Правовые и организационные основы деятельности современного Интерпола 

Интерпол является самой крупной межправительственной организацией полицейского сотрудничества, объединяющей органы полиций 190 стран. Интерпол как межправительственная организация является юридическим лицом по международному праву, с собственными правами и прерогативами и как таковая подчинена международному праву, а не законам различных стран. В силу своего межправительственного статуса Интерпол не подчиняется (кроме как с собственного согласия) законам государств-членов и может пользоваться привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для деятельности самой Организации и её сотрудников (иммунитет от судебного преследования, неприкосновенность архивов, территорий).

1. Структура Организации. Её органы

Интерпол как международная организация действует на основании Устава, в котором определены цели и задачи, структура и компетенция органов, условия членства, права и обязанности членов. В соответствии со ст. 5 Устава Интерпол имеет высший пленарный орган - Генеральную ассамблею и административный орган с более узкими полномочиями и более узким составом - Исполнительный комитет, возглавляемый Президентом. Генеральная Ассамблея и Исполнительный комитет являются руководящими органами Интерпола. Генеральная Ассамблея – пленарный совещательный орган, Исполнительный комитет – ограниченный совещательный орган.

Постоянно действующим рабочим аппаратом Организации является Генеральный секретариат, во главе которого стоит Генеральный секретарь. Генеральный секретариат имеет 6 субрегиональных бюро (СРБ) в Аргентине, Кот-Д’Ивуаре, Сальвадоре, Кении, Таиланде и Зимбабве.

Вместе с тем, в системе органов Интерпола существует орган, аналогичного которому нет в структуре других международных организаций, - Национальное центральное бюро (НЦБ Национальное центральное бюро Интерпола в Беларуси). Хотя НЦБ Национальное центральное бюро Интерпола в Беларуси функционируют в полицейских системах стран-участниц, но одновременно они являются структурными единицами Интерпола.

Вместе с Генеральным секретариатом все НЦБ Национальное центральное бюро Интерпола в Беларуси составляют механизм повседневного оперативного сотрудничества полиции всех стран-членов в системе Интерпола.

В структуре Интерпола имеются также консультанты (советники), назначаемые на должность Исполнительным комитетом, полномочия которых подтверждаются Генеральной Ассамблеей.

 1.1. Генеральная Ассамблея

Генеральная Ассамблея - высший орган Организации. Она состоит из делегатов, делегируемых странами-членами Организации (статья 6).

Каждая страна - член Интерпола направляет на Генеральную Ассамблею делегацию, количественный состав которой нигде не оговорен. Глава делегации, назначаемый компетентным правительственным органом соответствующей страны, и имеет мандат представлять делегирующую страну на сессии Генеральной Ассамблеи МОУП-Интерпол. В силу специфического характера деятельности Организации её члены должны стремиться включать в состав своих делегаций высокопоставленных должностных лиц органов, выполняющих полицейские функции, специалистов по вопросам, включаемым в повестку дня заседаний Организации (статья 7).

Полномочия Генеральной Ассамблеи касаются всех вопросов деятельности организации. Согласно Уставу (статья 8) Ассамблея определяет основные принципы сотрудничества полиции разных стран в рамках Интерпола, намечает и проводит мероприятия, облегчающие установление и поддержание такого сотрудничества.

Вторая категория полномочий Ассамблеи касается принятия новых членов, рассмотрения и утверждения планов работы на предстоящий год, выбора должностных лиц организации, утверждения бюджета и решения финансовых вопросов.

Генеральная Ассамблея может образовывать комиссии с целью специального изучения отдельных вопросов (например, по изучению проблем преступности несовершеннолетних, по проблемам борьбы с незаконной торговлей наркотическими средствами и т. д.).

По рассматриваемым вопросам повестки дня Генеральная Ассамблея принимает резолюции, имеющие в зависимости от направленности разную юридическую силу. Резолюции в адрес Генерального секретариата являются обязательными для исполнения, а в адрес полицейских органов и правительств - рекомендательными.

1.2. Исполнительный комитет

Исполнительный комитет - выборный орган Международной организации уголовной полиции, который в период между сессиями Генеральной Ассамблеи осуществляет ее функции.

Согласно Уставу (статья 15), Исполнительный комитет состоит из Президента Организации, трех вице-президентов и девяти делегатов.

Согласно Уставу, Исполнительный комитет следит за претворением в жизнь рекомендаций Генеральной Ассамблеи, контролирует деятельность Генерального секретаря, готовит повестку дня очередной сессии Генеральной Ассамблеи.

Исполнительный комитет может внести предложение об изменении Устава Организации, принимает и пересматривает Правила по персоналу и Правила об уничтожении полицейской информации, хранящейся в Генеральном секретариате, предлагает на рассмотрение кандидатуры на пост Генерального секретаря, избираемого Генеральной Ассамблеей.

Заседания Исполнительного комитета проводятся три раза в год, как правило, в марте, июле и непосредственно перед проведением Генеральной Ассамблеи. Комитет принимает решения простым большинством голосов. Президент пользуется своим правом голоса только в том случае, если голоса остальных членов распределяются поровну.

Президентом Организации в настоящее время является представитель Южной Африки г-н Джеки Селеби, который был избран на этот пост на период 2004-2008 г.г. на 73-ей сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола, проходившей в г. Канкун в 2004 году.

1.3. Генеральный секретариат

Генеральный секретариат (Лион) – административно-исполнительный орган Интерпола. В соответствии со ст. 26 Устава организации Генеральный секретариат:

  • проводит в жизнь решения Генеральной Ассамблеи и Исполнительного комитета; 
  • выступает в качестве международного центра по борьбе с преступностью; 
  • действует как специализированный и информационный центр; 
  • осуществляет эффективное руководство деятельностью Организации; 
  • поддерживает контакты с национальными и международными органами и учреждениями, при этом вопросы, связанные с розыском преступников, решаются через Национальные центральные бюро; 
  • готовит и издает материалы, которые могут быть сочтены целесообразными; 
  • принимает на себя обязанности рабочего секретариата на сессиях Генеральной Ассамблеи, Исполнительного комитета и любого другого органа Организации; 
  • разрабатывает проект плана работы Организации на следующий год, выносимый на рассмотрение и утверждение Генеральной Ассамблеей и Исполнительным комитетом;

На 83-ой сессии Генеральной Ассамблеи, состоявшейся в ноябре 2014 года в Монако, Генеральным секретарем избран г-н Юрген Шток. Генеральный секретарь с правом совещательного голоса присутствует на сессиях Генеральной Ассамблеи, заседаниях Исполнительного комитета. Он руководит рабочими аппаратами сессий Ассамблеи, заседаний Исполнительного комитета, для которых готовит доклады по вопросам повестки дня, направляет каждому члену организации тексты итоговых документов. Генеральный секретарь отвечает за расходование денежных средств организации, которое производится только по его распоряжению.

Финансовую деятельность Генерального секретаря ежегодно проверяет ревизионная комиссия, избираемая Ассамблеей. Годовой бюджет организации составляет около 42 млн. евро (2006 год), 90% которого формируется за счет взносов участников.

Генеральный секретарь по своему усмотрению набирает персонал Генерального секретариата и руководит всеми его службами.

В штат Генерального секретариата входят откомандированные сотрудники (заработная плата выплачивается направляющей страной, стандартный срок контракта 3 года), сотрудники, набираемые Организацией по контракту.

Согласно п. 2 ст. 26 Устава, Генеральный секретариат является постоянно действующим “международным центром по борьбе с  преступностью”. Для выполнения этой функции он через национальное центральное бюро поддерживает связь с национальными органами полиции и международными организациями.

 Основные функции

Интерпол определил три основные функции, на выполнение которых сконцентрированы основные силы и ресурсы:

  • Создание закрытой всемирной телекоммуникационной системы обмена полицейской информацией (I-24/7);
  • Создание и обслуживание баз данных полицейской информации;
  • Оперативная поддержка всех полицейских служб, участие в международных полицейских операциях.

Ниже приведена действующая структура Генерального Секретариата Интерпола.

В Генеральном секретариате Интерпола создан командно-координационный центр, осуществляющий в круглосуточном режиме мониторинг за ситуацией в мире, и оказывающий поддержку полицейским службам всех стран-членов организации. Данный центр осуществляет оценку приоритета поступающей информации, немедленно реагирует на поступающие срочные запросы стран-участниц, осуществляет обмен полицейской информацией и информацией криминальной разведки в ходе крупномасштабных полицейских операций, осуществляемых подразделениями полиции нескольких стран. Осуществляет управление кризисными ситуациями в случаях крупных международных событий, например, крупномасштабных террористических актов, и координирует деятельность групп реагирования на чрезвычайные ситуации.

 1.4. Советники

В соответствии со статьей 34 Устава научную проработку отдельных вопросов Интерпол может поручать советникам.

Советники не являются официальными представителями своих стран. Они выбираются из числа лиц, обладающих специальными знаниями, в соответствии с потребностями Организации.

Круг вопросов, к решению которых привлекаются советники, довольно широк: проблемы борьбы с незаконным распространением наркотических средств и психотропных веществ, с преступностью несовершеннолетних, правовые вопросы, юридическая экспертиза и др.

Привлекаемый специалист назначается Генеральной Ассамблеей на должность советника сроком на 3 года. Досрочное отстранение советников от должности может последовать только по решению Генеральной Ассамблеи.

Советники могут выполнять свои обязанности как в штаб-квартире Организации, так и по месту постоянной службы в своей стране.

В соответствии со статьей 49 Общего регламента советники могут посещать сессии Генеральной Ассамблеи в качестве наблюдателей. По приглашению Президента они могут принять участие в обсуждении вопросов повестки дня.

2. Основные направления деятельности Интерпола

2.1. Международный розыск преступников, координируемый Интерполом. Система международных розыскных циркуляров

Одной из основных задач Интерпола является оказание помощи полиции стран-членов Интерпола в обмене информации о розыске лиц с помощью системы международных розыскных циркуляров. Существуют циркуляры для розыска преступников, пропавших без вести лиц, идентификации неопознанных трупов, уведомления о представляющих опасность лицах, и лицах, склонных к совершению преступлений. Кроме того, розыскные циркуляры используются ООН для уведомления полиции о преступных группах и лицах, в отношении которых введены санкции ООН за связь с организацией «Аль-Каида» и движением «Талибан», разыскиваемых Международным трибуналом по бывшей Югославии и Руанде.

Международный розыск преступников - это розыск, проводимый за пределами государства, где было совершено преступление, на территории не менее двух стран. Уголовная полиция каждой из них ведет его собственными силами, с соблюдением своих национальных законов и ведомственных инструкций. Но огромна в нем роль Интерпола. Розыск инициирует страна, уголовный закон которой был нарушен действиями лица, скрывшегося после совершения преступления из данной страны.

Специальный циркуляр Интерпола – Совета Безопасности ООН

Данный вид циркуляра был создан в 2005 году в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН №1267, в которой содержится обращение к Генеральному секретарю ООН совместно с Интерполом создать инструмент для помощи комитету Совета Безопасности 1267 в выполнении мандата по замораживанию активов, ограничению перемещения и эмбарго на поставку оружия группам и лицам, связанным с организацией Аль-Каида и движением Талибан.

Розыскной циркуляр с красным углом

Правовым основанием для издания розыскного циркуляра с красным углом является ордер на арест или решение суда запрашивающей страны. Многие из стран-членов Интерпола рассматривают розыскной циркуляр с красным углом как запрос на арест лица с целью последующей экстрадиции. Более того, Интерпол является официальным каналом для передачи запросов на арест с целью экстрадиции в ряде двусторонних и многосторонних договоров о выдаче преступников, включая Европейскую конвенцию об экстрадиции, Конвенцию об экстрадиции экономического сообщества западноафриканских государств (ECOWAS) и Модель договора ООН об экстрадиции.

Генеральная Ассамблея делегировала Генеральному секретариату полномочия отказывать странам-членам Организации в издании розыскного циркуляра с красным углом, если запрос не содержит всей необходимой информации, необходимой для предварительного ареста фигуранта с целью последующей экстрадиции. Предоставляемая информация также проверяется на соответствие требованиям Статьи 3 Устава МОУП-Интерпол, запрещающей Интерполу вмешательство в деятельность или деятельность политического, военного, религиозного и расового характера.

Розыскной циркуляр с желтым углом

В международный розыск пропавшие без вести лица объявляются в случае, если национальный розыск не принес результатов, при наличии оснований полагать, что разыскиваемый покинул пределы государства, где он постоянно проживал. На каждого разыскиваемого издается так называемый международный розыскной циркуляр Интерпола с желтым углом (Yellow Notice), в котором приводится его фотография, описание внешности и указывается номер досье, в котором Генеральный секретариат суммирует сведения о его розыске.

Розыскной циркуляр с черным углом

В розыскном циркуляре с черным углом (Black Notice) содержится информация об обнаружении неопознанных трупов. В нем указывается страна обнаружения, обстоятельства обнаружения трупа, описание одежды и вещей, приводятся фотографии трупа, отпечатки пальцев, карта зубного аппарата и ДНК профиль. Такой циркуляр публикуется при наличии оснований полагать, что погибший или умерший являлся гражданином другого государства.

Розыскной циркуляр с оранжевым углом

24 февраля 2004г в г. Лион (Франция) состоялась конференция, на которой принято решение о создании циркуляров Интерпола с оранжевым углом (Orange Notice). Недавно прошедшая серия инцидентов с бомбами-посылками, направленными в ряд Европейских организаций, вынудила Интерпол снова заняться поиском новых путей повышения эффективности борьбы с терроризмом. Крайне важно, чтобы Интерпол имел возможность быстрого распространения информации среди стран–участников о новых средствах террористов, а также снабжал этой информацией тех отдельных лиц, которые ответственны за безопасность, включая лиц, представляющих международные организации.

2.2. Борьба с международным терроризмом

С целью предупреждения и борьбы с терроризмом Интерпол совместно с рядом стран учредил ряд проектов:

  • Проект «Гейгер» предназначен для сбора и анализа сведений о хищениях радиоактивных материалов и ядерных технологий. В рамках данного проекта анализируются методы хищений и тенденции, слабые места в системе хранения и использования подобных материалов, которые могут использоваться для производства так называемых «грязных бомб».
  • Проект по разработке и внедрению приборов для обнаружения радиоактивных веществ - направлен на усиление эффективности противодействия распространению радиоактивных веществ посредством разработки учебных программ и проведения соответствующих курсов для персонала правоохранительных органов по использованию приборов для обнаружения радиоактивных веществ.
  • Ежегодный список арестованных по всему миру террористов содержит сведения, предоставленные странами-членами Организации, в отношении лиц, арестованных за причастность к террористической деятельности. Список рассылается в адрес всех стран-членов Организации. В 2003 г. он содержал сведения о 1700 лицах.
  • Проект «Система Интерпола по выявлению оружия и взрывчатых веществ» (IWETS) является инструментом, который позволяет правоохранительным органам обмениваться сведениями с целью содействия расследованиям на международном и национальном уровнях уголовных преступлений, связанных с огнестрельным оружием и взрывчатыми веществами. Планируется создание базы данных, которая позволит проследить путь оружия от его производства до конечного пользователя.

В рамках субдиректората по общественной безопасности и борьбе с терроризмом Генерального секретариата Интерпола создана Объединенная оперативная группа с целью обеспечения активного и многостороннего подхода к содействию странам-членам Организации в расследованиях, связанных с терроризмом. Данная группа, в первую очередь, выявляет членов криминальных структур, причастных к международной террористической деятельности.

Необходимо отметить, что резолюция Генеральной Ассамблеи, принятая в 1984 году в Люксембурге, подчеркивает преступный характер совершаемых террористических актов и утверждает, что «если преступления совершаются лицами, преследующими определенные политические мотивы, но не имеют прямого отношения к политической жизни страны происхождения преступников либо к целям, за осуществление которых они борются, то такое преступление не может подпадать под действие статьи 3».

2.3. Борьба с торговлей несовершеннолетними с целью сексуальной эксплуатации, распространением порнографических материалов с изображением несовершеннолетних с использованием сети Интернет

Интерпол уделяет особое внимание борьбе с сексуальной эксплуатацией несовершеннолетних с последующим распространением порнографических материалов в сети Интернет, начиная от размещения фотоснимков откровенного содержания до видеозаписей совершения жестоких преступлений на сексуальной почве. Опасность использования сети Интернет состоит в том, что порнографические материалы могут распространяться по сети с высокой степенью анонимности, при отсутствии личного контакта между поставщиком и потребителем данного товара. К данному бизнесу большой интерес проявляют не только отдельные педофилы, но и организованные преступные группы, которых привлекают огромные доходы от коммерческого распространения подобной продукции. Изображения можно легко изготовить и разместить в сети Интернет на территории любой страны, после чего они становятся доступными в любой точке мира при наличии компьютера и подключения к Интернету. Расчеты между продавцами и потребителями осуществляются с использованием международных электронных систем безналичных расчетов, что затрудняет их отслеживание национальным правоохранительным органам. Различия в нормах законодательства и правоохранительных системах стран обуславливают необходимость существования центральной структуры для сбора, хранения, анализа и распространения информации о сексуальной эксплуатации детей с последующим распространением порнографических материалов посредством сети Интернет.

Совершенствование видео и Интернет-технологий выдвигает на первый план возможность появления все новых способов производства и распространения подобной порнографической продукции, например, потоковое видео, видеосессии в сети, и даже виртуальная сексуальная эксплуатация.

Уникальное положение Интерпола в международной правоохранительной среде позволяет Организации применять свои ресурсы для более эффективного противодействия этому виду преступности. Одним из основных инструментов для достижения данной цели является банк данных Интерпола по фотографиям детей, потерпевших от сексуальной эксплуатации, созданный в 2001 г. Он содержит сотни тысяч изображений потерпевших, которые поступили из стран-членов Организации, и способствует раскрытию и предупреждению подобных преступлений.

Для работы с указанным банком данных (Interpol Child Abuse Image Database, ICAID) используются специальные программы распознания и исследования изображений, что позволяет устанавливать наличие одного и того же потерпевшего в различных сериях изображений, а также фотографии, сделанные в одном и том же месте, но с разными потерпевшими. После установления страны происхождения изображения и все собранные материалы направляются правоохранительным органам этой страны. Указанный банк данных также позволяет Интерполу оказывать содействие в ходе текущих расследований, предоставляя возможность информирования полиции о новых изображениях, поступающих из одного и того же источника.

Идентификация потерпевших, их гражданства, а также установление страны происхождения снимков необходимы для инициирования расследования на международном уровне. C помощью банка данных Интерпола ICAID пресечь деятельность большого числа международных организованных преступных групп, установить и спасти несколько сотен потерпевших. Внедрение банка данных было одобрено странами «Большой восьмерки», которые выделили более трех миллионов евро на его поддержание и развитие.

Интерпол поддерживает целостный подход в деле противодействия сексуальной эксплуатации детей посредством сети Интернет, в частности призывая страны публиковать циркуляры с зеленым углом, которые могут содержать предупреждения и информацию криминального характера в отношении лиц, подозреваемых в участии в описываемой деятельности. Интерпол координирует совместные операции полиций многих стран и содействует проведению расследований на региональном уровне.

С целью поддержки и повышения эффективности раскрытия преступлений сексуального характера в отношении детей при содействии Интерпола была учреждена специальная рабочая группа следователей. Данная группа при поддержке правительственных, неправительственных организаций и частного бизнеса организует учебные курсы по раскрытию указанных выше преступлений, проводит семинары по обмену передовым опытом, идентификации потерпевших, к участию в которых привлекаются эксперты разных стран.

По запросам стран-членов Организации Интерпол издает розыскные циркуляры с желтым углом, используемые для объявления в международный розыск пропавших без вести лиц, в том числе, несовершеннолетних. Генеральный секретариат также предоставляет информационное содействие и координирует международные операции по пресечению деятельности сетей педофилов.

Интерпол проводит все более активную работу с провайдерами Интернет-услуг, правительствами и неправительственными организациями с целью разработки методов идентификации преступников и потерпевших, информирования родителей, разработки мер защиты детей. Интерпол призывает национальные правительства привести законодательство в данной сфере в соответствие с технологическими изменениями.