Вопрос-ответ

Как получить паспорт?

Паспорт гражданина Беларуси является документом, удостоверяющим личность человека на территории республики и за ее пределами. Он подтверждает принадлежность к белорусскому гражданству, а также право владельца на выезд из Беларуси и въезд в нее. Паспорт обязан иметь каждый гражданин республики, достигший 14 лет, однако для пересечения государственной границы документ необходим в любом возрасте.

Для получения или обмена паспорта следует обратиться по месту регистрации к уполномоченным на ведение паспортной работы, например, в расчетно-справочные центры и товарищества собственников. В зависимости от ситуации необходимо предоставить документы, предусмотренные пунктами 11.1 и 11.2 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, который утвержден Указом Президента Беларуси от 26 апреля 2010 года № 200. Также требуется квитанция об уплате госпошлины в размере 1 базовой величины. Бесплатно паспорт делают только детям до 14 лет и лицам, находящимся на полном государственном обеспечении.

Срок оформления паспорта не превышает 1 месяца, однако за дополнительную плату в размере 1 базовой величины изготовление документа происходит в ускоренном порядке – максимум за 15 дней. Кроме того, граждане, зарегистрированные в Минске и областных центрах, имеют возможность получить или обменять паспорт до истечения 7 дней за дополнительную плату в 2 базовые величины.

Паспорта гражданам Беларуси выдаются на 10 лет, однако те, чей документ «старше» этого срока, могут не беспокоиться, если не планируют зарубежных поездок куда-то кроме России и Украины. Белорусам, которые собираются получать шенгенскую визу, необходимо помнить: подойдет только паспорт, выданный не более 10 лет назад и действующий как минимум на 3 месяца дольше срока запрашиваемой визы. Помимо прочего, в документе должно быть не менее двух чистых страниц для виз. Такие требования предусмотрены Визовым кодексом Европейского союза.

Даже если со сроком действия паспорта все в порядке, в ряде случаев он может являться недействительным. Например, при отсутствии или невозможности идентификации обязательных данных: цветной соответствующей возрасту фотографии гражданина, его полного имени и даты рождения. Кроме того, в документе обязательно наличие хорошо различимой гербовой печати, подписи выдавшего паспорт должностного лица, а также подписи владельца документа, достигшего 14 лет.

Если человек изменил имя, фамилию или отчество, то через 1 месяц после этого паспорт с его старыми данными тоже будет считаться недействительным. Лишается юридической силы и документ, об утрате или хищении которого было официально заявлено в компетентные органы. С этого момента в случае обнаружения пропавшего паспорта перевести его в разряд действительных будет невозможно. Такой документ подлежит обязательной сдаче в территориальный отдел по гражданству и миграции даже при наличии в нем действующих виз.

К сведению

Граждане, выехавшие с места жительства на учебу в пределах Республики Беларусь, подают документы в подразделения по гражданству и миграции по месту жительства.

Прием документов от граждан, проживающих в домах, обслуживаемых организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда, производится лицами, уполномоченными на ведение паспортной работы.

Прием документов от граждан, проживающих в населенных пунктах, в которых не имеется подразделений по гражданству и миграции, осуществляется лицами, уполномоченными сельскими, поселковыми исполнительными комитетами.

Прием документов от граждан, не имеющих регистрации по месту жительства, а также оснований для такой регистрации, осуществляется подразделениями по гражданству и миграции по месту последней регистрации по месту жительства гражданина.

Прием документов от граждан на выдачу паспорта в случае утраты (хищения) паспорта, а также для выезда за пределы Республики Беларусь на постоянное жительство осуществляется соответствующими подразделениями по гражданству и миграции.

Прием документов от граждан, в случае переезда граждан Республики Беларусь, ранее постоянно проживавших за пределами Республики Беларусь, на постоянное жительство в Республику Беларусь, осуществляется подразделениями по гражданству и миграции по месту прибытия, если имеется основание для регистрации по месту жительства.

Здесь вы можете найти бланки и электронные формы для заявлений.

Куда надо обращаться при утере паспорта?

Вам надо обратиться в отдел по гражданству и миграции по месту жительства. Но если Ваш паспорт был украден, то Вы должны обратиться в отдел внутренних дел по месту совершения преступления или по месту жительства, а затем уж в ОГиМ. При себе необходимо иметь:

  • заявление, содержащее причины утери/хищения паспорта;
  • заявление установленного образца на оформление;
  • 4 фотокарточки;
  • свидетельство о рождении ребенка - при наличии детей до 18 лет;
  • свидетельство о возвращении в Республику Беларусь – в случае если паспорт утрачен за границей;
  • оплату.

За оформление паспорта по утере/хищению Вы оплачиваете госпошлину в размере 1 базовой величины. От данного вида оплаты освобождаются лица, не достигшие 14-летнего возраста. Паспорт оформляется 1 месяц. При желании получить паспорт в течение 15 дней, необходимо дополнительно оплатить госпошлину в размере 1 базовой величины.

В подразделениях по гражданству и миграции в г. Минске и областных центрах возможно получить паспорт в срок, не превышающий 7 дней, в таком случае дополнительная оплата составит 2 базовые величины.

Предупреждаем: если подается заявление об утере/хищении паспорта, то он становится недействительным с момента подачи заявления об утрате. И если даже потом Вы нашли его, то совершать какие-либо юридически значимые действия с данным документом уже запрещено. Такой паспорт подлежит обязательной сдаче в ОВД Органы внутренних дел.

В какие сроки нужно обменять паспорт на новый после изменения фамилии (бракосочетание)? Где нужно подавать документы на его замену: по месту моей прописки или по месту прописки мужа?

Указом Президента Республики Беларусь от 3 июня 2008 года № 294 «О документировании населения Республики Беларусь» определено, что выдача и обмен паспорта гражданина Республики Беларусь осуществляется подразделением по гражданству и миграции по месту жительства (т.е. по месту постоянной регистрации) гражданина. Обмен паспорта в случае изменения (перемены) фамилии, собственного имени, отчества его владельца должен быть произведен в течение одного месяца со дня изменений.

Везде указывается «паспорт или иной документ удостоверяющий личность». Что такое «иной документ удостоверяющий личность»? Водительские права? Военный билет?

Указом Президента Республики Беларусь от 3 июня 2008 года № 294 «О документировании населения Республики Беларусь» определено, что документами, удостоверяющими личность, являются:

  • паспорт гражданина Республики Беларусь;
  • вид на жительство в Республике Беларусь;
  • удостоверение беженца.

Для граждан Республики Беларусь документом, удостоверяющим личность, является ТОЛЬКО паспорт.

Моему ребенку исполнилось 15 лет. Скажите, когда лучше оформлять паспорт: в 16 или позже?

C августа 2012 года введена обязанность по получению паспорта гражданина Республики Беларусь по достижении 14-летнего возраста.

Что необходимо для получения паспорта ребенку, родившемуся за границей?

В соответствии с п. 20 Положения о документах, удостоверяющих личность, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 3 июня 2008 г. № 294 «О документировании населения Республики Беларусь», выдача паспорта несовершеннолетнему гражданину, не достигшему 14-летнего возраста, производится по заявлению одного из его законных представителей. Список документов, необходимых для выдачи (впервые) паспорта гражданина Республики Беларусь лицу, не достигшему 14-летнего возраста, определен п.п.11.1.4. перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 (далее – перечень административных процедур), и включает в себя:

  • заявление;
  • свидетельство о рождении несовершеннолетнего;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность законного представителя несовершеннолетнего;
  • 4 цветные фотографии несовершеннолетнего, соответствующие его возрасту, размером 40х50 мм (одним листом);
  • письменное ходатайство организации, имеющей право осуществлять за счет иностранной безвозмездной помощи деятельность, связанную с оздоровлением детей за рубежом, – для несовершеннолетних из состава общих и специальных организованных групп детей, выезжающих на оздоровление за рубеж, в случае выдачи им паспорта в первоочередном порядке;
  • копию решения комиссии по направлению граждан Республики Беларусь за пределы республики для получения медицинской помощи при Министерстве здравоохранения о направлении несовершеннолетнего за пределы республики для получения медицинской помощи – для несовершеннолетних, направляемых за пределы республики для получения медицинской помощи, в случае выдачи им паспорта в первоочередном порядке;
  • документы, необходимые для регистрации по месту жительства, указанные в пункте 13.1 перечня административных процедур;
  • документ, подтверждающий внесение платы (0,5 базовой величины – за выдачу паспорта в ускоренном порядке).

Список документов, требуемых для регистрации по месту жительства (п.13.1 перечня административных процедур): 

  • заявление;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • свидетельство о рождении – для лиц, не достигших 14-летнего возраста и не имеющих паспортов и иных документов, удостоверяющих личность;
  • документ, являющийся основанием для регистрации по месту жительства;
  • военный билет или временное удостоверение (удостоверение призывника) с отметкой о постановке на воинский учет по новому месту жительства – для военнообязанных (призывников);
  • свидетельство о смерти (для иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлены статус беженца либо убежище в Республике Беларусь, − при его наличии), либо его копия, засвидетельствованная нотариально, либо справка органа загса, содержащая сведения из записи акта о смерти (в случае смерти одного из законных представителей), либо копия решения суда о лишении родительских прав, об отмене усыновления, о признании гражданина недееспособным, безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, либо справка органа загса, содержащая сведения из записи акта о рождении, если запись о родителях ребенка произведена в соответствии со статьей 55 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, либо копия постановления (определения) суда, органа уголовного преследования об объявлении розыска гражданина – для несовершеннолетних, которые имеют одного законного представителя;
  • письменное согласие одного из законных представителей несовершеннолетнего на его регистрацию по месту жительства другого законного представителя, удостоверенное в установленном порядке, либо копия (выписка из) решения суда, Соглашения о детях, определяющих, с кем из законных представителей будет проживать несовершеннолетний, – для регистрации несовершеннолетнего по месту жительства одного из его законных представителей в случае, если законные представители зарегистрированы не по одному месту жительства, за исключением случаев, когда законный представитель несовершеннолетнего не зарегистрирован по месту жительства на территории Республики Беларусь либо является иностранным гражданином или лицом без гражданства, постоянно не проживающим в Республике Беларусь;
  • письменное согласие законных представителей несовершеннолетнего на его регистрацию не по месту их жительства, удостоверенное в установленном порядке, – для регистрации несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет не по месту жительства его законных представителей, за исключением случаев, когда законный представитель несовершеннолетнего не зарегистрирован по месту жительства на территории Республики Беларусь либо является иностранным гражданином или лицом без гражданства, постоянно не проживающим в Республике Беларусь;
  • документ, подтверждающий внесение платы (бесплатно – для несовершеннолетних, престарелых граждан и инвалидов, проживающих в государственных стационарных организациях социального обслуживания).

Список требуемых документов определяется индивидуально в рамках вышеприведенных перечней. Также следует знать, что документы, выданные компетентными органами иностранных государств, например, свидетельство о рождении ребенка, принимаются при наличии их легализации или проставления апостиля, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь. Документы, выданные компетентными органами иностранных государств и составленные на иностранном языке, должны сопровождаться их переводом на один из государственных языков Республики Беларусь. Верность перевода или подлинность подписи переводчика на переводе должны быть засвидетельствованы нотариусом либо другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие.

Страницы: 123
Телефон доверия
#моямилиция