Ответственность перевозчиков

C 23.07.2015 года вступили в силу изменения и дополнения, внесённые в ряд правовых актов Республики Беларусь Законом Республики Беларусь от 10.01.2015 года № 242-З "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обеспечения общественной и пограничной безопасности" (далее – Закон).

В частности дополнены права и обязанности пассажиров, а также перевозчиков, осуществляющих перевозку пассажиров внутренним водным, морским, автомобильным или воздушным транспортом.

Перевозчик имеет право:
- проверять у пассажиров документы, необходимые для въезда в государство назначения, транзита;
- отказаться от исполнения договора перевозки пассажира в случае отказа пассажира предъявить перевозчику документы, необходимые для въезда в государство назначения, транзита;
- отказаться от исполнения договора перевозки пассажира в случае наличия у перевозчика сведений о том, что пассажиру будет отказано во въезде в Республику Беларусь, если Республика Беларусь является государством назначения или транзита.

Перевозчик обязан:

- в случае, если Республика Беларусь является государством назначения или транзита, до начала перевозки пассажиров убедиться в том, что пассажиры имеют документы, необходимые для въезда в Республику Беларусь.

Пассажир обязан:

- по требованию перевозчика, осуществляющего международную перевозку пассажиров, предъявлять ему документы, необходимые для въезда в государство назначения, транзита.

В Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – КоАП Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь) Законом введена статья за незаконный ввоз лиц в Республику Беларусь.


Статья 23.87. Незаконный ввоз лиц в Республику Беларусь (введена Законом Республики Беларусь от 10.01.2015 N 242-З)

1. Доставление перевозчиком, осуществляющим перевозку пассажиров внутренним водным, морским или автомобильным транспортом, на территорию Республики Беларусь физического лица, не имеющего документов, необходимых для въезда в Республику Беларусь, - влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере от двадцати до двухсот базовых величин.

2. Доставление перевозчиком, осуществляющим перевозку пассажиров воздушным транспортом, на территорию Республики Беларусь физического лица, не имеющего документов, необходимых для въезда в Республику Беларусь, либо физического лица, в отношении которого до начала перевозки перевозчик уведомлен об отказе во въезде в Республику Беларусь, либо неисполнение таким перевозчиком обязанности по передаче персональных данных пассажиров в информационные системы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, повлекшее доставление на территорию Республики Беларусь физического лица, которому отказано во въезде в Республику Беларусь, - влекут наложение штрафа на юридическое лицо в размере от ста до пятисот базовых величин.

Протоколы за данное административное правонарушение имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица органов пограничной службы Республики Беларусь. Дело рассматривается единолично судьёй районного (городского) суда.
Новым составом административного правонарушения также дополнена ч.1 ст. 23.55 КоАП Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь:


Статья 23.55. Нарушение законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства (название в ред. Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 64-З) (в ред. Закона Республики Беларусь от 17.07.2006 N 146-З)

1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания в Республике Беларусь, то есть пребывание в Республике Беларусь без визы Республики Беларусь, миграционной карты, паспорта или иного документа, его заменяющего, предназначенного для выезда за границу и выданного соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранного гражданина или лица без гражданства или выданного международной организацией, либо пребывание в Республике Беларусь по недействительным документам, несоблюдение установленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места жительства или места пребывания, уклонение от выезда по истечении установленного срока пребывания, либо пребывание в Республике Беларусь иностранного гражданина или лица без гражданства, надлежащим образом уведомленного об отказе во въезде в Республику Беларусь, до окончания срока запрета такого въезда, если в этом деянии нет состава преступления, а также нарушение правил транзитного проезда (транзита) через территорию Республики Беларусь либо порядка занятия трудовой деятельностью - (в ред. Законов Республики Беларусь от 28.12.2009 N 98-З, от 30.12.2010 N 225-З, от 12.07.2013 N 64-З, от 10.01.2015 N 242-З) влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин или депортацию. (в ред. Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 64-З)

В целях обеспечения авиационной безопасности и информирования перевозчиков, осуществляющих международные воздушные перевозки пассажиров, о пассажирах, которым будет отказано во въезде в Республику Беларусь или иное государство, являющееся государством назначения или транзита, перевозчики обеспечивают передачу персональных данных пассажиров воздушных судов и иной информации о перевозке пассажиров в информационные системы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а при осуществлении международных воздушных перевозок пассажиров – также в уполномоченные органы иностранных государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или законодательством иностранных государств, являющихся государствами отправления, назначения или транзита.

Автоматизированная информационная система персональных данных пассажиров воздушных судов (далее – АИС ПДП) – организационно-техническая система, включающая совокупность представляемых перевозчиками, осуществляющими международные воздушные перевозки пассажиров, персональных данных пассажиров воздушных судов и иной информации о перевозке пассажиров и компетентными государственными органами Республики Беларусь сведений о лицах, которым будет отказано во въезде в Республику Беларусь, создаваемая в целях предупреждения въезда этих лиц в Республику Беларусь.

Базы данных АИС ПДП формируются на основе информации, предоставляемой перевозчиками, о персональных данных пассажиров воздушных судов и иной информации о перевозке пассажиров, за исключением пассажиров воздушных судов, выполняющих литерные полеты, а также предоставляемых органами пограничной службы сведений о пассажирах, которым будет отказано во въезде в Республику Беларусь.

Передаваемые перевозчиками в АИС ПДП персональные данные пассажиров воздушных судов включают фамилию, собственное имя, отчество (при наличии), пол, дату рождения, данные о гражданстве (подданстве) пассажира, название и номер документа, необходимого для въезда в Республику Беларусь и (или) выезда из Республики Беларусь, и срок его действия.

Перевозчики несут ответственность за полноту и своевременность предоставляемой информации о персональных данных пассажиров воздушных судов, передаваемых в АИС ПДП, в соответствии с законодательством.

Информирование перевозчиков о пассажирах, которым будет отказано во въезде в Республику Беларусь, осуществляется АИС ПДП в автоматическом режиме во время осуществления регистрации пассажиров на рейс.

Информация об АИС ПДП и порядок доступа к ней размещаются в Сборнике аэронавигационной информации Республики Беларусь, определяющем условия и особенности организации и выполнения полетов в Республику Беларусь.

Телефон доверия
#моямилиция