Международная организация уголовной полиции Интерпол

Подлинная история Интерпола началась 7 сентября 1923 года, когда на Международном конгрессе полиции 138 представителей из 20 стран учредили Международную комиссию уголовной полиции и приняли ее устав.

Сегодня Интерпол является ведущей международной организацией, которая благодаря своей уникальной структуре, правовой базе и техническому оснащению способна эффективно и рационально координировать международное полицейское сотрудничество. Международная организация уголовной полиции – это механизм и посредник в практическом сотрудничестве служб уголовной полиции разных государств в их повседневной работе над раскрытием конкретных преступлений, а также координации и кооперации предпринимаемых ими усилий. В этом механизме сотрудничества Интерпол действует как единый мировой центр по выработке совместной полицейской стратегии и тактики борьбы с международной уголовной преступностью. Интерпол является уникальной международной организацией, принимающей непосредственное практическое участие в предупреждении и подавлении международной преступности. Своими силами он не может вести самостоятельные расследования, заниматься раскрытием преступлений и розыском преступников в разных странах. Таких оперативных сил нет, да и с точки зрения современного международного права такая деятельность невозможна. Но он может координировать практические операции полиции нескольких стран, способствовать слаженности и одновременности их проведения, согласовывать с заинтересованными и занятыми в них странами начало и сроки таких операций, объявлять в международный розыск скрывшегося преступника.

В Стратегическом плане развития Интерпола (на начало XXI века) отмечено, что все сферы преступной деятельности должны быть охвачены всемирной системой обмена полицейской информацией с определенной формой представления данных. В этих целях Генеральный Секретариат Интерпола оснащен современными коммуникациями, которые позволяют Национальным центральным бюро во всем мире связываться друг с другом при помощи системы электронной почты. При использовании этого оборудования можно войти в базы данных, содержащие информацию о находящихся в международном розыске преступниках, похищенных автомобилях и художественных работах. Время ответа колеблется от нескольких минут до секунд, то есть оперативные сотрудники могут почти немедленно получить ответ на запрос по базам данных криминальной информации. При идентификации личности подозреваемого система может также использоваться для передачи фотографий и отпечатков пальцев. Информация о международных преступлениях и данные о преступниках, передаваемые через сеть телекоммуникации, хранятся в многочисленных базах данных, сосредоточенных в штаб-квартире Интерпола (г. Лион, Франция). Базы данных, которые входят в информационную систему Интерпола, являются глобальным хранилищем существующей криминальной информации. Все поступающие данные автоматически подвергаются перекрестным проверкам с уже имеющейся информацией для выявления совпадений и установления ранее неизвестных связей.

Новейшей стратегической системой, которую уже устанавливают в Интерполе, является автоматизированная система идентификации отпечатков пальцев. Эта система будет полностью интегрирована с компьютерной телекоммуникационной системой Интерпола, с тем чтобы отпечатки пальцев могли быть переданы электронным способом.

Руководящими органами Интерпола являются Генеральная Ассамблея и Исполнительный Комитет. Это совещательные органы, уполномоченные принимать решения и осуществлять надзор. Их заседания проводятся на периодической основе. Постоянные отделы Организации составляют Генеральный Секретариат, который несет ответственность за реализацию решений и рекомендаций, принятых двумя совещательными органами. Тесные контакты Генерального Секретариата с Национальными центральными бюро (НЦБ Национальное центральное бюро Интерпола в Беларуси), функционирующими в различных странах-членах Интерпола, создают структурные рамки каждодневного сотрудничества правоохранительных органов различных стран друг с другом.

Генеральная Ассамблея состоит из делегатов, которые назначаются правительствами стран-членов Интерпола. Она собирается на сессию один раз в год.

Генеральная Ассамблея представляет собой верховный руководящий орган и принимает все основные решения по вопросам стратегии, ресурсов, необходимых для международного сотрудничества, методов работы, финансов и программы действий. Ассамблея также избирает чиновников Организации.

В целом, Генеральная Ассамблея принимает решения простым большинством голосов в форме резолюций или рекомендаций. Каждое государство-член Интерпола представлено одним голосом.

В структуре и деятельности Интерпола Генеральный Секретариат является постоянным административным и техническим органом. Он осуществляет исполнение решений, принятых Генеральной Ассамблеей и Исполнительным комитетом, направляет и координирует усилия по борьбе с международной преступностью, сосредотачивает в своих руках сведения о преступлениях и лицах, их совершивших, а также поддерживает контакты с национальными и международными властями. Персонал Генерального Секретариата состоит из Генерального Секретаря, а также технических и административных работников в числе, необходимом для осуществления деятельности Организации. Управление Секретариатом осуществляет Генеральный Секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей. Срок его полномочий составляет пять лет. Генеральный Секретарь осуществляет контроль над финансами и несет ответственность перед Генеральной Ассамблеей и Исполнительным комитетом за общее управление деятельностью Организации.

Опыт свидетельствует о наличии трех основных факторов, которые обычно препятствуют успешному международному сотрудничеству. Во-первых, из-за структурных различий между правоохранительными органами разных стран иностранным представителям часто сложно разобраться в том, какое именно подразделение уполномочено заниматься конкретным видом деятельности, либо предоставлять определенную информацию. Во-вторых, между различными странами существуют языковые барьеры, которые могут препятствовать успеху сотрудничества. В-третьих, проблемы возникают по причине существования значительных различий в законодательстве и юридической практике в разных уголках мира.

С целью устранения подобных проблем было принято решение об учреждении правительствами всех стран-членов Интерпола на своей территории постоянных полицейских бюро, которые должны осуществлять функции Национальных центральных бюро Интерпола и служить центрами международного сотрудничества между правоохранительными органами различных стран.

В большинстве случаев для данной цели избирается правоохранительный отдел высокого уровня, обладающий широкими полномочиями, который может дать ответ на любой запрос Генерального Секретариата либо НЦБ Национальное центральное бюро Интерпола в Беларуси другой страны, а также способен, при необходимости, инициировать крупномасштабные правоохранительные операции с привлечением других национальных правоохранительных органов.

НЦБ Национальное центральное бюро Интерпола в Беларуси Интерпола в Республике Беларусь является практически единственным подразделением не только в МВД, но и во всей системе национальных правоохранительных органов, которое в состоянии получать оперативную информацию как от государств, с которыми у Беларуси заключены договора о правовой помощи, так и от абсолютного большинства государств, с которыми нет ни договоров, ни даже дипломатических отношений, но которые являются членами Интерпола.

Деятельность НЦБ Национальное центральное бюро Интерпола в Беларуси в целом можно охарактеризовать следующим образом: используя различные источники в своих странах, НЦБ Национальное центральное бюро Интерпола в Беларуси сосредотачивает в своих руках криминальную информацию и документы, имеющие прямое отношение к международному полицейскому сотрудничеству, а затем направляет материалы в НЦБ Национальное центральное бюро Интерпола в Беларуси других стран и в Генеральный Секретариат. По просьбе правоохранительных органов других стран, НЦБ Национальное центральное бюро Интерпола в Беларуси обеспечивает на территории своей страны осуществление определенной правоохранительной деятельности либо операций; также НЦБ Национальное центральное бюро Интерпола в Беларуси получает запросы и ответы из других бюро в отношении предоставления информации, проведения проверок и т.п.; передает в НЦБ Национальное центральное бюро Интерпола в Беларуси зарубежных государств запросы, инициированные судебными и полицейскими учреждениями своей страны в отношении оказания содействия со стороны правоохранительных органов зарубежных стран; в составе делегаций своих стран начальники НЦБ Национальное центральное бюро Интерпола в Беларуси участвуют в работе сессий Генеральной Ассамблеи Интерпола и впоследствии обеспечивают исполнение резолюций, принятых Ассамблеей.