пропагандирует, поддерживает и развивает культуру безопасности, дает рекомендации и делает достоянием гласности примеры конкретных достижений в области обеспечения безопасности. Заседания консультативных комиссий по безопасности, зачастую, являются трибуной, с помощью которой Комиссия достигает понимания и оказывает содействие местным органам власти, демонстрируя активную и конструктивную позицию.

Начиная с 1992 г. основное внимание переместилось на процесс сертификации и усиление роли органов местного самоуправления в деле оформления, ревизии, контроля и введение в действие сертификата безопасности. Теперь уже повсеместно признано, что, несмотря на некоторые неизбежные различия спортивных площадок, основные принципы обеспечения безопасности зрителей остаются едиными для всех спортивных сооружений.

В соответствии с федеральным Законом "О безопасности на стадионах" (1975 г.) совет графства, унитарная организация, метрополия или совет Лондона (местные органы власти) несут ответственность за выдачу и введение в действие сертификата безопасности в отношении выделенных спортивных площадок (стадионов).

Сертификат безопасности надлежит рассматривать как часть общей интегрированной системы управления безопасностью на стадионах и спортивных площадках. Несмотря на то, что местные власти единолично выдают сертификаты безопасности, сама безопасность не может быть достигнута и обеспечена одной организацией. По закону они обязаны вступать в контакт и проводить необходимые консультации с местной полицией, пожарными службами и строительными управлениями. Одновременно органы местного самоуправления поддерживают контакты со службой скорой медицинской помощи и призваны считаться с мнением держателя сертификата, других постоянных пользователей спортивной площадки и, в случае необходимости, с представителями болельщиков клубов о чьей спортивной площадке идет речь.

В сертификате безопасности отражены условия, которые местный орган власти считает необходимым и целесообразным для обеспечения разумной безопасности зрителей, принимаемые действия держателем сертификата для безопасности эксплуатации спортивной площадки (стадиона). Тем не менее, основная обязанность по обеспечению безопасности на спортивной площадке всегда возлагается на ее управляющих (владелец, арендатор, футбольный клуб). Эта ответственность ни при каких обстоятельствах не может быть переложена на какой-либо другой орган или организацию. Местный орган власти не правомочен принимать участие в управлении мероприятием, проводимым на спортивной площадке или предпринимать такие действия, которые могут быть расценены как участие (причастность).

Условия, изложенные в сертификате безопасности, охватывают все сектора и зоны спортивной площадки, в которые зрители могут иметь доступ во время проведения спортивных соревнований или мероприятий иного характера, включая рестораны, бары, работающие по лицензии, и открытые пространства. Фирмы, работающие по договору агентского соглашения на территории спортивной площадки, должны следить за тем, чтобы условия договоров и соглашений не противоречили условиям сертификата безопасности. Держатель сертификата безопасности несет полную ответственность за любое нарушение условий сертификата безопасности, допущенное сотрудниками фирм.

Вместе с тем держатель сертификата не несет ответственности за любые обстоятельства, не поддающиеся его контролю. Например, за ограниченный доступ для машин скорой медицинской помощи вследствие большого скопления людей на дороге. Даже в тех случаях, когда это может напрямую ухудшить состояние безопасности зрителей на спортивной площадке. Тем не менее, органам местного самоуправления следует предусматривать возможность возникновения таких факторов и совместно с руководством спортивного сооружения разрабатывать меры по борьбе с ними при определении допустимого уровня вместимости. Необходимо отметить, что обеспечение безопасности зрителей за пределами спортивной площадки не подпадает под действие Законов 1975 и 1987 годов и потому не предусмотрено в сертификате безопасности.

Границу между безопасностью зрителей, за которую несет ответственность держатель сертификата, и соблюдением общественного порядка, за который отвечает полиция, зачастую провести довольно сложно. Поэтому важно для обеих сторон достигнуть договоренность и распределить ответственность. Органы местного самоуправления могут потребовать от держателя сертификата приложить все усилия для достижения договоренности с силами полиции. Однако в сертификате безопасности может быть прописана обязанность держателя сертификата уведомлять полицию о проведении конкретных соревнований и консультироваться по вопросам присутствия полицейских. При этом только начальник полиции вправе решать, какое количество полицейских может присутствовать на спортивной площадке. Сертификат безопасности не может содержать рекомендации в адрес начальника полиции в отношении исполнения им и его подчиненными своих функций.

Выдаче сертификата безопасности для выделенной спортивной площадки предшествует определение местными органами власти компетентного лица, представляющего интересы его держателя. В соответствии с положениями Закона 1975 года это лицо, которое в состоянии и компетенции предотвратить любое нарушение условий сертификата безопасности. Владельцем сертификата может быть только человек, занимающий ответственную должность в менеджменте спортивной площадки, т.е. председатель, генеральный директор, секретарь клуба, менеджер спортивной площадки, менеджер по вопросам безопасности или директор. Аналогичные правила действуют в случае, если заявитель просит не о выдаче сертификата безопасности, а о передаче последнего другому держателю. 

Местным органам власти вменяется в обязанность проводить официальную ревизию общего сертификата безопасности после любого имевшего место на спортивной площадке происшествия, в котором безопасность зрителей была подвергнута риску, или же в случае возникновения сомнений в отношении состояния или управления спортивной площадкой. Ситуация близкая к аварийной приравнивается к чрезвычайному положению.

Ревизия не ограничивается только изучением обстоятельств ЧП, вскрываются и анализируются недостатки, приведшие к происшедшему. Такие ревизии проводятся, по меньшей мере, раз в год, даже если за год не произошло никаких происшествий. В случаях, когда спортивная площадка функционирует в сезонном режиме, ревизия проводится в сроки, достаточные для проведения каких-либо ремонтных или восстановительных работ до начала сезона. Это, в свою очередь, позволяет органам местного самоуправления внести поправки или заменить соответствующие разделы сертификата до начала нового сезона.

От местных органов власти требуются незамедлительные меры в связи с любым происшествием, которое может создать угрозу безопасности зрителей, или любыми выявленными в ходе проведения инспекторской проверки недостатками в системе обеспечения безопасности. Вместе с тем, действия должны быть адекватны срочности и серьезности создавшейся ситуации.

Существуют следующие варианты действий:

- уменьшение вместимости спортивной площадки или отдельной ее части;

- издание уведомления о запрещении;

- в случае нарушения условий сертификата безопасности - предупреждение, официальное предупреждение или возбуждение дела в суде.

Следует сказать, что уведомление о запрещении является крайней мерой. Прежде, чем его оформить, местные органы власти должны убедиться в том, что "пропуск зрителей на спортивную площадку или в какой-либо сектор представляет или может представить настолько серьезный риск для них, что пока не будут приняты надлежащие меры по уменьшению этого риска до приемлемого уровня, допуск зрителей на спортивную площадку или какой-либо ее сектор должен быть запрещен или ограничен".

Уведомление о запрещении вступает в силу немедленно с момента оформления, если местные органы власти указывают в нем о наличии или возможности возникновения непосредственного риска для зрителей. Во всех остальных случаях – в конце срока, указанного в уведомлении. Кроме того местные органы власти имеют право вносить поправки в уведомление или отзывать его в любое время.

Потерпевшая сторона может обратиться в суд по поводу вынесенного уведомления о запрещении в течение 3-х недель действия уведомления. Обращение в суд, само по себе, не останавливает его действие или каких-либо поправок к нему.

Нарушение условий сертификата безопасности или уведомления о запрещении со стороны любого ответственного лица, не обязательно держателя сертификата безопасности, является правонарушением. В случае постоянных или грубейших нарушений условий сертификата безопасности или иных условий, могущих привести к серьезному ухудшению безопасности зрителей, органы местного самоуправления вправе рассматривать возможность преследования в судебном порядке.

Руководящим футбольным органом в Великобритании является Футбольная ассоциация, которая поддерживает связь со всеми вышеупомянутыми организациями. На время выезда английских команд за рубеж Футбольная ассоциация предоставляет консультанта по контролю за болельщиками с целью оказания помощи клубам в правильной подготовке к их приезду. Предварительные визиты представителями ассоциации совершаются во все страны, где должны играть на выезде английские команды.

Для оказания помощи зарубежным властям в осуществлении полицейского контроля, в зависимости от уровня сотрудничества, предлагаются услуги футбольных полицейских (детективов). Об их работе дается предварительная информация. Детективы используют в работе видеокамеры, переносные компьютеры, в которых имеются обширная база данных на болельщиков футбольных клубов и хулиганствующих болельщиков, а также связь со Скотланд-Ярдом и его базами данных.

Как правило, на время клубных игр в Европе направляются два старших сотрудника полиции. Для игр с более высоким уровнем риска число детективов может доходить до восьми. Когда за рубежом играет национальная сборная Англии, в зависимости от степени риска футбольного матча и пожеланий зарубежных властей, направляется от восьми до четырнадцати полицейских. Решение финансовой стороны вопроса деятельности английских детективов за рубежом (зарплата, оплата поездки за границу, использование автомашин, проживание в отелях, возникающие в связи с этим иные необходимые услуги) возлагает на себя футбольный клуб.

Детективы всегда работают в парах, в штатской одежде и в сопровождении местных полицейских. Деятельность осуществляется в рамках законов страны присутствия.

На период работы принимающая страна должна обеспечить детективов автотранспортом, их гарантированную безопасность, предоставить им возможность присутствия на железнодорожных и автовокзалах, в аэропортах, морских (речных) портах до приезда групп болельщиков и при прохождении ими таможенного контроля.

Детективы осуществляют патрулирование городских районов, где собираются английские болельщики, наблюдают за подходами к стадиону перед началом матча. Используя возможности имеющейся база данных выявляют известных хулиганов, оказывают помощь в прогнозировании поведения разных групп футбольных болельщиков, информируют о местах их возможного появления.

На выездных играх клубные болельщики и фанаты, как правило, знают о присутствии в своей среде своего местного английского полицейского, в связи с тем, что большинство знает его в лицо и он этого не скрывает. Фактор присутствия детектива оказывает профилактическое воздействие на болельщиков - дисциплинирует поведение их на стадионах, стимулирует законопослушание. Это подкрепляется еще и страхом перед тем, что о противоправном их поведении будут поставлены в известность футбольный клуб и английская полиция, а также боязнь арестов и денежных штрафов. Принимаемые меры полицейскими обеих сторон позволяют избежать арестов английских болельщиков за рубежом, чтобы не причинить вред имиджу страны.

Таким образом, выработанная и испытанная временем система совместных действий, в совокупности, весьма выгодна для использования принимающей страной.

В Великобритании широко развита система членства футбольных клубов и иных спортивных организаций. Например, футбольная команда "Ливерпуль" насчитывает около 20 тысяч официальных членов клуба. Принадлежность к тому или иному футбольному клубу оказывает позитивное влияние на законопослушное поведение и дисциплину его членов на футбольных и других спортивных мероприятиях.

Полноправным членом клуба может стать любой гражданин Англии, достигший 16-летнего возраста и заплативший вступительный взнос в размере 25 английских фунтов стерлингов. Кандидаты в члены футбольного клуба сами предоставляют сведения о себе. В тоже время они проходят строгие процедуры проверки по всем учетам полиции на наличие судимости или совершенных различных правонарушений. По тем или иным причинам около 3% заявок отклоняется.

Членство дает первоочередное право на приобретение билетов, как на внутренние матчи, так и на выезд совместно с футбольной командой за рубеж, в том числе за счет средств клуба. Полиции известны владельцы билетов, т.к. их покупка осуществляется через клуб по именным клубным членским карточкам, в которых указывается сектор, ряд и место на стадионе. Вся эта информация вносится в базу данных. Перепродажа билетов другим лицам категорически запрещена.

За нарушения на стадионе болельщик Советом клуба может быть лишен членства. За три года такое решение было принято в отношении 1% членов клуба. Одновременно выносится решение о запрещении выезда на матчи за рубежом. Принимаются другие меры упреждающего характера. Нарушители из числа болельщиков-членов клуба лишаются сезонных абонементов на все проводимые футбольные матчи внутренних чемпионатов. Решение принимается Советом клуба по ходатайству полиции.

Футбольные клубы сами оказывают активную помощь в выявлении хулиганствующих болельщиков.

Необходимо отметить, что в связи с улучшением в Великобритании системы безопасности при проведении футбольных матчей, членство в клубах и посещение спортивных мероприятий приняло семейный характер. Дети до 14 лет могут проходить на стадионы в сопровождении родителей. Для этого имеются семейные и специально отведенные места. Это дает возможность родителям показать детям пример поведения и необходимость самим вести себя достойно в присутствии детей. Получается обоюдная польза.

При обеспечении общественной безопасности проведения футбольных и спортивно-массовых мероприятий существует четкое взаимодействие органов местной власти, футбольного клуба, полиции и частного охранного предприятия спортивного сооружения (стадиона).

Основа организации обеспечения безопасности проведения футбольных матчей заключается в планировании. В начале сезона Премьер-Лига направляет письмо в полицейское управление, где информирует о планируемом календаре игр, с таким расчетом, чтобы не совпало двух матчей в один день. Матчи категории "С" (повышенного риска и сложности) не рекомендуется проводить во второй половине дня, т.е. позже 14.00 час. В письме указывается категория риска каждой игры и требуемое количество полиции для обеспечения безопасности.

Начальник по матчам - координатор полиции составляет график присутствия полицейских на матчах футбольных чемпионатов, производит с личным составом отработку упражнений и задач с обязательным участием каждого. Осуществляет тесное взаимодействие полиции с футбольными организациями для успешного решения общей задачи – обеспечение безопасности.

В соответствии с правилами безопасности на спортивных площадках руководство стадионов принимает меры к тому, чтобы сотрудники и персонал, связанные с безопасностью, были обученными и компетентными, разрабатывает и согласовывает планы действий и поведения в чрезвычайных ситуациях. 

В день игры проводится совещание офицерского состава, а также инструктаж полицейских, входящих в группы по осмотру парковок автотранспорта, кафе, баров и прилегающей территории к стадиону. Основное внимание уделяется предупреждению и пресечению проявлений расизма, проведению определенной политики в отношении болельщиков, толерантному отношению к ним, а также ответственности за спокойствие местных жителей в домах, расположенных вокруг стадиона. Доводится информация о предстоящем футболе, проблемах обеспечения безопасности и правопорядка прошедших матчей, досмотре автотранспорта и болельщиков. Обращается внимание на экипировку (обычная форма одежды - в желтых курточках со вставками из светоотражающего материала), оправданное применение специальных средств. Необходимо отметить, что при обеспечении правопорядка на футбольных матчах и других спортивно-массовых мероприятиях полиция не обеспечивается огнестрельным оружием. В своей деятельности полицейские используют три основных критерия – твердость, разум дружелюбие (Fair, Firm, Friendly).

Перед каждой игрой полиция инструктирует футболистов о корректном поведении во время матча, чтобы они ни в каких случаях не покидали пределы футбольного поля до конца игры, не приближались к толпе, не провоцировали своим поведением болельщиков на антиобщественное поведение и противоправные действия. Если такие факты будут выявлены, игроку выносится предупреждение в ходе профилактической беседы и полиция информирует о них руководство футбольного клуба.

Особое внимание уделяется индивидуальной предварительной работе с клубными болельщиками, а также фанатами, не состоящими в них. В период подготовки футбольных и иных спортивно-массовых мероприятий проводится операция "Порт", целью которой является выявление и нейтрализация хулиганствующих зрителей, создающих проблемы на соревнованиях.

Во избежание конфликтов между футбольными болельщиками сотрудники полиции встречают прибывающие группы на железнодорожных и автовокзалах, в аэро, морских (речных) портах, осуществляют их сопровождение до стадиона. Для этого, а также для обеспечения безопасности и правопорядка на прилегающей к стадиону территории привлекаются силы полиции ближайших районов и городов. Оплата их работы в день проведения футбольного игры производится из государственных средств.

Полиция территориальных органов осуществляет контроль за поведением болельщиков и иных граждан во время футбольного матча на прилегающей к стадиону территории и стоянках автотранспорта. Задействуется 8 нарядов полицейских по 7 чел., 14 - 18 конных полицейских и 16 чел. резерв. Всего около 100 человек.

Администрацией стадиона и клуба при проведении матчей "повышенного риска" для оказания распорядителям (стюардам) помощи в обеспечении безопасности на стадионе нанимаются 25 частных охранников (работают на входе), а также от 60 до 100 сотрудников полиции. Имеется письменное соглашение с разделением обязанностей клуба и полиции в обеспечении безопасности и правопорядка на стадионе. Деятельность полиции осуществляется на почасовой платной основе из расчета 33 английских фунтов стерлингов за час, но не менее чем за 4 часа.

Стюарды работают на договорной основе, т.е. только на время проведения игры. Они проходят обучение по семи часовой программе в течение трех дней, затем сдают экзамены (тесты). Для них установлены определенные критерии: возраст от 18 до 60 лет, обязанность посещения в сезон не менее 65% футбольных матчей. При положительном обеспечении безопасности 80% футбольных игр – клуб оплачивает им очередной отпуск.

Одновременно на матч нанимается до 500 стюардов. Стюарды располагаются на разных участках стадиона: на проходах вокруг поля, входах и выходах с него. Службу несут в униформе, каждый отвечает строго за свой сектор, наделен определенными обязанностями, ответственность закреплена законодательно.

Старший стюард за матч получает до 100 английских фунтов стерлингов, рядовой стюард – 25 английских фунтов стерлингов. Перечисление осуществляется через банк с вычетом налогов.

Клубом также нанимаются 100 человек для осуществления контроля на турникетах по проверке билетов (1 оператор на турникет). Пропускная способность турникета не более 1 человека при предъявлении билета оператору. Турникеты снабжены электронной системой подсчета, что дает возможность сравнивать количество проданных билетов и число присутствующих на матче, не допуская превышения вместимости стадиона.

Для оказания первой медицинской помощи задействуется около 40 медработников (Сен Джонс), три бригады скорой медицинской помощи, два врача.

Во время матчей основной контроль за поведением болельщиков осуществляется с использованием видеокамер, охватывающих полностью все трибуны по секторам и фиксирующих происходящее. Отдельно по 2 детектива ведут оперативную работу среди болельщиков футбольных команд, а при необходимости, негласную съемку.

В целях избежания провокации скандалов и массовых беспорядков полиция осуществляет задержание за нарушения порядка, правил поведения на стадионах и проявления расизма только во время перерывов или после окончания футбольных матчей.

После окончания футбольного матча организаторами и руководителями мероприятия подводятся итоги.

Указанная организация системы безопасности в Великобритании позволяет должным образом обеспечивать порядок и общественную безопасность на спортивных сооружениях. С 1989 года на футбольных стадионах Англии не было массовых правонарушений болельщиков.

Несколько иные меры обеспечения порядка и общественной безопасности при проведении спортивно-массовых мероприятий применяются в Германии.

Это связано с ситуацией, возникавшей в последнее время в указанной стране.

В футбольном сезоне 2002 года в ФРГ при массовых правонарушениях на стадионах 265 граждан получили телесные повреждения, в том числе 45 сотрудников полиции. По окончании матчей хулиганствующие болельщики беспричинно избивали граждан, разбивали витрины объектов торговли, стоящие на улицах автомобили.

Особенно стала проявляться агрессивность болельщиков в ходе игр команд 1 и 2-й лиги, однако тенденция применения фанатами противозаконных насильственных действий перемещается уже и на стадионы команд третьей лиги (низшего уровня).

Наиболее активны фанаты-правонарушители в Германии в возрасте 18-25 лет.

Условно болельщиков в ФРГ, как и в Англии, подразделяют на три категории – А, В и С. А – законопослушные любители футбольных игр; В – могущие совершить правонарушения при возникшей ситуации, например, при неверном судейском решении, проигрыше любимой команды, неадекватном отношении к игрокам "своей" команды; С – воинствующие фанаты (в Италии их также называют "тифози"), которых не интересуют происходящие события на футбольных полях, их основная цель устроить массовые погромы, драки в присутствии прессы и большого скопления граждан, а затем постараться скрыться.

В Германии имеются сведения о 9,5 тыс. "фанатиках", относящихся к категориям болельщиков В и С, причем 2/3 из них – воинствующие фанаты. Чаще всего они объединяются с правыми силами и поддерживают их. Среди них выстраиваются четко очерченные структуры-организаторы, финансисты, обеспечивающие сбор денег на поездки хулиганов в другие города, поставщики наркотиков, "подогревающих" фанатов, и непосредственные исполнители.

В целях предупреждения массовых правонарушений на футбольных стадионах Германии создан Информационный Центр по спортивным мероприятиям. Его задачами являются координация деятельности полицейских и других правоохранительных органов, взаимодействие с футбольными клубами, учет и отработка информации о фанатах, передача ее в необходимых дозах в средства массовой информации.

Для обеспечения международного информационного взаимодействия создан Национальный футбольный информационный пункт.

Издан Справочник рекомендаций для международного сотрудничества полиции по предупреждению футбольного хулиганства, в котором имеются рекомендации о создании и деятельности Информационного центра, продаже билетов на футбольные матчи, предупреждении насилия на стадионах и другие.

В органах внутренних дел созданы специализированные подразделения, называемые "информационной разведкой среди фанатов", либо введены отдельные должности - "спотеры", выполняющие эти функции. Полученная информация о возможных правонарушениях на стадионах, передвижениях фанатов и их намерениях незамедлительно направляется в правоохранительные органы для реализации.

Среди болельщиков также работают гласно полицейские "инцайдеры". Это психологически воздействует на них и является сдерживающим от правонарушений фактором.

В большинстве земель Германии приняты законы об обеспечении безопасности зрителей. Согласно этим законам полиция имеет значительные возможности предупреждать массовые и иные правонарушения на стадионах. Так, например, за нарушения на стадионах, связанные с причинением ущерба, решениями клубов может быть вынесен правонарушителю запрет на посещение футбольных матчей до 5 лет. В 2002 году такая мера была применена примерно к 1,5 тыс. фанатам. В случае невыполнения данного запрета правонарушитель может быть осужден судом к лишению свободы на срок до шести месяцев.

Если будет получена информация о выезде фаната в другой город, где будет проводиться футбольный матч, и намерении совершить там преступление, судья может наложить на него арест на время футбольного матча (до 2 суток). В году такой мере подвергались 16 человек.

В целях предупреждения выезда воинствующих фанатов зарубеж на международные футбольные матчи полиции Германии предоставлено право выносить фанатам категории В и С предупреждения об ответственности за самовольный выезд, а также объявить, что за ними будет установлен официальный контроль.

Одной из предупредительных мер является временное изъятие паспорта в целях исключения возможности приобретения билета на поезд или самолет. Законом предусмотрен и такой способ, как приглашение на профилактическую беседу «фаната» в полицейский участок во время проведения футбольного матча. В 2002 году приглашались 2260 лиц, 129 из них официально вынесен запрет на выезд за рубеж для просмотра футбольного матча. В случае неявки в полицейский участок фанат может быть оштрафован на сумму до 500 евро или подвергнут административному аресту. Информация о лицах, которым вынесено такое ограничение, передается в пограничные службы для контроля.

После введения такого закона поступали многочисленные жалобы от болельщиков на нарушение их конституционных прав о просмотре футбольных матчей на стадионах. По всем жалобам и искам к полиции судами были приняты отрицательные решения. 

В период проведения футбольных матчей в других странах Европейского Союза в 2 и более раза увеличивается в приграничных районах число контрольных пунктов на авто, железнодорожных и водных магистралях. Осуществляется гласное и негласное сопровождение болельщиков, на приграничных территориях создаются совместные КП (двух стран). Для работы с выезжающими за границу болельщиками выезжают также сотрудники полиции, специалисты по предупреждению правонарушений на стадионах.

Создаются специализированные оперативно-следственные бригады и группы немедленного реагирования, которые имеют навыки сбора, обработки, передачи информации при совершении правонарушений на стадионах и быстрого документирования противоправных действий, так как дальнейшая работа следователя, прокурора и суда строится в основном на информации сотрудников полиции и видеозаписи.

Разработана специальная система взаимодействия со СМИ.

При обращении органов внутренних дел в футбольную лигу о необходимости переноса игр на другое время, иные дни или футбольные поля их обоснованные предложения, как правило, удовлетворяются.

В ФРГ разработана Концепция безопасности на стадионах, которая предусматривает определенные требования к строительным конструкциям, взаимоотношению участников обеспечения безопасности при проведении футбольных матчей и даже водителям общественного транспорта, перевозящих болельщиков.

Кроме того, существует Концепция социального предотвращения объединения фанатов. Она предписывает формы и методы работы социальных работников с фанатами дома, на работе, на стадионах. При этом социальные работники зачастую исполняют роль психологов.

Для исключения условий совершения правонарушений иностранными болельщиками, прибывающими в Германию, разработана система уменьшения причин конфликтных ситуаций. Она предусматривает программу знакомств, удобного и дешевого размещения, питания, приобретения билетов, информационного и телефонного обслуживания, проводятся мероприятия по ознакомлению прибывших лиц с культурой страны, музыкой, образом жизни, организуется их туробслуживание.

Об опыте по обеспечению правопорядка и безопасности при проведении футбольных матчей в европейских государствах
Телефон доверия
#моямилиция