3 июля 1936 года постановлением Совнаркома СССР № 1182 было утверждено Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления Рабоче-крестьянской милиции Народного комиссариата внутренних дел СССР. Белорусская Госавтоинспекция ведет свое летоисчисление именно с этой даты. Ее тогдашние установки предопределили основные направления деятельности ГАИ. На Госавтоинспекцию возлагались обязанности по учету дорожно-транспортных происшествий (ДТП), выявлению и анализу их причин, привлечению к ответственности виновных лиц; по выдаче регистрационных знаков и технических паспортов, периодическому техническому осмотру автомобилей, мотоциклов и автобусов; по учету транспортных средств. Первым начальником ГАИ УМ НКВД БССР в сентябре 1936 года был назначен Морсон Гирша Давидович. В декабре 1940 года на этом посту его сменил Павлов Владимир Владимирович.

Великая Отечественная война отодвинула основные задачи ГАИ на второй план. Для поддержания высокого уровня технической готовности оставшейся в тылу части транспорта ГАИ занималась выбраковкой и списанием автомобилей, оказывала содействие в их ремонте, контролировала правильность использования запчастей. Была активизирована работа по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений. Деятельность сотрудников ГАИ непрерывно помогала обеспечить фронт и тыл автотранспортом и водительскими кадрами. С марта 1947 года ГАИ УМ МВД БССР руководил Чернышев Сергей Петрович. В декабре 1954 года на этом посту его сменил Пономарев Николай Филиппович, который возглавлял службу в течение семи последующих лет. В процессе становления и развития Госавтоинспекции ее функции неоднократно изменялись. Так, в частности в 50-х годах служба ГАИ стала заниматься вопросами регулирования уличного движения, участвовать в работе комиссий по приему автомобильных дорог, улиц и искусственных сооружений в эксплуатацию. Вместе с тем, была освобождена от контроля за расходованием автоэксплуатационных материалов, от участия в выбраковке автомототранспорта…

Продолжалась работа по совершенствованию правил уличного движения. Первые «Правила движения по улицам и дорогам Белорусской ССР» были утверждены постановлением Совета Министров Беларуси от 12 мая 1959 года №335. Правила состояли из 100 пунктов и двух приложений. Значительный рост автопарка нашей страны (только с 1953 по 1962 годы количество транспортных средств в БССР увеличилось с 30 181 до 170 818 автомобилей) требовал большего внимания к вопросам обеспечения безопасности движения транспорта и пешеходов, в связи с чем вновь возникла необходимость в освобождении Госавтоинспекции от некоторых несвойственных ей функций.

С этой целью 20 февраля 1964 года постановлением Совета Министров Белорусской ССР было утверждено новое Положение о Госавтоинспекции, а также конкретный перечень нарушений правил движения по улицам и дорогам, влекущих наложение штрафов в административном порядке. Шестидесятые-восьмидесятые были годами активного укрепления ГАИ в ее функциональных возможностях, численности и профессиональной готовности кадров. В это время ГАИ сложилась как основная организующая структура государства в деле разработки и осуществления мероприятий по защите жизни и здоровья людей в дорожном движении, обеспечении бесперебойной и безопасной работы автомобильного и городского электрического транспорта.

При этом основным критерием эффективности работы ГАИ стало состояние аварийности. Исходя из данного критерия, проводилась мобилизация возможностей, корректировались функции и структурное построение службы, велись постоянные поиски оптимальных вариантов правового обеспечения деятельности по предупреждению дорожных происшествий. Не случайно в эти годы Госавтоинспекцию возглавляли высококвалифицированные организаторы, ответственные и самоотверженные люди: Данилов Виктор Алексеевич (1961-1966), Зубович Андрей Васильевич (1966-1973), Сасим Василий Иванович (1973-1985), Артемьев Николай Александрович (1985-1994), Хоружий Николай Иосифович (январь-сентябрь 1994 года). В начале 1990-х годов распад бывшего СССР, переход на новые методы управления в Республике Беларусь не могли не отразиться на деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Началось реформирование службы ГАИ, однако, в отличие от других стран СНГ в Беларуси Госавтоинспекция сохранила свое название, а весь личный состав стал офицерским. Предметом особой заботы для службы явилось формирование нормативно-правовой базы деятельности подразделений ГАИ МВД Беларуси и приведение ее в соответствие с международными конвенциями и соглашениями.

В это непростое время с сентября 1994 года по ноябрь 2001 года Госатоинспекцией МВД Республики Беларусь руководил Чудников Олег Алексеевич. Затем в течение года Госавтоинспекцию возглавлял Фармагей Леонид Константинович. В декабре 2002 года на этом посту его сменил Дрозд Николай Николаевич. С января 2006 года по октябрь 2008 года УГАИ Управление Государственной автомобильной инспекции МВД Беларуси руководил Менделев Александр Михайлович.

Сегодня Госавтоинспекция выполняет свои задачи и функции согласно «Закону о дорожном движении» и «Положению о Государственной автомобильной инспекции МВД Республики Беларусь», в соответствии с которыми на ГАИ возлагаются функции государственного контроля в области дорожного движения и обеспечения его безопасности. Из года в год все более ощутимы реальные плоды усилий по обеспечению безопасности наших граждан на дорогах. Растут техническая оснащенность и организационное совершенство системы безопасности дорожного движения. Основополагающим принципом современного этапа в развитии службы является принцип демократизации отношений, доверия и взаимопонимания участников дорожного движения и инспекторов ГАИ.

Телефон доверия
#моямилиция