www.mvd.gov.by

Служим Закону, Народу, Отчизне!

220030, Минск
ул. Городской Вал, 4

Круглосуточный
единый номер: 102

Государственная автоинспекция

Гражданство и миграция

Административные процедуры

Учебные заведения

Главное управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми

Главное управление охраны правопорядка и профилактики

Создание и развитие службы участковых инспекторов милиции Беларуси

Служба участковых инспекторов милиции имеет богатую историю. На протяжении длительного пути развития институт участковых инспекторов видоизменялся и совершенствовался. Существовал он в различных условиях и разнообразных организационных формах, занимая важное место в системе органов внутренних дел.

Еще во времена Великого Княжества Литовского, в состав которого входили земли современной Беларуси, для поддержания общественного спокойствия и порядка формируется и начинает действовать система личной ответственности лиц, близких к главе государства, которым поручаются функции поддержания общественного порядка. Функции эти не были сосредоточены в едином государственном органе, а распределялись среди ряда должностных лиц. Они были довольно сложными и реализовывались на уровне воеводств – воеводами, в поветах – поветовыми старостами. Поддержание порядка и управление делами на местах поручалось сельским старостам, волостным старшинам, сотским и десятским (выборным лицам от крестьян, исполнявшим административные полицейские функции и поддерживающим порядок в деревне).

На протяжении XVI века в Великом Княжестве Литовском был оформлен институт поветовых возных, исполнявших специализированные функции судебных приставов. Они же, кроме того, осуществляли полицейские и нотариальные действия.

В Российском государстве, инкорпорировавшим в результате трех разделов Речи Посполитой земли Беларуси, полицейская система, в том числе деятельность по поддержанию порядка, также постоянно совершенствовалась.

В восемнадцатом веке, в период царствования Екатерины II, в России стала складываться система местных органов полиции, чему немало способствовало восстание Емельяна Пугачева, вскрывшее все слабые места административных органов, в том числе отсутствие полиции в провинции.

7 ноября 1775 года издается «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи», положившее начало деятельности так называемых земских судов, на которые возлагалась обязанность следить в уездах за порядком и исполнением законов, а в случае выявления нарушений нижний земский суд имел право применять меры принуждения.

Таким образом, впервые появились полицейские аппараты, отвечающие за законность и порядок на вверенной территории, т.е. фактически была создана сельская полиция.

Во главе нижнего земского суда стоял земский исправник (либо капитан-исправник), который в том числе отвечал «за добронравие и порядочное житие» всех людей в уезде».

В состав нижнего земского суда входили два-три заседателя. В подчинении суда находились сотские и десятские, назначаемые из числа крестьян. При этом служащие земского суда не только отвечали за порядок в уезде, но и проводили предварительное следствие по уголовным делам, исполняли распоряжения губернского начальства.

С развитием промышленности и урбанизации Российской империи возникла необходимость реорганизации полицейского аппарата в городах.

В 1782 году издается «Устав благочиния», согласно которому территории городов делились на административно-полицейские части (по 200-700 дворов), а те, в свою очередь, – на кварталы (по 50-100 дворов). Соответственно в штаты городской полиции вводились должности квартальных надзирателей, которые подчинялись частным приставам, а в их подчинении находились квартальные поручики и ночные сторожа.

Именно квартальный надзиратель выполнял функции современного участкового инспектора. Он обеспечивал порядок в определенном квартале, реализовывал распоряжения управы благочиния и подчинялся по службе частному приставу.

В то же время, несмотря на то, что полиция всегда являлась неотъемлемой частью государства, централизация ее управления началась только в 1802 году, когда было создано Министерство внутренних дел и издан Указ «О средствах к исправлению полиции в городах», определивший устройство и функции городских полицейских учреждений начала ХIХ века.

Очередным шагом в развитии службы участковых инспекторов милиции можно считать утвержденное императором Николаем I в июне 1837 года новое Положение о земской полиции, подготовленное Министром внутренних дел, графом Д.Н.Блудовым. В соответствии с нормами данного положения все уезды разделялись на участки-станы, в которые определялись участковые заседатели (становые приставы) на правах заседателей нижних земских судов. Становой пристав назначался губернатором из числа кандидатов, предлагаемых уездным дворянским собранием, и имел в своем распоряжении рассыльных, сотских и десятских, что значительно увеличивало число полицейских и укрепляло полицию в целом. Становой пристав должен был постоянно жить на своем участке, для чего ему предоставлялась возможность и средства на приобретение дома. Еженедельно (помимо экстренных случаев) он должен был являться на квартиру к отставному приставу и сообщать ему обо всех происшествиях, происходивших в их селе или деревне.

Таким образом, становой пристав – это был фактически сельский участковый, преимущественно, выходец из местных дворян с недвижимой собственностью в его стане.

Падение крепостного права в 1861 году привело не только к укреплению сельской, уездной полиции, но и реформировало полицию городов России, значительно укрепив ее штатами. Квартальных надзирателей городов заменили околоточные надзиратели, которые отвечали за свои околотки (околоток – низшая административно-полицейская единица в крупных городах) и были наделены функциями весьма похожими на функции участковых инспекторов сегодня.

К примеру, Инструкция околоточных надзирателей 1867 года предписывала последним осуществлять «надзор за соблюдением в пределах вверенного им околотка правил относительного общественного благоустройства и благочиния, обязанность предупреждать и оста¬навливать нарушителей этих правил, водворять порядок и право, в случае неисполнения их законных требований составлять о том протоколы».

Околоточные надзиратели, так же как и современные участковые инспекторы милиции при наличии заявлений о совершенном преступлении, а также иных поводах подозревать о его совершении обязаны были приступать к производству дознаний, имели право лично задерживать подозреваемых в совершении преступления или проступка, в том числе при необходимости входить в чье-либо жилище или квартиру, если там скрылся преступник.

Помимо этого в функции околоточных надзирателей входили:

  • надзор за соблюдением порядка, чистоты, тишины и безопасности на улицах;
  • пресечение нарушений общественного спокойствия и благочиния;
  • присутствие при всех собраниях народа на улицах и площадях;
  • наблюдение за деятельностью питейных и трактирных заведений и других публичных мест, а также порядком торговли;
  • при получении известия о происшедшем преступлении, беспорядке или несчастном случае, немедленное выбытие на место происшествия, восстановление порядка и спокойствия, задержание виновных и оказание защиты и помощи и т.д.

Околоточным надзирателям также вменялось в обязанность осуществлять внутренний надзор за населением, что и определялось соответствующими пунктами Инструкции.

Такое подробное изложение Инструкции наглядно демонстрирует, что установленные ею обязанности околоточных надзирателей довольно схожи с обязанностями участковых инспекторов милиции, несмотря на разницу исторических эпох.

В результате реформы госучреждений в декабре 1862 года принимаются «Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах губерний, по общему учреждению управляемых». Создаются городские полицейские участки во главе с участковым приставом, которые, в свою очередь, делятся на околотки, в которых службу несут околоточные надзиратели. Околоточный надзиратель находился в непосредственном подчинении участкового пристава и получал от него служебные указания. В свою очередь в распоряжении самого околоточного надзирателя находились городовые – рядовые чины полиции, служащие по вольному найму. Околоточный надзиратель обязан был знать всех жителей околотка, род их занятий, характер поведения. Он должен был оказывать содействие чиновникам сыскной полиции.

В июле 1878 года для обеспечения общего порядка в уездах и волостях в штаты уездных полицейских управ вводится должность полицейского урядника. Урядник постоянно проживал в своем участке и его служебные полномочия распространялись на этот участок, по площади равной, как правило, волости. Он отвечал за поддержание общественного порядка и безопасности, обеспечивал соблюдение санитарных и противопожарных правил в населенных пунктах волости. В случае обнаружения преступления в его обязанности входило, по возможности, задержание преступника, сбор улик, выявление соучастников и свидетелей.

В большинстве своем должность урядника занимали служащие уездной полиции, обладавшие достаточным жизненным и служебным опытом, способные грамотно составлять протоколы, владеющие основами уголовного и административного права, ведущие трезвую жизнь, имеющие устоявшиеся нравственные убеждения.

Полицейский институт околоточных надзирателей и урядников сохранился без видимых изменений до 1917 года.

Временное правительство в феврале 1917 года формально санкционирует ликвидацию полиции и жандармерии, провозгласив их замену народной милицией с выборным начальством, подчиненную органам местного самоуправления. Правовой основой организации и деятельности этого административного органа стало постановление «Об учреждении милиции», принятое в апреле 1917 года. Непосредственное руководство милицией в уездах и городах осуществлялось уездными земскими и городскими управами. Участковый начальник милиции заменил станового пристава. В его подчинении были помощники, заменившие полицейских урядников, а также конные и пешие милиционеры.

При комплектовании милиции временное правительство стремилось сохранить старые квалифицированные полицейские кадры, но сделать это в условиях продолжавшейся мировой войны было крайне сложно. Буржуазная революция, разрушив старую, не успела создать новую эффективную систему административного управления. Процесс этот был прерван событиями октября 1917 года.

И сразу же, 28 октября (10 ноября) 1917 года по поручению Совета Народных Комиссаров наркоматом внутренних дел было издано постановление «О рабочей милиции», которое, однако, не предусматривало конкретных организационных форм ее построения. Функции охраны общественного порядка и защиты государства от контрреволюционных сил были смешаны, что вносило дезорганизацию в деятельность милиции. В этой связи была поставлена задача создания специального аппарата милиции вместо вооруженных формирований рабочих.

12 октября 1918 года народными комиссариатами внутренних дел и юстиции по поручению СНК РСФСР утверждена Инструкция «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции», установившая принципиально новый штат милиции. В соответствии с ее положениями низовым звеном аппарата милиции являлся участок (вскоре был переименован в район), возглавляемый участковым начальником милиции (начальником милицейского района), которому подчинялись старшие милиционеры и милиционеры, обеспечивающие непосредственную охрану общественного порядка на местах. Основная задача этих служащих состояла в профилактике и пресечении преступлений и административных правонарушений. Эта категория сотрудников положила начало службе участковых инспекторов милиции, которые в ноябре 1923 года распоряжением наркомата внутренних дел начали именоваться участковыми надзирателями.

Именно с этого момента начала формироваться служба участковых инспекторов в таком виде, какой она является сейчас, определялись задачи и функциональные обязанности сотрудников.

В ходе дискуссии о структуре участковой службы был признан наиболее приемлемым порядок, при котором управление волостной (районной) милиции находилось в волостном (районном) центре, а милиционеры на своих участках при сельсоветах. Милиционеров, работавших на участках, называли участковыми милиционерами или старшими участковыми милиционерами.

Специальный приказ НКВД от 13 февраля 1930 года № 109 переименовал участковых надзирателей городской милиции и сельских милиционеров райотделений, осуществлявших работу на участках, в участковых инспекторов милиции. Перед участковым ставилась задача по обеспечению порядка и общественной безопасности и борьбе с уголовной преступностью на территории обслуживаемого участка.

В период Великой Отечественной войны на участковых инспекторов возлагалась борьба с дезертирством, мародерством, с паникерами, распространителями всякого рода провокационных слухов и измышлений, очистка городов и оборонно-хозяйственных объектов от преступников.

Кроме того, участковые инспекторы милиции обеспечивали проведение в жизнь приказов и распоряжений военных властей, регламентировавших режим в местностях, объявленных на военном положении. В это время участковые инспекторы милиции получили название участковых уполномоченных.

В 1949 году милиция была передана в ведение Министерства Государственной Безопасности СССР. Служба участковых уполномоченных вошла в состав Управления Милицейской Службы, на которое возлагались охрана общественного порядка и общественной безопасности.

В 1953-1956 годы была осуществлена система мер, направленных на улучшение работы милиции. Создано Министерство внутренних дел СССР, а участковые уполномоченные стали утверждаться на должности в исполкомах и местных Советах.

В начале шестидесятых годов правительством был принят ряд мер, направленных на укрепление взаимодействия органов внутренних дел с общественными формированиями. В этот период начинают активно формироваться народные дружины, опорные пункты милиции, товарищеские суды. Основная тяжесть работы с ними возлагалась на участковых уполномоченных.

Приказом МВД БССР от 16 июня 1969 года создается управление административной службы милиции, а участковые уполномоченные снова стали именоваться участковыми инспекторами милиции. В ноябре 1972 года в ГО-РОВД республики были образованы профилактические службы. В 1974 году профилактическая служба была включена в состав аппаратов уголовного розыска.

27 июня 1983 года приказом МВД БССР «Об упразднении подразделений профилактической службы аппаратов МВД, УВД и укреплении службы участковых инспекторов милиции» предписывалось направить сокращенных сотрудников в территориальные ОВД. Участковые инспекторы стали самостоятельной службой. 18 июля этого же года приказом Министерства в составе ГО-РОВД создаются отделения по организации работы участковых инспекторов милиции.

В ноябре 1983 года вышла «Инструкция по работе участковых инспекторов милиции», где были изложены основные задачи их работы: «обеспечение общественного порядка на обслуживаемой территории; предупреждение и пресечение преступлений, иных правонарушений; выявление и осуществление наблюдения за лицами, от которых можно ожидать совершения преступлений; устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений и других нарушений правопорядка; участие в раскрытии преступлений и в розыске преступников; охрана прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций от преступных посягательств и иных антиобщественных проявлений, повседневное укрепление связей с населением». Задачи эти за исключением некоторых формулировок ничем не отличались от современных.

Приказом МВД СССР от 1 июля 1986 года отделы по организации работы участковых инспекторов милиции вводятся в состав службы охраны общественного порядка. Этим же приказом вводится должность старшего участкового инспектора милиции, который обязан координировать, организовывать, направлять и контролировать служебную деятельность группы участковых инспекторов, а также оказывать им постоянную практическую помощь в работе

В феврале 1987 года принято Постановление Правительства по совершенствованию работы участковых инспекторов милиции, улучшению их материального положения. В этом же году приказом Министерства внутренних дел СССР от 20 апреля № 87 утверждена Инструкция по работе участкового инспектора милиции.

Изменения, произошедшие в августе 1991 года в общественно-политической жизни Беларуси, обретение нашей страной независимости, определенным образом отразились как на дальнейшем развитии милиции в целом, так и службы участковых инспекторов в частности.

26 февраля 1991 г. Верховным Советом Республики Беларусь принят Закон Республики Беларусь «О милиции», определивший принципы организации деятельности органов внутренних дел нашей страны.

Вместе с тем участковые еще длительное время в служебной деятельности руководствовались нормами Союзной Инструкции 1987 года. Фактически постсоветская история участковых инспекторов милиции Беларуси началась с утверждения 28 ноября 2002 года постановлением МВД № 274 новой Инструкции по организации работы участкового инспектора милиции, действовавшей на протяжении следующего десятилетия и определившей задачи, основные направления организации работы, обязанности и права участкового инспектора в системе органов внутренних дел Республики Беларусь.

Сегодня организация деятельности участковых инспекторов милиции осуществляется в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом МВД Республики Беларусь от 24 января 2012 г. № 20 (в ред. Приказа МВД от 28.02.14 №58), где конкретизированы правовые основы и направления деятельности сотрудников в соответствии с действующим законодательством, в том числе с Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».

Безусловно, на протяжении более чем 20 последних лет нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность участковых инспекторов милиции нашей страны, постоянно претерпевали изменения и дополнения. Однако неизменным оставалась их особая роль в системе органов внутренних дел.

Участковый инспектор милиции – официальный представитель органов внутренних дел и органа местного самоуправления на вверенном ему административном участке. В своей деятельности он руководствуется Конституцией и законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, Правительства и Министра внутренних дел.

К службе участковых инспекторов милиции всегда предъявлялись повышенные требования, на нее возлагаются особые надежды. Жители Беларуси должны видеть в участковом инспекторе представителя государственной власти, готового и, самое главное, способного в любое время суток оказать квалифицированную помощь в разрешении ситуации. Ведь на административном участке он в одном лице решает широкий спектр задач, направленных на поддержание общественного порядка, повышение моральных устоев, защиту прав и законных интересов граждан.

Жмуровский Александр Сергеевич
доцент кафедры теории и истории государства и права
Академии МВД Республики Беларусь, кандидат исторических наук

Кашевская Ольга Георгиевна
Заместитель начальника отдела организации работы участковых
инспекторов милиции УП ГУОПП МОБ МВД
подполковник милиции

Создание и развитие службы участковых инспекторов милиции Беларуси
Телефон доверия
#моямилиция