Порядок трудоустройства в Чешской Республике

Законодательной базой в Чехии для основных условий трудоустройства иностранцев являются Трудовой кодекс (Закон № 262/2006) и Закон о трудовой занятости (Закон № 435/2004), а также ряд других нормативно-правовых актов (https://portal.mpsv.cz/sz/zahr_zam/pravnipredpisy_zz ).

Министерство труда и социальных дел является уполномоченным органом по координации интеграционной политики иностранцев в Чешской Республике.

Трудовое законодательство Чехии предусматривает три категории иностранцев:
1. Иностранцы, имеющие разрешение на постоянное место жительства, выданное полицией по делам иностранцев Министерства внутренних дел Чехии. При трудоустройстве они имеют такие же права, как граждане Чехии, т.е. им не нужно получать разрешение на работу и их не затрагивают никакие ограничения (за исключением трудоустройства, которое требует наличия гражданства Чехии, например, на государственную службу).

2. Граждане стран Евросоюза, Европейской экономической зоны и Швейцарии, а также члены их семей не рассматриваются при трудоустройстве как иностранцы. Они имеют такие же права в рамках трудовых отношений, как и граждане Чехии. Им не требуется разрешение на работу. Они имеют право на пребывание в Чехии на весь период трудоустройства.

3. К последней категории относятся иностранцы из третьих стран, которые должны получать разрешение на работу в соответствующих учреждениях по трудоустройству в ЧР, а также разрешение на долговременное пребывание. (https://portal.mpsv.cz/sz/zahr_zam/zz_zamest_cizincu ) .

При трудоустройстве граждан ЕС необходимо заполнить бланк «Уведомление о поступлении на работу». В этом заявлении необходимо описать вакансию, условия поступления на данную должность, включая информацию из Отраслевой классификации экономической деятельности, требуемую квалификацию, условия труда и др.
Если на работу принимают гражданина третьей страны, административный процесс предусматривает сообщение на биржу труда о прекращении трудовых отношений с иностранцем, а также обо всех изменениях в течение периода трудоустройства. При приеме на работу иностранцев из третьих стран работодатель должен уведомить биржу труда о приеме иностранного гражданина с помощью бланка «Уведомление от работодателя о приеме на работу» со всеми входящими данными.

Обязанность своевременно информировать биржу труда обо всех изменениях трудовых отношений с иностранцем работодатель должен исполнять при приеме на работу, как граждан ЕС, так и мигрантов из третьих стран.

Работодатель также обязан хранить копии документов, которые подтверждают трудовые отношения с иностранцем на рабочем месте, включая разрешение на проживание в Чехии, даже если прошло три года с момента увольнения сотрудника.

Если работодатель принял на работу иностранца без разрешения на трудоустройство или разрешения на долговременное пребывание в Чехии (при его необходимости), то он будет обязан взять на себя все расходы по экстрадиции иностранца. Эти расходы включают в себя траты на проживание, питание, переезд и другие обязательные платежи. Избежать ответственности можно, если работодателю удастся доказать, что он не знал, что разрешение на пребывание в Чехии, предъявленное иностранцем, было поддельным.

Иностранцы из третьих стран обязаны получать разрешение на долговременное пребывание и трудоустройство, трудовую (https://portal.mpsv.cz/sz/zahr_zam/zamka) или синюю карту (https://portal.mpsv.cz/sz/zahr_zam/modka ).
Трудовая карта предусматривает два вида разрешения: на проживание и трудоустройство. Выдает ее дипломатическое представительство Чехии в стране проживания иностранца. Продлением ее срока действия занимается Министерство внутренних дел Чехии.

При трудоустройстве гражданина не из Евросоюза работодатель должен подать заявку о вакантном рабочем месте, которое будет в первую очередь предложено гражданам Чехии через Министерство труда и социальных дел Чехии. Если вакансией никто не заинтересуется, ее можно будет предложить иностранцу, при условии что его квалификация и другие качества соответствуют данной должности. Только после этого иностранец сможет получить трудовую карту.

Иностранец также может отдельно получить разрешение на трудоустройство и разрешение на долговременное пребывание. Это значит, что работодатель должен будет уведомить биржу труда о намерении принять на работу иностранца, а иностранный сотрудник затем будет подавать заявление о трудоустройстве у этого работодателя на конкретную позицию. Только после решения всех этих формальностей можно заявление на получение разрешения на проживание в Министерство внутренних дел Чехии.

Разрешение на трудоустройство не нужно иностранцам, которые получили разрешение на постоянное место жительства или убежище в Чехии.

Не нужно оформлять разрешение также тем иностранцам, которые будут работать в Чехии 7 календарных дней подряд или 30 дней в целом в календарном году, если речь идет о деятелях искусств, научном сотруднике, разработчике или исследователе, который является участником научного симпозиума.

Не требуется специальное разрешение иностранным учащимся и студентам в возрасте до 26 лет, спортсменам, а также лицам, которые обеспечивают в Чехию поставки товаров и услуг, осуществляют монтаж этих товаров на основании торговых договоров, а также проводят гарантийные и ремонтные работы.

Не требуется разрешение на работу иностранцам, которые систематически готовятся в Чехии к будущей профессии или находятся в командировке в Чехии в рамках оказания услуг компании в иной стране ЕС.

Синяя карта наделяет иностранца теми же правами, что и трудовая карта. Ее выдают иностранцам с высшим образованием при трудоустройстве на срок дольше, чем один год. Не нужно получать синюю карту тем иностранцам, которые окончили среднюю школу или университет в Чехии.

Отдельной категорией при устройстве на работу в Чехии рассматриваются беженцы. В соответствии с законодательством трудоустройство заявителя о международной охране в течение шести месяцев от подачи заявления о предоставлении убежища невозможно. За несоблюдение данной нормы предусмотрена административная или уголовная ответственность.

Проситель убежища обязан иметь действующее разрешение на трудоустройство, выданное региональным отделением Биржи труда Чешской Республики. Лица, находящиеся под международной охраной (убежище или дополнительная охрана), имеют свободный выход на рынок труда и не должны получать разрешение на трудоустройство.

Законом о трудовой занятости предусмотрен особенный режим на занятие трудовой деятельностью в Чехии иностранцами, которые учатся, преподают, являются служителями церкви, военными и др.

Иностранный гражданин, который был принят на работу без разрешения на трудоустройство в том случае, если такое разрешение требуется, или выполняет работу в противоречии с выданным разрешением на трудоустройство, совершает нарушение, за которое, согласно закону о трудовой занятости, налагается 100 тыс. чешских крон (около 4 тыс. евро).
Физическое лицо, которое иностранному гражданину даст возможность нелегально выполнять работу, совершает нарушение, за которое, согласно закону о трудовой занятости, налагается штраф в размере до 5 млн. чешских крон (около 200 тыс. евро). За аналогичное правонарушение юридическое или физическое лицо, имеющее разрешение на занятие предпринимательской деятельностью, выплачивает штраф в размере до 10 млн. чешских крон (около 400 тыс. евро), но не менее 50 тыс. чешских крон (около 2 тыс. евро).

Физическое лицо совершает нарушение и в том случае, если, согласно Закону о трудовой занятости, не выполняет обязанности по оповещению, не ведет регистрацию, не предоставляет документы, подтверждающие существование трудовых отношений. За данные правонарушения налагается штраф в размере до 100 тыс. чешских крон (около 4 тыс. евро). Юридическое лицо или физическое лицо, имеющее разрешение на занятие предпринимательской деятельностью, за аналогичное правонарушение также выплачивает до 100 тыс. чешских крон (около 4 тыс. евро).
Административные нарушения рассматривает и налагает штрафы в соответствии с Законом о трудовой занятости Государственный департамент инспекции труда.

В августе 2017 года вступили поправки в «Закон о пребывании иностранцев» (далее – Закон) на территории Чешской Республики.

Поправки в Закон разработаны совместно Министерством внутренних дел и Министерством промышленности и торговли Чехии.

Наиболее активную реакцию вызвали следующие предполагаемые изменения:
1. При продлении визы учитывается наличие штрафов, привлечение к административной и/или уголовной ответственности, несвоевременная уплата налогов, другие, в т.ч. за незначительные нарушения.

2. Иностранцам, находящимся в стране на основании трудовой карты, может быть отказано в продлении срока пребывания, в случае «ненадежности работодателя». Таким образом, иностранные наемные рабочие не смогут получить трудовую карту по причине, например, незначительных таможенных или налоговых задолженностей чешских фирм.

3. Введение запрета на выдачу визы для иностранцев, которые лишились работы или перестали заниматься предпринимательской деятельностью.

В Чехии не существует инструментов для аннулирования «визы предпринимателя». Предлагается оформлять визы на основании дохода иностранца, для чего может быть введена необходимость подачи налоговой декларации вместе с другими документами визовой поддержки. Доход предпринимателей должен будет достигать размера среднестатистической заработной платы в Чехии.

4. Отмена права подачи в суды иностранными гражданами апелляций о пересмотре решений МВД Чехии об отказе в выдаче разрешения на проживание в Чехии.

До принятия поправок такая возможность являлась действенным инструментом. Более четверти заявлений на пересмотр решения МВД завершались успешно.

Введена также отмена компенсаций за необоснованное задержание иностранного гражданина.
5. Введение требования в отношении иностранных граждан предоставлять чешским органам и ведомствам документы только в оригиналах.

Ранее существовала возможность предоставления иностранными гражданами ведомствам Чехии заверенные копии документов по почте. Подача документов только в оригиналах приводит к многочисленным очередям.
6. Отмена возможности воссоединения семьи после получения выездной визы; невозможность остаться в стране после развода; необходимость сдачи экзамена по чешскому языку до получения документов на пребывание; отмена права автоматически получить визу членам семьи иностранца, получившего право на пребывание в Чехии (члены семьи должны будут получать визу на общих основаниях, т.е. иметь перспективу трудоустройства или открытия собственного бизнеса, а не только желание воссоединиться с семьей).

7. Возможность депортации иностранок, которые лишились работы по причине беременности.
Положительными нововведениями рассматриваются:
- изменения, затрагивающие получение вида на жительство крупными инвесторами, масштабность и выгода инвестиций которых для Чешской Республики доказана. Индивидуальные предприниматели и руководители компаний смогут сразу получать разрешение на долгосрочное пребывание сроком на два года, минуя сложное оформление обязательной на сегодняшний день предпринимательской визы.

- виза для сезонных работников, которые смогут работать в Чехии не дольше 6 месяцев в календарном году;
- карта внутреннего сотрудника предприятия, которая позволит иностранцам находиться в Чехии в течение полугода, если они работают здесь на позиции менеджера, специалиста или стажера в компании или корпорации с центральным офисом за пределами Евросоюза.

Порядок трудоустройства в Турецкой РеспубликеЗакон о труде Государства КатарТрудоустройство в КатареПорядок трудоустройства в Эстонской РеспубликеПорядок трудоустройства в ГерманииПорядок трудоустройства в Чешской РеспубликеПорядок трудоустройства в Финляндской РеспубликеПорядок трудоустройства в Литовской РеспубликеКак безопасно работать в СШАПорядок трудоустройства в Республике Польша Консультации по безопасному выезду за границуИностранным гражданам, являющимся руководителями представительств иностранных организаций, предоставляется льгота в части освобождения от получения специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике БеларусьО трудоустройстве иностранных граждан в Китайскую народную республикуО налогообложении доходов, полученных от источников за пределами БеларусиКак выехать на работу за границуСписок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с трудоустройством за пределами Республики Беларусь