Историческая справка

4 марта 1917 года в г. Минске был опубликован приказ гражданского коменданта, согласно которому, один из активных представителей общественности - большевик Михайлов (под этой фамилией действовал Михаил Васильевич Фрунзе), назначается «временным начальником милиции Всероссийского Земского Союза по охране порядка в городе». Согласно этому предписанию все городские чины полиции должны были «выдать Михайлову имеющееся в распоряжении оружие по описи».

М.В. Фрунзе прежде всего стремился превратить милицию в профессиональный вооруженный кулак и делал это без колебаний. С его участием проводилось освобождение подразделений как от неумелых работников, так и от тех, кто проявлял нелояльность к новой власти. За время с 4 марта по октябрь 1917 года Фрунзе собрал в рядах городской милиции прежде всего революционных рабочих и солдат, которые и определяли характер ее деятельности.

После победы Октябрьской революции доминирующим стал последовательно проводившийся классовый подход к комплектованию кадров органов внутренних дел Советского государства, что нашло свое юридическое закрепление. Многочисленные указания вновь созданного НКВД требовали формировать милицию исключительно из надежных, преданных Советской власти людей. Функции комплектования, расстановки кадров и их подбора в первые месяцы существования НКВД исполнял аппарат коллегии наркомата, в дальнейшем они были нормативно закреплены за Канцелярией наркома. Первое документальное упоминание о структуре, реализующей кадровые функции НКВД, датировано 1 июля 1918 года. Сметой НКВД по Общей канцелярии было предусмотрено функционирование Стола личного состава.

В одном из документов говорилось: «Первым, основным условием народной советской милиции должно быть, чтобы все начальствующие лица состояли из честных, исключительно преданных Советской власти товарищей (преимущественно большевиков). Никаких отступлений в этом случае не должно делаться, только при таком условии милиция явится испытанной рабоче-крестьянской охраной. Низшие чины милиции также должны подбираться исключительно из сторонников Советской власти. Все остальные элементы подлежат безусловному устранению».

На работу в милицию могли поступать граждане не моложе 21 года, признающие Советскую власть, пользующиеся активным и пассивным избирательным правом. Не могли приниматься судимые, душевнобольные, служители религиозных культов, лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, лица, живущие на нетрудовой доход, частные торговцы и торговые посредники, члены бывшего императорского дома, служащие и агенты бывших жандармских отделений и чины бывшей полиции. Лишение права бывших полицейских поступать в советскую милицию означало ликвидацию единственного в тех условиях канала пополнения рядов милиции кадрами, имевшими хоть какую-то профессиональную подготовку. Это не могло не сказаться отрицательно на состоянии борьбы с преступностью и охране общественного порядка

В первые годы Советской власти нормативно были урегулированы лишь наиболее общие моменты подбора и расстановки кадров органов внутренних дел. Именно в эти годы во многих регионах практикуются выборы (советами, комбедами, непосредственно населением) в милицию, особенно в сельской местности. В ряде мест пошли по пути комплектования милиции на основе разверстки или мобилизации. Это объяснялось тем, что на основании декрета «О советской рабоче-крестьянской милиции» она была военизирована, а согласно первому Положению о советской милиции, утвержденному декретом ВЦИК от 10 июня 1920 г., ей было присвоено «значение вооруженных частей особого назначения», вводились «воинская дисциплина и строгое соподчинение, причем в этом отношении милиция руководствуется уставами и постановлениями, принятыми в Красной Армии». В случае необходимости милиция могла привлекаться в действующую армию.

Из Приказа № 1 Минской Губернской Милиции от 20 июля 1920 года: «Быть на страже революции с винтовкой в руках – это святой долг и обязанность каждого из нас. Лишь твердая дисциплина среди милиционеров и сотрудников милиции, сознание долга в общей работе не за страх, а за совесть должны лечь в основе нашей работы по укреплению советской власти». Для внутреннего укрепления милиции был издан Дисциплинарный устав милиции, в качестве учебников – Инструкция уездному милиционеру и Инструкция городским и районным начальникам милиции.

В результате повсеместно органы милиции стали комплектоваться без соблюдения установленных Наркоматом внутренних дел нормативов, что привело к значительному увеличению штатной численности милиции. В то же время установленный порядок привлечения личного состава милиции в действующую армию (от 1/5 до 1/3 штатной численности соответствующего органа) создавал известные преимущества по сравнению с мобилизацией непосредственно в РККА. Штаты милиции оказались раздутыми, а ряды засорены людьми, не отвечавшими предъявляемым требованиям.

Кадровая функция на первоначальном этапе реализовывалась рядом отделов: общим и инспекторским. Данные отделы создавались согласно штатам губернских подотделов милиции, утвержденным приказом № 6 Главного Управления Советской Рабоче-Крестьянской Милиции РСФСР Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика от 1 августа 1920 года. В круг обязанностей общего отдела входило «ведение книг личного состава, дисциплинарных взысканий, книги о свободных вакантных должностях, рассмотрение анкетных листов по уездно-городской милиции, ведение послужных списков» и т.д. Инспекторский отдел вел статистику и распределение милиционеров и сотрудников по республике, изыскивал способы поднятия профессиональной культуры и боевой подготовки милиции, редактировал приказы, распоряжения, давал свое заключение по криминальным и юридическим вопросам, возникающим в связи с деятельностью милиции и т.д.

Приказом №20 Главного Управления Советской Рабоче-Крестьянской Милиции С.С.Р.Б. от 30 ноября 1920 года было принято первое Положение о Главном Управлении Милиции С.С.Р.Б. и его структура. В состав Главмилиции С.С.Р.Б. вошли Инспекторский и Общий отделы. Приказом №21 Главмилиции С.С.Р.Б. от 2 декабря 1920 года было утверждено Положение об Инспекторском отделе, в состав которого, наряду с ревизионным, юридическим, информационно-статистическим, вошел административно-строевой стол, функции которого заключались в решении вопросов, касающихся воинской повинности и мобилизации сотрудников милиции, а также их прав на разного рода довольствие, составления и корректирования на основании материалов информационно-статистического стола штатов милиционных учреждений, постановки профессионального обучения в милиции.

Приказом Главного управления Советской Рабоче-Крестьянской Милиции Советской Социалистической Республики Белоруссии от 6 июля 1921 года № 79 были объявлены штаты Главмилиции республики, которые вступили в силу с 1 июля 1921 года. В структуру Главного управления вошел административно-строевой отдел - первое самостоятельное кадровое структурное подразделение в системе органов внутренних дел республики. Отдел состоял из двух отделений: отделения службы милиции и строевого отделения.

Приказом Главмилиции № 137 от 26 декабря 1922 года административно-строевой отдел переименовывался в административно-организационный отдел.

В 1921 году по окончании Гражданской войны наряду со значительным сокращением численности Красной Армии (примерно в 10 раз) и некоторым уменьшением штатов органов государственной безопасности были в разовом порядке существенно урезаны штаты милиции. В результате этого штаты милиции были сокращенны более чем в два раза (на 60%).

При этом предписывалось выдерживать линию на сохранение, по возможности, кадров оперативно-строевого состава и сокращение преимущественно канцелярского и административно-хозяйственного персонала. Началась кропотливая и сложная работа по улучшению качественного состава кадров, созданию стройной системы их отбора, проверки и изучения, началось становление элементарного делопроизводства по работе с кадрами.

В 20-е годы предпринимались попытки перейти к комплектованию кадров органов внутренних дел, прежде всего милиции, на основе так называемого «выдвиженчества рабочих от станка, крестьян от сохи». Это начинание, непосредственно связанное с комплексом мер, известных как «курс на оживление Советов», коснулось в той или иной мере всех государственных органов. В органах внутренних дел выдвиженчество проходило с большими трудностями прежде всего потому, что материальное положение выдвиженца с переходом на работу в эти органы ухудшалось. В начале 30-х годов по решению ЦК ВКП(б) выдвиженчество как общегосударственная кампания было свернуто. Почти полной аналогией с институтом выдвиженчества явилось практиковавшееся в конце 60-х годов комплектование органов внутренних дел по направлениям трудовых коллективов.

В 1921 г. функция воспитательной работы получила организационное обеспечение: были созданы политсекретариаты и введены должности комиссаров (помощники начальников милиции по политчасти) и политруков (политических руководителей). После их ликвидации в 1923 г. воспитательная работа была возложена на партийные ячейки, профсоюзные организации и местные органы Главполитпросвета. Созданные в 1931 году, политорганы значительно усилили политико-воспитательную и культурно-массовую работу в подразделениях, повышали дисциплину и активизировали работу по укреплению социалистической законности.

На укрепление кадров органов внутренних дел были направлены чистки аппарата. В общегосударственном масштабе такие чистки проводились в 1922-1923 г.г. (уволено до 20% проверенных), в 1929-1930 г.г. («вычищено» около 15% личного состава), в 1931-1932 г.г. (с передачей милиции в оперативное подчинение ОГПУ «изгнано» более 30 000 человек, т.е. 25-30%). Не обошли стороной милицию и репрессии 1937-1938 г.г. В мае 1938 г. НКВД СССР докладывал в Политбюро ЦК ВКП(б), что работа по разгрому контрреволюционных образований в системе милиции дала следующие результаты: в 1937 г. арестовано 844 сотрудника, за январь-апрель 1938г. - 437 человек.

Вместе с тем, нельзя не сказать о тех предпринятых в те годы мерах по улучшению работы с кадрами, действенность которых была подтверждена временем. С 1923 г. в целях исключения неизбежных упущений, присущих «единоличному выбору» при комплектовании кадров (когда решение о зачислении принималось после беседы начальника органа с кандидатом), вводится порядок предварительного ознакомления с подавшим заявление на работу в милицию в специально созданных для этой цели приемно-испытательных комиссиях при управлениях милиции разного уровня. Эти комиссии предназначались для того, чтобы проэкзаменовать уровень его общей и специальной подготовки и на основании этого определить, достоин ли он занимать должность, на которую претендует, может ли быть принят в милицию вообще.

После ликвидации НКВД союзных и автономных республик, с передачей милиции в ведение ОГПУ СССР, а затем объединения их в рамках единого НКВД СССР, подходы к работе с кадрами претерпевают довольно существенные изменения. Перевод в 1931 -1932 г.г. содержания милиции на общегосударственный бюджет создал предпосылки для повышения уровня денежного и материально-технического снабжения личного состава.

Объединение с органами государственной безопасности имело и другие последствия: внесение в работу с кадрами все больших элементов военизации. Это выразилось во введении специальных званий, ежегодных обязательных аттестаций, распространении требований уставов РККА, привлечении за преступления по должности к суду военного трибунала. Конечно, это имело и положительные стороны - укрепление дисциплины, на работников милиции были в законодательном порядке распространены льготы и преимущества, предусмотренные для военнослужащих.

Объединение с ОГПУ повлекло также распространение на работников милиции возможности их наказания за служебные проступки во внесудебном порядке (через тройки, Особое совещание при наркоме внутренних дел СССР). В составе ГУРКМ ОГПУ СССР имелась Особая инспекция (по приказу ОГПУ от 14 марта 1933г. со штатом 16 чел.), которая была сохранена и в Главном управлении милиции образованного в июле 1933г. Наркомата внутренних дел СССР. Особая инспекция (на правах отдела - штаты 14 чел.) занималась расследованием преступлений и проступков личного состава милиции и разбирательством по жалобам на их действия.

В результате всех мероприятий, и прежде всего существенного улучшения материально-бытового положения работников органов внутренних дел, появились признаки стабилизации кадров, сокращения текучести. Это позволило развернуть целенаправленную работу по развитию общеобразовательной и профессиональной подготовки различных категорий сотрудников органов внутренних дел. В конце 1934 г. приказом НКВД СССР был введен обязательный «техминимум для работников милиции» (общий для всего рядового и начальствующего состава и по отдельным службам: для участкового инспектора, для уполномоченного угрозыска, для работника паспортного отдела).

В декабре 1936 г. на базе отдела кадров ГУГБ НКВД СССР был образован отдел кадров НКВД СССР; в каждом главном управлении, управлении НКВД СССР существовали свои отделы кадров. В 30-е годы были созданы отделы учебных заведений Главного управления пожарной охраны, Главного управления шоссейных дорог, школьное отделение отдела кадров Главного управления милиции, учебное отделение отдела кадров ГУЛАГа. 

За годы Великой Отечественной войны состояние кадров органов внутренних дел ухудшилось. Это было вызвано тем, что значительное число работников (до 25-30%) было призвано в действующую армию уже в первые месяцы после начала войны. Отток в армию (как по мобилизации, так и по добровольным заявлениям) продолжался и в последующем. Вместо них ряды органов внутренних дел пополнялись за счет женщин (например, в 1944 г. их насчитывалось до 20% личного состава милиции), пенсионеров, лиц, признанных не годными по состоянию здоровья к службе в армии. В подавляющем большинстве данная категория сотрудников не имела элементарной профессиональной подготовки. Вновь возросла текучесть в связи с эвакуацией и реэвакуацией по мере освобождения территории СССР от оккупантов.

После окончания войны в работе с кадрами органы внутренних дел столкнулись с проблемами, во многом схожими с теми, что имели место после гражданской войны, а также обусловленными строжайшим режимом экономии средств, которые государство направляло на восстановление народного хозяйства. Если существовавший во многих органах милиции некомплект личного состава (от 7 до 50%) пытались ликвидировать испытанными методами - объявлением партийных мобилизаций, что позволяло на короткий срок улучшать количественные показатели, то для улучшения качественных характеристик кадров требовалось время и значительные ресурсы.

В организации работы с кадрами органов внутренних дел прослеживается линия на последовательную централизацию руководства. Наиболее полно это проявилось в сосредоточении решения всех кадровых вопросов в соответствующих структурных звеньях НКВД-МВД СССР, где были образованы собственные кадровые аппараты.

После войны, решая старые и встречаясь лицом к лицу с новыми задачами охраны общественного порядка и борьбы с преступностью, органы милиции области соответственно совершенствовали свою организационную структуру, добивались повышения эффективности своей служебной деятельности. Велась большая работа по закреплению кадров милиции. С этой целью: улучшались жилищно-бытовые условия, совершенствовались формы подбора и расстановки кадров, принимались меры по возвращению квалифицированных работников из других регионов в область, укреплялась служебная дисциплина и законность, принимались меры к прекращению необоснованной перестановки кадров. Значительно повышалась роль профессиональной подготовки личного состава.

19 июня 1952 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О работе Политотдела Главного управления милиции МГБ СССР». В нем основное внимание уделялось усилению партийного влияния на всех участках милицейской службы, повышению качества партийно-политической работы до уровня тех задач, которые решала милиция. Постановление предусматривало введение единых типовых штатов политорганов милиции: меры по улучшению подготовки кадров политработников для них, в том числе за счет обучения в двухлетних партшколах.

Однако подобный подход таил и серьезные недостатки. Основной заключался в том, что местные органы внутренних дел были почти полностью отстранены от решения кадровых вопросов. (К примеру, утвердить одну штатную единицу за счет ведомственных средств, отпускаемых на содержание милиции по охране ведомственных объектов, можно было только приказом МВД СССР). Обеспечить надлежащее изучение, проверку (и на их основе отбор и расстановку) кадров при столь строгой централизации было невозможно. При всем желании кадровые аппараты главков НКВД-МВД СССР не были в состоянии учесть особенности решения кадровой проблемы, присущей отдельно взятой республике, краю, области. Поэтому вполне закономерным было решение о некотором расширении прав министров внутренних дел союзных республик и начальников УМВД краев и областей в сфере работы с кадрами, объявленное приказом МВД СССР от 31 июля 1954 г.

Недостаточность финансирования органов внутренних дел не давала возможности развивать ведомственную систему учебных заведений адекватно запросам практики. И хотя делалось в этом направлении немало (например, в 1952 г. Высшая школа МВД СССР начала подготовку специалистов с высшим юридическим образованием, открывались новые школы и курсы), все же в 1959 г. едва удалось восстановить сеть учебных заведений, существовавшую до Великой Отечественной войны. Так, на коллегии МВД СССР 30 июля 1960 г. отмечалось, что треть работников дознания и начальников городских и районных отделов милиции не имеет среднего образования. В тесном контакте с кадровыми подразделениями действовали аппараты, занимавшиеся воспитательной работой с личным составом органов внутренних дел.

60-е годы принесли тоже немало изменений в деятельность милиции. В частности, в эти годы был утвержден текст Присяги и учреждены Красные знамена для гарнизонов милиции. Основное внимание органов милиции тогда было сосредоточено на проблемах улучшения работы с кадрами, предупреждении нарушений законности, поиске новых форм и методов работы. В 1962 году был установлен День Советской милиции (10 ноября).

22 февраля 1968 года МООП СССР издало Директиву №2/68 «Об улучшении политико-воспитательной работы в органах охраны общественного порядка». Политаппараты усилили работу по воспитанию личного состава. Среди предпринятых мер были – организация политзанятий, проведение ленинских чтений, тематических вечеров, теоретических конференций, ленинского зачета и других. МООП СССР требовало участия в таких мероприятиях каждого руководителя. В феврале 1969 г. был создан отдел, затем Управление по политико-воспитательной работе МВД СССР и соответствующие подразделения в нижестоящих органах внутренних дел, на смену которым в 1983 г. пришли политорганы.

В 70-е годы милиция значительно помолодела. Возрос ее образовательный уровень. Особое внимание было обращено на укрепление руководящих кадров, создание профессионального ядра. В 1975 года бюро ЦК КПСС поручило партийным комитетам совместно с органами внутренних дел направить в марте – апреле 1975 года на работу в милицию коммунистов и комсомольцев из числа передовых рабочих и колхозников, имевших среднее образование.

Постепенно упор начал делаться на количественные показатели, на хороший отчет. Это относилось не только к показателям по оперативно-служебной, но и по кадровой работе. Не случайно, что ни разу официально не фигурировали данные о том, сколько из направленных вышеназванным путем на «укрепление» кадров органов внутренних дел оставалось на службе примерно через год. Следует отметить, что, несмотря на недостатки, система отбора, расстановки, обучения и воспитания кадров органов внутренних дел советского государства в целом обеспечивала их стабильное функционирование. Многие сотрудники заслуженно награждались орденами и медалями за высокопрофессиональное исполнение служебного долга.

В 1983 года ЦК КПСС приняло постановление «О мерах по укреплению органов внутренних дел кадрами». Местным партийным органам ставилась задача подобрать и направить в органы внутренних дел лучших работников коллективов, коммунистов и комсомольцев. В 1983 года на работу в милицию было направлено 2100 лучших представителей рабочих коллективов, в том числе 1000 коммунистов.

Политорганы стали работать на основании положения, утвержденного ЦК КПСС 17 ноября 1983 года. В соответствии с Положением политаппараты принимали непосредственное участие в подборе, расстановке, обучении и аттестации кадров, привлекали всех руководителей органов и подразделений к активной воспитательной работе с подчиненными, поддерживали в каждом коллективе атмосферу высокой организованности, нетерпимости к фактам нарушения социалистической законности.

Приказом МВД от 1990 года на базе кадровых аппаратов и политических органов созданы отделы по работе с личным составом. На них возлагались функции по подбору, расстановке, подготовки и повышению квалификации кадров, социально – правовой защите, воспитанию профессиональной этики и культуры, общественно-политической ориентации сотрудников.

В 1991 году был принят Закон Белорусской ССР «О милиции». 5 февраля 1993 года был установлен праздник «День милиции» в Республике Беларусь (4 марта).

17 июля 2007 года был принят Закон Республики Беларусь №264 - З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь».

С момента создания милиции работе с личным составом уделялось значительное внимание. Подразделения данного направления служебной деятельности существовали как при кадровых службах, так и входили в состав политотделов. Сотрудниками Главного управления кадров МВД Республики Беларусь принимаются определённые меры управленческого влияния для организации работы по вопросам комплектования и прохождения службы.

На современном этапе работа с кадрами в органах внутренних дел Республики Беларусь заключается в комплексном решении управленческих, экономических, социальных, правовых, нравственных, психологических и других задач. Качество работы по организации отбора кадров для комплектования органов внутренних дел, повышению профессионального уровня сотрудников, созданию благоприятного морально-психологического климата в коллективах является залогом успешного выполнения задач по осуществлению борьбы с преступностью, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Телефон доверия
#моямилиция