15 февраля 2019Век под стук колёс


Железнодорожная милиция создана декретом ВЦИК от 18 февраля 1919 года. Помимо прав и функций общей милиции она была наделена специальными обязанностями

Именно поэтому, когда к концу 1921 года из-за тяжелой социально-экономической обстановки в стране это подразделение упразднили, борьба с преступностью на транспорте стала менее эффективной. До 1937 года соответствующие функции выполняли органы общей милиции, транспортные отделы ОГПУ и подразделения Народного комиссариата путей сообщения, однако их сотрудники не имели навыков предупреждения и раскрытия специфических преступлений.

В итоге транспортную милицию решено было воссоздать.

Образованному в Гомеле отделу передали в подчинение отделения в Унече, Могилеве, Жлобине, Калинковичах, Осиповичах и оперпункты на станциях Новобелицкая, Сновская, Новозыбков, Кричев, Бобруйск, Слуцк. Возглавил подразделение лейтенант госбезопасности К. Дейков. Также на территории БССР существовала Западная ЖД, обслуживаемая отделом с дислокацией в Смоленске.

После присоединения Западной Беларуси созданы дорожные отделы милиции на Брест-Литовской (Барановичи) и Белостокской (Гродно) железных дорогах. Первому подчинялись ЛОМы в Барановичах, Бресте и Лунинце, второму - Гродно, Белостоке, Лиде, Волковыске, Молодечно.

Наряду с совершенствованием организационной структуры укреплялся кадровый потенциал, повышалось профмастерство сотрудников. С апреля 1940-го началась подготовка руководителей во вновь открывшихся московской Центральной и новочеркасской Межобластной школах НКВД СССР, организовывались курсы переподготовки в Воронеже и Харькове. Отличники учебы поощрялись. К примеру, 19 июня 1941 года начальнику оперпункта милиции станции Брест-Полесская сержанту милиции И. Корначеву за отличные успеваемость и служебные показатели во время учебы выдана премия в размере 200 рублей.

С июня 1940 года началась подготовка личного состава ОВД Органы внутренних дел на летних лагерных сборах, в ходе которых милиционеры знакомились с нормативными правовыми актами по вопросам укрепления правопорядка, делились накопленным опытом борьбы с преступностью, занимались физической и огневой подготовкой.

В практику вводилась еженедельная командирская учеба. Ежегодно проводились также собрания отличников милиции.
Для повышения уровня физической подготовки систематически организовывались спортивные соревнования. В частности, доротдел на Белорусской ЖД в январе 1941 года провел десятикилометровые лыжные гонки с преодолением препятствий, в которых участвовали 55 человек. Общекомандная победа досталась гомельскому ЛОМу, личную викторию праздновал милиционер оперпункта на станции Березина Л. Запольский. Победители награждены переходящим призом, грамотами и премиями (от 100 до 300 рублей).

В первые часы войны гитлеровская авиация обрушила массированные удары на крупные узлы, станции, мосты, другие важные объекты приграничных железных дорог. Особенно тяжелая обстановка сложилась в Брест-Литовске: транспортный узел оказался под артиллерийским огнем. Были нанесены бомбовые удары по станциям Жабинка, Лида, разрушены объекты, обеспечивавшие движение поездов на отдельных участках.

Начальник доротдела на Брест-Литовской ЖД Афанасий Красильников вспоминал: в два часа ночи 22 июня 1941 года из оперпункта милиции на станции Ивацевичи ему доложили, что в районе станции Береза-Картузская неизвестный самолет обстрелял поезд, имеются убитые и раненые. Позже его заместитель по оперработе лейтенант госбезопасности Н. Лобаков проинформировал со станции Жабинка, что с Брестом связи нет, а железнодорожный путь разрушен.

Сотрудники ЛОМ на станции Брест вступили в бой в первые часы войны. Оборону вокзала возглавил начальник отделения милиции Андрей Воробьёв. Позже исследователи установили, что тогда погибли А. Головко, П. Довженюк, И. Назин, Г. Ефремов, А. Климук, К. Трапезников. Схваченный фашистами А. Воробьёв расстрелян.

Писатель Сергей Смирнов называл оборону железнодорожного вокзала Бреста «родной сестрой обороны Брестской крепости».

Мужественно и стойко выполняли служебный долг сотрудники других линейных подразделений. Под разрывами бомб начальник ЛОМа на станции Минск старший лейтенант милиции А. Куропаткин организовал эвакуацию мирных жителей и вывоз служебной документации, самоотверженно действовал до последней минуты жизни. Вместе с руководителем погибли его подчиненные И. Щербаков, П. Стиплин, А. Лещенко, П. Пукалов, Е. Башун, А. Бардыго.

Сотрудники ЛОМа на станции Могилев под руководством сержанта госбезопасности В. Прокоповича и его заместителя И. Логвинова вместе с воинскими формированиями встали на защиту стратегически важных железнодорожных транспортных коммуникаций, участвовали в эвакуации населения и промышленного оборудования, боролись с диверсантами, пресекали преступные проявления. 13 ию-
ля 1941 года со станции ушел последний поезд, город на Днепре был окружен. Дни и ночи защитники героически сдерживали врага, но 27 июля фашисты заняли местность. При ее обороне погибли В. Прокопович, В. Громов, А. Азаренко, С. Таборко.

Многие милиционеры-транспортники влились в ряды Красной армии. Отдельная милицейская рота храбро сражалась в районе деревни Руденец и станции Уза. Особенно ожесточенный бой завязался у деревни Поколюбичи. Против бойцов народного ополчения, вооруженных в основном винтовками, гитлеровцы применили артиллерию, минометы, пулеметы и даже авиацию. Но пробить брешь в обороне не смогли. В том бою отличились сотрудники жлобинского ЛОМа Н. Зайцев, М. Семочкин, В. Бондарев, А. Смирнов, К. Ахраменко, В. Ермоленко, Е. Лобович, С. Котыев, Г. Храпуцкий.

И. Янченко встретил войну милиционером линотделения на станции Орша. После эвакуации подразделения в июле 1941-го был призван в Красную армию. Боевой путь начал на Волге, а закончил в Праге. За личное мужество и отвагу командир отделения взвода полковой разведки гвардии старшина Янченко удостоен ордена Славы трех степеней, ордена Красного Знамени, медали «За отвагу».

Оперуполномоченный ЛОМа на станции Белосток старший сержант милиции А. Татарников был призван в армию, в сентябре 1941 года попал в плен, а после бежал из лагеря смерти Сульсбах. В Словацких Бескидах вступил в интернациональный партизанский отряд и был назначен командиром группы. На его счету десятки пущенных под откос эшелонов, сотни поверженных фашистов. При подрыве очередного моста группа Татарникова попала в засаду. Прикрывая отход товарищей, он снова попал в плен и был направлен в лагерь смерти Маутхаузен. Там во время восстания с группой товарищей бросился к сторожевой вышке. Обезвредив эсэсовца, повернул оружие в сторону фашистов. Каменный двор лагеря был усеян трупами врагов, но и сам герой погиб, изрешеченный пулями.

Началом восстановления деятельности белорусской железнодорожной милиции считается осень 1943 года, когда в Унече создали доротдел на ЖД под руководством подполковника милиции А. Кусакина. В январе 1944-го подразделение перебазировалось в Гомель. После освобождения Барановичей возродили отдел на Брест-Литовской железной дороге (начальник - подполковник милиции Пущин), через девять месяцев - доротдел на Белостокской ЖД в Гродно (майор милиции А. Санфиров).

Самой острой проблемой в этот период являлась кадровая. Командно-оперативный и рядовой состав транспортной милиции комплектовался откомандированными из других доротделов сотрудниками, бывшими партизанами и подпольщиками. В повышении их профессионального уровня важную роль играли сборы, семинары, переподготовка в учебных заведениях.

Среди множества функций железнодорожной милиции главными, как и прежде, были охрана общественного порядка, борьба с уголовной преступностью, детской безнадзорностью и беспризорностью, розыск государственных преступников и дезертиров. Особую остроту в эти годы приобрела борьба с бандитизмом, разбоями и грабежами, хищениями грузов, воровством в торговле, снабженческо-сбытовых организациях и работающих на оборону предприятиях.

В поле зрения правоохранителей были спекулянты и «мешочники», а также лица, занимавшиеся подделкой продовольственных карточек.

Для борьбы с «гастролерами» в ноябре 1944-го по доротделу на Брест-Литовской ЖД в ЛОМах на станциях Лунинец, Брест и Барановичи из 62 сотрудников сформировали шесть оперативных групп и пять заслонов. Их рабочий день длился с девяти утра до полуночи с двухчасовым перерывом на обед.

Приказы того времени дают представления об основных направлениях служебной деятельности.

«…18 ноября 1944 года на станции Волковыск-Центральный в вагоне, прибывшем без пломбы со станции Гродно, обнаружено хищение трофейного имущества. При проверке установлена недостача 120 пар ботинок. За совершение данного преступления были задержаны рабочие станции.

…30 марта 1945 года работниками ЛОМа на станции Лида вскрыта и ликвидирована хищническая группа в системе ОРСа из четырех человек, в том числе заведующие двух магазинов и экспедитор хлебопекарни. Похищали по фиктивным фондовым ордерам мясо, жиры, сахар, хлеб и другие продукты питания.

…Заместитель начальника ЛОМа на станции Лунинец старший лейтенант милиции Трошин в апреле 1945-го умело провел две операции по задержанию четырех дезертиров из РККА, входящих в состав бандитских формирований.

…Милиционер оперпункта милиции на станции Барановичи-Полесские Шемер за первый квартал 1945-го задержал 60 правонарушителей. Приказом НКПС он награжден значком «Ударнику Сталинского призыва».

…Инспектор детской комнаты линотделения на станции Лунинец Осипов в апреле 1945-го выявил 15 беспризорных детей.

…7 апреля 1945-го старший оперуполномоченный ЛОМа на станции Волковыск старший лейтенант милиции Н. Карташов задержал группу из пяти ранее судимых преступников, возглавляемую дезертиром из РККА. Несколько месяцев они совершали ограбления пассажиров поездов на Брест-Литовской, Западной и Литовской дорогах».

Транспортники вместе с территориальными коллегами и чекистами проводили сложную и опасную работу по ликвидации бандитских групп. 6 марта 1945 года двое неизвестных с автоматами под видом работников НКВД совершили грабеж. Их задержал оперуполномоченный линейного поста на станции Ошмяны И. Беляев. Позже он обезвредил вооруженных грабителей, совершивших несколько нападений в деревне Кировощизна (станция Ошмяны). В апреле 1945-го во время конвоирования бежал главарь банды, который ранее дезертировал из армии. Опер-уполномоченный выяснил его местонахождение, преступника задержали с помощью бойцов войск НКВД. В 1944 - 1945 годах при исполнении служебных обязанностей погибли старшие оперуполномоченные ЛОМа на станции Лунинец старшие лейтенанты милиции Алексей Волков и Василий Лычёв, помощник оперуполномоченного ЛОМа на станции Молодечно Александр Скачек, старший следователь доротдела на Брест-Литовской ЖД младший лейтенант милиции Иван Харский.


В первые послевоенные годы структура железнодорожной милиции изменилась. Из-за передачи некоторых территорий Польше в октябре 1946-го прекратила деятельность Белостокская магистраль. ЛОМы на станциях Гродно, Лида, Волковыск перешли под юрисдикцию доротдела на Брест-Литовской, а на станции Молодечно - Западной железной дороге.

Транспортная милиция кроме общих задач по-прежнему решала специфические, вызванные военными последствиями: искоренение банд, изъятие у населения трофейного оружия, ликвидация детской беспризорности и безнадзорности, сохранение хлеба, картофеля, других сельскохозяйственных продуктов, розыск дезертиров железнодорожного транспорта и промышленности (железная дорога была военизирована, работа на ней приравнивалась к службе.

В промышленности во время войны трудились в том числе и те, кто по брони не призывался на фронт. Самовольный уход с таких рабочих мест считался дезертирством). Постоянно действующие маршрутные оперативные группы, сформированные во всех доротделах и подчиненных им подразделениях, направляли на наиболее сложные участки железных дорог для отработки пассажирских, пригородных и товарных поездов. На станциях создавались оперативные
заслоны.

Послевоенные будни не были мирными для сотрудников транспортной милиции. Силами групп и заслонов в 1946 - 1947 годах задерживались сотни
злоумышленников. Так, в январе 1946 года в поезде «Брянск - Почеп» грабители сняли с жертвы пальто, отняли 582 рубля и сумку с продуктами, а затем на ходу столкнули человека с поезда. Старший оперуполномоченный ЛОМа на станции Унеча старший лейтенант милиции А. Шемарыкин, помощники оперуполномоченного сержанты милиции Т. Купцов и В. Горбачев задержали троих подозреваемых - участников промышлявшей на Брянщине банды.

Маршрутно-оперативная группа доротдела на Белорусской ЖД под руководством капитана милиции Ф. Якушева в мае 1946-го остановила двух вооруженных преступников, совершивших убийства и другие тяжкие злодеяния.

В апреле 1947-го на крыше вагона пассажирского поезда была ограблена и убита женщина. Сопровождавший состав милиционер И. Раученко вычислил преступника по горячим следам.

На перегоне станций Тереховка и Зябровка криминальный квартет с оружием в руках намеревался оставить без денег и ценностей граждан, ехавших в товарном поезде. Но опергруппа под началом помощника оперуполномоченного Р. Мешкова задержала нападавших на месте преступления и доставила в Гомельское ЛОМ.

Благодаря умелому руководству и личной инициативе оперуполномоченного доротдела на Брест-Литовской ЖД В. Макаренкова милиционеры за два месяца изъяли в поездах 63 единицы огнестрельного оружия и были признаны лучшей командой в подразделении.

Сложившуюся к тому времени ситуацию прекрасно иллюстрирует такой приказ: «В апреле и начале мая 1947 года на Брест-Литовской железной дороге зарегистрирован ряд зверских убийств из огнестрельного оружия. 10 апреля на путях станции Городея убит гражданин М. А. Самченко, 27 апреля на станции Русино убит начальник станции Бидненко, 2 мая на перегоне «Столбцы - Осиповщина» убиты демобилизованные Никифоров, Марфутин и Ефимов. Каких-либо следов к раскрытию этих преступлений на местах убийств обнаружено не было. Благодаря настойчивой, кропотливой работе уполномоченного ОУР Отдел уголовного розыска лейтенанта милиции С. П. Калинина убийство Самченко было раскрыто. Одновременно с арестом главаря Громакова установлена и ликвидирована бандитско-грабительская группа в числе 13 человек, которая в 1947 году совершила 2 убийства и 10 вооруженных разбоев в районах Барановичской области. При аресте у преступников изъято 3 автоматических пистолета, винтовка и 2 кинжала, много домашних вещей, добытых ими при вооруженных разбоях. Упорно работая над раскрытием убийства начальника станции Бидненко, лейтенант милиции С. П. Калинин установил, что его совершили братья Проданчуки. Они же были уличены и в убийствах Никифорова, Марфутина, Ефимова, а также гражданина Кофтуна, убитого ими в товарном поезде на Сталинской железной дороге. Арестован и их соучастник в убийствах Ампилов, у которого при аресте обнаружен пистолет ТТ. За умелое раскрытие убийств и ликвидацию вооруженной бандитско-грабительской группы Громакова оперуполномоченному ОУР Отдел уголовного розыска лейтенанту милиции Калинину объявить благодарность и выдать денежную премию в размере месячного оклада содержания».

Борьба с криминалитетом была нелегкой и опасной. 29 декабря 1945 года помощник оперуполномоченного линейного поста на станции Мосты Белостокской ЖД В. Ольшанников при проверке документов у пассажиров смог обезвредить мужчину, четырежды стрелявшего в него из пистолета ТТ.

В 1946 году белорусские милиционеры направили в детдома почти 12,5 тысячи несовершеннолетних. Причем значительное количество беспризорников установили правоохранители с железной дороги. Инспекторы по детской работе ЛОМа на станции Лунинец А. Осипов и В. Шаповалов за август и сентябрь определили в специальный приемник 466 человек. К 1950 году удалось снизить число безнадзорных, а беспризорность была почти полностью ликвидирована.
Оперативная обстановка в 1947-м была такова: на Брест-Литовской ЖД зарегистрировано 1083 преступления (81% раскрыты), в том числе 40 убийств (73%), 237 хищений грузов из подвижного состава (75%), задержаны 132 дезертира железнодорожного транспорта и промышленности. На Белорусской ЖД зарегистрировано 1311 преступлений (82% раскрыты), из них 28 убийств (71%), 389 хищений грузов (64%), задержаны 54 дезертира.

Железная дорога была «становым хребтом» народного хозяйства в поднимающейся из разрухи стране. Для концентрации усилий в борьбе с преступностью и правонарушениями в 1947 году произошла коренная реорганизация транспортной милиции - ее передали из МВД в МГБ СССР. Были образованы управления охраны МГБ на Белорусской, Брест-Литовской, Западной ЖД. Первое возглавлял легендарный полковник госбезопасности Сергей Шандрин, награжденный за боевые заслуги и безупречную службу тремя орденами Красного Знамени (в том числе за обеспечение безопасности глав государств на Ялтинской конференции), тремя орденами Отечественной войны, двумя орденами Красной Звезды, орденом «Знак Почета» и многочисленными медалями.

«Начальником большого коллектива чекистов на Белорусской железной дороге я стал, пройдя все ступени - от практиканта, младшего сержанта до полковника. Видел на своем веку дураков и умных, патриотов и карьеристов, подхалимов и много добросовестных трудяг. Приобретенный опыт применял в методике руководства коллективом. В основе его лежал партийный подход и анализ обстановки. Ответственность каждого за выполнение закона на порученном участке работы и жизни была главным мерилом оценки сотрудников. В этом отношении был требовательным начальником и человеком», - отмечал в воспоминаниях Сергей Максимович.

Представители управлений охраны МГБ проводили сложную и опасную работу в борьбе с уголовной преступностью, ликвидацией бандформирований.

- Мне поручили вести дело группы Лукьянова, по которому к уголовной ответственности привлечены более десяти обвиняемых, - вспоминал старший следователь управления охраны МГБ на Белорусской ЖД Л. Гороховский. - Летом 1948 года на станции Жлобин в товарном вагоне прибывшего поезда обнаружили пять трупов. Раскрытием занималось все подразделение с линейными органами. Вскоре преступников задержали на хуторе Щегельский, расположенном в двух километрах от железной дороги между Осиповичами и Бобруйском. Следствие установило: трижды судимый Лукьянов (из семьи раскулаченных) с женой, также неоднократно преступавшей закон, организовали вооруженную банду, в которую вовлекли родственников, односельчан и лиц без определенных занятий и места жительства. Доказана их причастность к более чем 20 убийствам. Последним, кого арестовали, был секретарь Осиповичского райисполкома, член партии, фронтовик, майор запаса. Он был женат на сестре главаря группировки, знал о его преступном образе жизни и снабжал фиктивными справками и документами.

Сотрудникам транспортной милиции нередко приходилось вступать со злоумышленниками в смертельную схватку и жертвовать жизнью. В 1946-м при ликвидации вооруженного уголовника в поезде «Гомель - Бахмач» погиб милиционер Жлобинского ЛОМа Николай Бельский. А в июне 1948 года, преследуя бандита, ограбившего буфет, был убит начальник линейного поста милиции на станции Городня Белорусской ЖД старший лейтенант госбезопасности Михаил Левенец.

Охрана общественного порядка на станциях и поездах возлагалась на созданные отдельные полки, дивизионы и взводы. Это были самые многочисленные отряды в системе управлений охраны МГБ. Они вели борьбу с хулиганством, кражами, бродяжничеством, детской беспризорностью и безнадзорностью.

Старшина милиции 3-го взвода 10-го отдельного дивизиона управления охраны МГБ на Белорусской ЖД Р. Мешков задержал изменника Родины, находившегося во всесоюзном розыске. Старшина милиции того же взвода И. Карпов, сопровождая поезд на перегоне «Березина - Телуша», обезвредил на крыше вагона злоумышленника, изъял у него пистолет и 14 патронов, украденных у военнослужащего. А старшина милиции 5-го взвода В. Белицкий на станции Слуцк во время проверки документов заметил у гражданина восемь наручных и 27 карманных часов, а также 26 цепочек к ним. Оказалось, что вор похитил товар из магазина.

Образцово несли службу старший сержант милиции 9-го отдельного дивизиона управления охраны МГБ на Брест-Литовской ЖД С. Кондратюк и младший сержант милиции этого же дивизиона Н. Песоцкий, которым за проявленную оперативную находчивость, инициативу и бдительность при задержании государственных и уголовных преступников на железнодорожном транспорте приказом по корпусу МГБ СССР на транспорте объявлена благодарность.

Важным шагом в решении кадровой проблемы стало создание в апреле 1948 года школы переподготовки сержантского состава дивизиона (ныне - Могилевский институт МВД). Многие из первых ее курсантов имели фронтовой опыт, были орденоносцами. Обучение было комбинированным. Помощь курсантов требовалась на стройках народного хозяйства, в ремонте казарм и аудиторий, в борьбе с преступностью и беспризорностью, в поисках пропавших без вести людей. А вечером, выполнив долг, при свечах и керосиновых лампах они брались за учебники и постигали секреты чекистского мастерства. 31 января 1949 года состоялся первый торжественный выпуск 280 сотрудников транспортных органов МГБ. В 1952-м учреждение образования реорганизовали в школу подготовки оперативного состава для органов транспортной милиции.

В 1948 году уровень преступности на Белорусской ЖД сократился в три раза, на Брест-Литовской - в четыре. В среднем в шесть раз снизилось количество хищений грузов и багажа. На дорогах было совершено меньше убийств, а в 1950-м не зарегистрировано ни одного.

К 1953-м число злодеяний уменьшилось еще более чем наполовину. Одновременно повысилась раскрываемость.

В 1954 году железнодорожная милиция вошла в состав МВД. В нашей стране единым органом управления стал дорожный отдел милиции на Белорусской железной дороге. Семь линейных отделов действовали на станциях Минск, Брест, Барановичи, Гомель, Жлобин, Могилев, Гродно, шесть линейных отделений - на станциях Лида, Молодечно, Осиповичи, Калинковичи, Лунинец, Орша, шесть линейных пунктов - на станциях Борисов, Столбцы, Пинск, Березина, Волковыск, Щорс. Кроме того, порядок поддерживали 22 линейных поста.

Организация общественной безопасности на дороге осуществлялась под непосредственным руководством заместителя начальника доротдела полковника милиции Федора Жиркова, начинавшего службу в 1931-м помощником начальника по политчасти Стародорожского райотдела. Работал в МВД БССР, УВД Брестской и Горьковской областей, замначальника управления милиции МВД БССР, в аппарате Советника МВД СССР при Министерстве народной безопасности Чехословакии.

В 1935 - 1939 гг. редактировал ведомственную газету «На варце Кастрычніка». За безупречную службу награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.

В середине прошлого века усилилась борьба с хулиганством как наиболее распространенным видом правонарушений на дороге. В 1956-м число задержанных и привлеченных к уголовной ответственности в сравнении с 1955-м увеличилось в три раза. Шли в ход также активная профилактика пьянства, изъятие нетрезвых (шесть-семь тысяч ежегодно), пресечение самогоноварения. Работники ППСМ Патрульно-постовая служба милиции, начальники ЛПМ, инспекторы-дежурные на объектах дороги и в поездах задерживали 900 - 1300 преступников в год.

В октябре 1954-го старшему сержанту милиции Ф. Ватолину (ЛО на станции Барановичи) сообщили о подозрительном незнакомце, и милиционер решил проверить его документы. Тот, убегая, достал гранату и запал, но Ватолин не дал привести снаряд в действие. Задержанным оказался военнослужащий, арестованный по подозрению в совершении теракта и бежавший из-под стражи при конвоировании.

Одним из лучших командиров отделений транспортной милиции значился старшина милиции Петр Новиков (Полоцк). Получив утром ориентировку о розыске убийцы, с помощью работников железной дороги уже к вечеру задержал его. Петр Иванович долго был секретарем парторганизации и пропагандистом, занесен в Книгу почета доротдела.

А у старшины милиции Александра Гришко - опытнейшего человека в патрульке - учились даже бывшие партизаны и участники войны. Он тесно взаимодействовал с перронными контролерами, которые помогали в профилактике краж, задержании находящихся в розыске, раскрытии злодеяний. Когда дежурил Александр Петрович, карманники на вокзале не появлялись.

Осложнение обстановки в международных поездах, курсировавших между Брестом и Москвой, пришлось на середину 1950-х. Наличие у пассажиров валюты и дефицитных товаров притягивало воров со всего СССР. Широкий кругозор, знание иностранных языков, смелость и находчивость позволяли злоумышленнику - бывшему студенту из Еревана - располагать к себе людей. Он умел перевоплощаться в представителя той профессии, к которой принадлежала выбранная им жертва. Иногда, чтобы оценить шансы на успех, по несколько дней следовал за ней в поездах, останавливался в тех же гостиницах. А порой действовал быстро и решительно, с учетом обстановки. В ряду многочисленных потерпевших оказался и главный редактор газеты «Комсомольская правда»: убедившись, что журналист спит, мошенник завладел его деньгами и вещами и скрылся. Но позже его все же привлекли к ответственности.

Капитан милиции Павел Шульгин, сыщик-профессионал, располагал огромной базой информации о преступных элементах. За 30 лет службы разоблачивший не один десяток преступников офицер обладал большой физической силой и выносливостью. Когда в 1954-м на грузовой станции Барановичи двое судимых, напав на него из мести, несколько раз ударили П. Шульгина металлическими прутьями по голове, он, превозмогая боль, сумел задержать их.

Сложными для аппаратов БХСС оказались 1956 - 1957 годы. Надо было обеспечить сохранность целинной пшеницы, поступающей в республику. Из-за отсутствия весового хозяйства в местах отгрузки и на конечных пунктах вес поставляемого товара определяли только по объему кузовов вагонов - а это прямые предпосылки для хищения. Милиционеры колесили с проверками от станции к станции. В адрес Новогрудского спиртзавода поступил вагон пшеницы в 40 тонн, оприходовано же было только 17. Недостающий груз обнаружен на складе завода.

Распространялась и спекуляция зерном. Житель Ивацевичского района неоднократно выезжал в Казахстан как представитель колхозов Брестчины. Злак продавал населению Беларуси, а полученные на его покупку деньги возвращал хозяйствам, оставляя разницу в ценах себе. При обыске в его квартире изъяли около 600 тысяч рублей, а у его соучастника - около 500 тысяч. Средняя зарплата, для сравнения, тогда составляла 700 рублей.

К началу 1960-х состояние общественного порядка несколько улучшилось, однако о достаточной стабильности говорить было еще рано. Высоким оставался уровень административных правонарушений - 12 - 14 тысяч в год. Удельный вес хулиганств в структуре преступности достигал 26 - 28%.

Доротдел принимал адекватные меры. Ежесуточно для сопровождения 180 - 220 составов направляли 85 - 100 милиционеров и 100 - 130 дружинников. Практиковались регулярные рейды в поездах с привлечением добровольных помощников, ревизоров-контролеров, стрелков ВОХР. Возросла роль ОДС Оперативно дежурная служба, ставших организаторами охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.

Патрульно-постовая служба была скоординированным боевым отрядом транспортной милиции, ряды которого пополнили ветераны, прошедшие войну и закаленные в борьбе с преступностью в сложные послевоенные годы. Осенью 1960-го старшина милиции Николай Воробьёв, приметив у билетных касс Минского пригородного вокзала подозрительного мужчину, решил для установления личности доставить его в дежурную комнату. Неизвестный от сигареты поджег спрятанный под одеждой бикфордов шнур. Раздался взрыв. Николай Иванович погиб. Установить, для какой цели предназначалось взрывное устройство, не удалось, но ценою собственной жизни старшина предотвратил большую беду.

В 1961-м командир отделения ЛОМ на станции Брест старшина милиции Г. Шантуров обратился к патрульным с призывом отработать на охране общественного порядка в свободное время по 200 часов в год. Почин был подхвачен. До конца года во внеслужебное время сотрудники сопроводили 1270 пригородных поездов, задержав при этом 12 преступников и около 500 правонарушителей.

В соревновании на лучшее милицейское подразделение призовые места неоднократно занимало поддерживающее образцовый порядок еще одно отделение ЛОМ на станции Брест, которым командовал полный кавалер ордена Славы старшина милиции Анатолий Зосик. На его счету немало схваченных преступников, а задержание по ориентировке крупного вооруженного контрабандиста даже было отмечено медалью «За отличие в охране государственной границы». Среди наград офицера также медаль «За отличную службу по охране общественного порядка».

Целых 36 лет беспокойной, нелегкой и опасной службы в транспортной милиции у командира отделения ЛОМ на станции Орша старшины милиции Евгения Герасимова. В его багаже немало поистине героических поступков - противодействие закоренелым преступникам, спасение ребенка из-под колес паровоза, участие в разоблачении расхитителей народного добра. Он награжден десятью медалями, знаком «Отличник милиции».

Однажды четверо парней ночью на перроне станции Полоцк ограбили пассажира. Кавалер ордена Славы ІІІ степени старшина милиции Василий Баранов смог выяснить у перепуганного потерпевшего приметы только одного из них, но времени не терял: нашел следы на снегу и начал преследование. «Взял» грабителей, когда они, поделив добычу, уже расходились.

Одной из важнейших задач наружной службы в 1960-е являлась борьба с детской безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних. Масштаб этого направления работы впечатляет: в 1965-м были задержаны более 1440 подростков, деяния которых реально угрожали безопасности движения поездов. На участке Сморгонь - Молодечно из-за наложения посторонних предметов на рельсы десять вагонов грузового поезда сошли с рельсов и опрокинулись. Участились также факты боя стекол в окнах проходящих поездов и порчи оборудования вагонов, срывы стоп-кранов и остановки пригородных составов на перегонах. Ежегодно по этим фактам в отношении подростков и их родителей 300 - 400 материалов направлялись на рассмотрение комиссий по делам несовершеннолетних.

Большую организаторскую и практическую деятельность в эти годы вел замначальника доротдела полковник милиции участник войны Николай Быков. В послевоенное время он участвовал в ликвидации бандформирований, возглавлял оперативные группы по снятию с поездов нетрезвых и представляющих опасность пассажиров. Приходилось не единожды вступать в вооруженные схватки. Будучи замначальника управления, Николай Романович двигался в направлении укрепления службы охраны общественного порядка, совершенствования организации ее работы, создал и внедрил систему оценок деятельности ППСМ Патрульно-постовая служба милиции. Он организовывал безопасность при проведении массовых мероприятий, литерных и других спецперевозок, при ликвидации последствий нештатных ситуаций на транспорте. Ответственное отношение к делу, глубокие знания специфики службы в условиях транспорта позволили Николаю Романовичу более 18 лет (с 1959 по 1978-й) успешно руководить работой, сохранять надлежащий правопорядок на транспорте республики. Среди его наград ордена Отечественной войны двух степеней, Красной Звезды, «Знак Почета», 22 медали, знак «Заслуженный работник МВД СССР».

Во главе оперативных подразделений стояли заместители начальника доротдела Николай Судиловский (в дальнейшем генерал-майор милиции), полковник милиции Иван Добродеев. О старейшем сотруднике транспортной милиции Добродееве Иване Ефремовиче «НС» рассказывала подробно (№ 8 за 2013 год).
В 1963 году преступность по линии угро сократилась на 18%, а раскрываемость составила 97%.

Более четверти века посвятил службе уголовного розыска подполковник милиции Андрей Процко. Не имея профильного образования, он до всего доходил своим умом, скрупулезно вникал в нюансы. В его активе участие в раскрытии 28 убийств, совершенных в конце 1940-х бандгруппой. Так случилось, что при задержании преступник в упор выстрелил в Андрея Андреевича. Восстановившись после ранения, офицер еще шесть лет возглавлял ОУР Отдел уголовного розыска доротдела.

Аппараты БХСС улучшили показатели по борьбе с хищениями, взяточничеством и спекуляцией. Вскрыты резонансные случаи: Павлом Хуторным - получение взяток директором ресторана вокзала станции Минск, Владимиром Филимоненко - хищение денежных средств в особо крупных размерах главным бухгалтером станции Минск-Товарный, Владимиром Ратничкиным - многоэпизодные спекулятивные сделки работников торговли Минска и Новошахтинска. Качественное расследование этих преступлений провел старший следователь Леонид Логошный. Организацию оперативных разработок обеспечивал начальник ОБХСС ЛОМ на станции Минск Юрий Сазонов.

Немало в раскрытии помогали эксперты. В 1969-м научно-техническая группа преобразована в оперативно-техническое отделение, куда вошли и специалисты связи. Его десять лет возглавлял участник войны подполковник милиции Евгений Шаблинский. Он грамотно внедрял и использовал научно-технические средства в борьбе с преступностью и охране общественного порядка, ежегодно лично выполнял десятки наиболее сложных экспертиз. К боевым наградам офицера добавились трудовые - орден Красной Звезды и медали.

С 1971 года транспортная милиция Беларуси стала осваивать гражданскую авиацию.

Доротдел на Белорусской ЖД переименовали в Белорусский отдел транспортной милиции, а в аэропортах создали соответствующие подразделения.

Первым начальником Минского отдела милиции на воздушном транспорте был полковник милиции Владимир Поливкин, также являвшийся замначальника доротдела и курировавший подразделения милиции на ВТ. До этого он долго трудился в УУР МВД БССР, а потом был заместителем начальника БУВДТ, руководил службой охраны общественного порядка. Среди его наград - ордена Красной Звезды и «Знак Почета», знак «Заслуженный работник МВД СССР».

Штабные подразделения, которые возглавил полковник милиции Михаил Белянский, появились в том же 1971-м. Стоя у руля штабного аппарата в течение 15 лет, офицер инициировал сбор и накопление информации об оперативной обстановке, что позволило повысить качество текущих, перспективных и целевых планов. На высоком уровне организовывал комплексные инспекторские проверки деятельности линорганов.

Одновременно укреплялись дежурные части, куда направлялись опытные сотрудники УР Уголовный розыск, наружной службы. Участник вой-ны майор милиции Иван Мышковский пришел в правоохранительные органы в 1947-м. После 15 лет посвятил уголовному розыску, став одним из лучших сотрудников доротдела. Добросовестно трудился и в дежурной службе. Его смена занимала передовые позиции в борьбе с преступностью. К боевым наградам Ивана Константиновича добавились многочисленные медали и другие поощрения.

Под руководством инспектора-дежурного майора милиции Виктора Фатькина и при его личном участии отмечались многочисленные примеры умелых и оперативных действий дежурных нарядов по раскрытию преступлений и задержанию злоумышленников. Не единожды он признавался лучшим дежурным транспортной милиции.

В 1976 году БОТМ преобразовали в Белорусское управление транспортной милиции (БУТМ), отделения служб - в отделы, и это были не просто изменения названия. МВД СССР желало поднять уровень системы, престиж в глазах транспортников, а также территориальных ОВД Органы внутренних дел. Руководитель управления приравнивался к главе областного аппарата внутренних дел, а должность имела идентичный «потолок» звания. Возрос статус сотрудников всех рангов.

Кадровые вопросы решал замначальника БУТМ полковник милиции Александр Коссовский, который более 30 лет трудился в транспортной милиции и 18 из них (с 1967-го) возглавлял кадровый аппарат. Будучи членом союза журналистов, выступал в СМИ, издал три литературно-документальных произведения о героических буднях сотрудников ОВДТ. Среди его наград - две грамоты Верховного Совета БССР, медали «За отличную службу по охране общественного порядка» и «За безупречную службу» всех степеней, знак «Заслуженный работник МВД».

В 1984 году был упразднен отдел по политико-воспитательной работе с личным составом.
Как самостоятельное уп-равленческое подразделение инспекция по делам несовершеннолетних на транспорте утвердилась лишь в 1977-м, а первым ее начальником стал полковник милиции Виктор Бортник.

Главным направлением в 1970-х стала профилактика. Упор делался на объединение сил милиции, общественных формирований, трудовых коллективов. Регулярно милиция, ДНД, администрации станций, предприятий и организаций осуществляли рейды, проверки сохранности грузов. Например, только за 1970 год в поездах проведено почти 15,5 тысячи таких мероприятий.

Зародились как самостоятельная мера упреждения операции по борьбе с отдельными видами правонарушений.
С 1 апреля по 1 сентября 1975-го линорганы вместе с общественностью проводили всесоюзную комплексную операцию «Семафор», направленную на предотвращение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, детского травматизма, а также на пропаганду правил безопасности.

Немалый вклад в обеспечение правопорядка вносили сотрудники ППСМ Патрульно-постовая служба милиции. Неоднократно удерживала переходящий вымпел доротдела постосмена ЛОМа на станции Осиповичи старшины милиции Ивана Столярова, а сам Иван Прокофьевич был награжден медалью «За трудовое отличие».

Руководители страны, а также главы иностранных государств до 1980-х передвигались в основном по железной дороге. За безопасность спецпоездов отвечали органы КГБ и транспортная милиция. Многие годы успешно координировали выполнение этой задачи госуровня Николай Быков, Владимир Поливкин, Адам Гончаров.

Полковник милиции Адам Гончаров более четверти века отдал транспортной милиции, начинал инспектором, а впоследствии 14 лет возглавлял отдел службы охраны общественного порядка УВДТ. Большое внимание он уделял обучению и воспитанию дружинников. Под его руководством разработана и внедрена «Единая дислокация постов и маршрутов милиции и ДНД». Умело строил деловые отношения с представителями подразделений службы охраны общественного порядка смежных территориальных и транспортных ОВД Органы внутренних дел, предприятий и организаций. Награжден медалью «За отличную службу по охране общественного порядка», знаком «Заслуженный работник МВД СССР».

В эти годы были зарегистрированы случаи изнасилования и убийства дежурных по переездам на Витебском и Могилевском отделениях дороги. Правоохранители раскрыли все злодеяния.

Попытка совершения преступления в отношении дежурного по переезду зафиксирована на Гомельщине. Старший инспектор уголовного розыска ЛПМ на станции Калинковичи капитан милиции Алексей Чумаков получил сообщение, что неизвестный ранил ножом сотрудника и скрылся. Уточнив приметы, сыщик сориентировал на поиски дежурный наряд, а сам отправился на автостанцию, где и обнаружил преступника. Увидев человека в милицейской форме, тот бросился бежать, но внезапно резко развернулся и выстрелил из-под полы куртки. Истекающий кровью офицер тем не менее продолжал руководить действиями подоспевших на помощь милиционеров, и преступник был задержан. За проявленную самоотверженность милиционер награжден орденом Красной Звезды.

Алексей Чумаков служил в ППСМ Патрульно-постовая служба милиции, работал в розыске, возглавлял ЛПМ. За 30 лет службы погибнуть мог не раз, но всегда выручала хорошая профессиональная подготовка. Еще будучи курсантом Могилевской специальной средней школы транспортной милиции, он, рискуя жизнью, на перроне обезвредил бандита, смертельно ранившего ножом участкового. Тогда его наградили медалью «За отличную службу по охране общественного порядка».

Случалось, конфликты происходили и в среде железнодорожников. 30 декабря 1980 года в откосе на участке Костюковичи - Сураж обнаружили труп проводницы с огнестрельным ранением. Допросы членов бригады, следственные эксперименты и оперативные материалы указывали, что убийство совершил… начальник поезда. Вину он отрицал. Организовали сплошную отработку всех близлежащих населенных пунктов по ходу движения состава. В итоге вышли на пассажира, видевшего, как подозреваемый держал на руках безжизненное тело подчиненной. Железнодорожник пояснил: просто нес перебравшую спиртного женщину в служебное купе. После очной ставки виновный пошел на сотрудничество со следствием и выдал пистолет. Непосредственное участие в раскрытии преступления принимали заместитель начальника БУТМ полковник милиции Александр Елисеев, сотрудники УР Уголовный розыск Л. Крюк, Ф. Шитик, К. Авдеев, В. Матвеенко.

Продолжали совершенствоваться и методы деятельности службы уголовного розыска. В 1970-е стал широко внедряться принцип линейной специализации: каждый работник повышал знания и навыки в борьбе с определенными видами преступлений (кражами грузов, правонарушениями в отношении иностранных граждан и другими).

В грузовой сфере в то время зафиксирован ряд негативных тенденций. В сравнении с 1969-м произошел рост числа краж на 51%, а раскрываемость составила только 54%. Из-за тотальной загруженности крупные и малые промежуточные станции не успевали оформлять составы и были забиты поездами, а площадки - контейнерами с ценными грузами. Поезда оставлялись на перегонах без охраны, из-за чего участились факты хищений, которые чаще всего совершали жители близлежащих поселений. Аналогичная обстановка складывалась и на сортировочных станциях.
Тогда были приняты меры по усилению защиты грузов.

В конце 1972 года создано 20 совместных оперативных групп из числа сотрудников транспортной милиции и работников
ВОХР, которые предотвратили 129 и раскрыли 21 хищение, задержали 204 мелких расхитителя и около 20 тысяч нарушителей действующих правил.

Были выявлены случаи совершения краж грузов организованными группами из числа железнодорожников. К примеру, на Полоцком железнодорожном узле орудовали три человека, сбывавшие похищенное через заведующего магазином и продавца ОРСа. Их бурную деятельность прекратили следователь Андрей Прикота, оперативники Степан Гетманчук и Александр Черныш.

Экономическое развитие страны сопровождалось вовлечением в оборот огромных финансовых вложений, движением значительных материальных ценностей. Число фактов спекуляции, отмеченных в 1979 году, в сравнении с 1970-м увеличилось втрое, взяточничества - в пять раз. Активно велась борьба с хищениями, совершенными путем присвоения, растраты и злоупотребления служебным положением.

Стали чаще пропадать ценные вещи из посылок, проходивших сортировку в Минском отделении перевозки почты. При проверке в 1970 году обнаружено вскрытие посылок-ловушек, а на руках и одежде работников, занимавшихся их обработкой, - следы красителя. К уголовной ответственности привлечены 16 человек, совершивших около 200 хищений. Расследование по делу проводил начальник следственного отделения ЛОМа на станции Минск Владимир Здоровиков, а оперативное сопровождение - начальник ОБХСС Н. Сотников.

С участием инспектора ОБХСС ЛОМа на станции Могилев Г. Молодцова разоблачена не одна преступная группа, в том числе 16 работников ОРСа, совершивших крупное хищение государственных средств.

У виновных изъяты наличность и ценности на сумму более десяти тысяч рублей, чем полностью возмещен причиненный ущерб.

Навыки обеспечения общественного порядка и безопасности на массовых мероприятиях белорусская транспортная милиция приобретала при подготовке и проведении Всемирного фестиваля молодежи и студентов, Спартакиады народов СССР. И все же главным экзаменом для ее профессионализма стала Олимпиада-1980, прошедшая в Москве. В Минске состоялись игры группового турнира по футболу и один из четверть-финальных матчей.

Для перевозки участников и гостей задействовалась Белорусская железная дорога, аэропорты Минск-1 и Минск-2. Все было подготовлено для беспрепятственного проезда по участку железной дороги Брест - Минск - Орша - Красное в Москву из стран Западной Европы около 29 тысяч участников, официальных лиц, журналистов и болельщиков. В белорусскую столицу на поездах и самолетах должны были прибыть примерно восемь тысяч иностранных и 15 тысяч советских туристов, и это не считая участников Игр, должностных лиц и журналистов.

Объем перевозок возрос уже за два дня до старта первенства. Охрану общественного порядка на объектах, личную и имущественную безопасность обеспечивали 600 сотрудников транспортной милиции и 180 дружинников. Составы от Бреста до Москвы сопровождались усиленными оперативными группами.

Закрытие Олимпиады состоялось 3 августа, но для транспортников активная фаза продолжалась вплоть до 12 числа, когда трансфер участников и гостей масштабного состязания был полностью завершен и все вернулось к привычному ритму. Многие сотрудники транспортной милиции были поощрены руководством МВД СССР и БССР.

В 1980 году приказом МВД СССР установлена единая система органов внутренних дел на транспорте. Управления транспортной милиции преобразовали в УВДТ, а линейные органы - в ОВДТ. Были созданы и новые службы: по борьбе с преступными посягательствами на грузы (БППГ) и госпожнадзор.

В 1983 году ЦК КПСС принял специальное постановление «О мерах по укреплению органов внутренних дел кадрами». Коллективы предприятий (в основном железнодорожных) направляли в транспортную милицию своих лучших представителей. Кандидатов обсуждали на партийных, комсомольских, профсоюзных собраниях, а через некоторое время они отчитывались перед рекомендовавшими о своей деятельности.

Большую помощь в становлении новичков оказывали опытные сотрудники. Те, кто прошел школу старшины милиции Михаила Трофимова - отличника милиции из Кричевского линпункта, имевшего стаж более 25 лет, - вспоминают доброжелательность наставника, его умение на деле в конкретной служебной ситуации показать, как следует поступить, что необходимо сделать для предотвращения или пресечения правонарушения.

Особая роль в работе с кадрами отводилась политаппаратам, непосредственно участвовавшим в подборе, расстановке, обучении и аттестации сотрудников. Они привлекали руководителей органов и подразделений к воспитательной работе с подчиненными, поддерживали в коллективе атмосферу высокой организованности, нетерпимости к фактам нарушения законности и дисциплины.

Для профессиональной подготовки кадров в управлении и ЛОВД на станциях Витебск, Гомель, Гродно создали учебные классы, а во всех остальных линейных отделах - уголки криминалистики. Чаще стали практиковать разбор конкретных уголовных и оперативных дел, проведение семинаров, учений и тренировок с использованием технических средств.
Эти и другие меры постепенно начали давать результат. Некомплект на 1 января 1990 года составлял менее одного процента штата. Резко сократилось количество нарушений дисциплины. Улучшились результаты служебной деятельности транспортной милиции.

Подразделения наружной службы вступили в 1980-е с позитивными показателями. Был усовершенствован подход к охране общественного порядка, целенаправленно велась борьба с хулиганством, преступностью, пьянством.

Особый размах профилактика последнего получила после старта в мае 1985 года известной антиалкогольной кампании. Мероприятия проводились в тесном взаимодействии с транспортными трудовыми коллективами, наркологической службой, группами по контролю за соблюдением антиалкогольного законодательства, районными комиссиями по борьбе с пьянством, а также с ДНД и товарищескими судами. Работа осуществлялась в двух направлениях: своевременное изъятие лиц в пьяном состоянии с объектов транспорта и привлечение их к ответственности, а также проведение широкой кампании против пагубных привычек в трудовых коллективах транспортников и среди пассажиров.

Основное внимание сосредоточивалось на предупреждении. В 1986-м милиционеры 1964 раза выступили в трудовых коллективах с информацией о конкретных фактах правонарушений, совершенных работниками транспорта. За неоднократное пренебрежение правилами поведения 631 гражданину объявили официальное предостережение, девять задержанных за бродяжничество через наркологическую службу направили на лечение, 419 материалов в отношении задержанных за пьянство передали на рассмотрение товарищеских судов - соответствующее сообщение поступало по месту работы или учебы нарушителя.

Это способствовало укреплению правопорядка на транспорте. Количество выявленных любителей выпить неуклонно уменьшалось - с 21,5 тысячи человек в 1980-м до восьми тысяч в 1990-м. За десятилетие почти в два раза сократилось число наказанных за мелкое хулиганство. В 1990-м пьяные совершили 23% преступлений (в 1980-м - 27%).

Значительное место в работе наружной службы занимали профилактика нарушения правил безопасности и предупреждение несчастных случаев с людьми. В 1970 - 1990-е в среднем в год регистрировалось 300 - 400 подобных происшествий, 242 из которых в 1990-м закончились гибелью. Большую опасность для движущихся поездов представляли неохраняемые переезды, где нередки были ДТП с участием автотракторной техники.
Помимо стандартных рейдов активно задействовали радиогазеты. Сообщения-пятиминутки с конкретными примерами оказывали серьезное профилактическое воздействие.

К сожалению, имели место аварии и крушения поездов в результате неисправности, невнимательности и ошибок работников служб движения, пути и связи. Трагедия произошла 2 мая 1977 года на остановочном пункте Крыжовка. По техническим причинам отправление электрички задержали. Машинист идущего за ней пассажирского поезда «Гродно - Орша» не обратил внимания на горящий красным семафор, указывающий на занятость пути. Составы столкнулись. 12 пассажиров погибли и семеро получили тяжкие повреждения.

28 апреля 1986 года транспортная милиция перешла на усиленный режим несения службы. Сотрудники были задействованы на станциях Хойники, Аврамовская и Василевичи, где перегружались на автотранспорт материалы для восстановительных работ в 30-километровой зоне отчуждения Чернобыльской АЭС .

На поездах и самолетах резко возросли перевозки: в пораженный радиацией регион спешили пожарные, представители научных учреждений, квалифицированные строители, монтажники. Начался хаотичный выезд жителей. Организацию общественного порядка, личную и имущественную безопасность граждан при эвакуации обеспечивали заместитель начальника БУВДТ Владимир Филимоненко и начальник ЛОВД на станции Гомель Василий Дятел во взаимодействии со штабами отделения дороги и облисполкома. Всего за 1986 год из зоны заражения было перевезено более 175 тысяч человек.

В это время участились преступные посягате-льства на грузы. Несмотря на предпринимаемые профилактические меры, в 1979-м их зарегистрировали 125, а в 1982-м - уже 307.

Резонанс вызвало хищение на Гомельском узле. В ходе его расследования арестованы 55 работников железной дороги, в том числе 30 стрелков ВОХРа, совершивших в конце 1980 годов более 200 краж из подвижного состава. Чего только они не воровали! 247 мужских брюк, 240 пьезозажигалок, 225 комплектов портьер, 170 столовых комплектов, около 40 женских курток и пальто, больше сотни детских джемперов, 34 электромиксера, пять комплектов цветомузыкальных установок, 60 концертных микрофонов, запчасти к автомобилям, рулоны ткани и меха, дефицитную бытовую технику, сотни литров спиртных напитков. Для вывоза похищенного использовали авто и даже маневровый тепловоз.

Но самой острой была проблема обеспечения сохранности автотракторной техники, которую транспортировали в открытом подвижном составе. Беларусь являлась крупнейшим ее производителем, а также транзитной страной, что обусловливало значительный объем перевозок. В июле 1980-го газета «Правда» привела удручающие цифры: за предыдущий год на железнодорожном транспорте разукомплектовали 13 тысяч автомашин, 11 тысяч комбайнов, 12 тысяч тракторов, много другой техники. С машин были сняты аккумуляторы, электрооборудование, инструменты. Влияние на ситуацию оказывалось выставлением оперативных заслонов на станциях Гомель и Орша. Широко практиковалось проведение операций по задержанию расхитителей с поличным. Позже удалось добиться перевозки отдельных образцов и запасных частей в крытых вагонах и контейнерах, что обеспечивало их сохранность. Эти меры позволяли в целом контролировать обстановку.

В 1980-е службу по борьбе с преступными посягательствами на грузы возглавляли полковники милиции Владимир Филимоненко и Виктор Бортник.

В. Филимоненко за 33 года прошел путь от оперативника БХСС в столичном линотделе до заместителя начальника УВДТ - куратора служб криминального блока. Получив в Академии МВД СССР специальность организатора управления в сфере правопорядка, внес весомый вклад в совершенствование деятельности оперативных служб. Его отличали стремление к новаторству, инициатива и исполнительность. Награжден Почетной грамотой Верховного Совета БССР, знаками «Заслуженный работник МВД», «Почетному железнодорожнику».

Полковник милиции В. Бортник 33-летнюю службу в транспортной милиции начинал милиционером в ЛОМ на станции Гомель. Мастерство оперативника оттачивал в борьбе с замаскированными хищениями экспортно-импортных грузов на крупнейшей перевалочной станции Брест-Северный. Наиболее полно реализовал себя в должности начальника отдела по борьбе с преступными посягательствами на грузы в управлении. При его участии вскрыт ряд серийных хищений. Много внимания Виктор Тимофеевич уделял соблюдению подчиненными законности и дисциплины. Награжден знаком «Почетному железнодорожнику».

С ростом числа преступных посягательств на грузы остро встала необходимость организации их централизованного учета. С участием ГУВДТ МВД СССР создали автоматизированную информационно-поисковую систему (АИПС).

В середине 1980-х участились факты разоборудования подростками средств сигнализации и связи. Добычу они использовали для обустройства цветомузыки на дискотеках, главным образом сельских. Исправлять такое положение дел были призваны инспекторы ИДН и сотрудники уголовного розыска.

Возглавлял уголовный розыск полковник милиции Владимир Здоровиков - профессионал высокого уровня, руководитель с большим опытом организации борьбы с преступностью в условиях транспортных систем.

Аппараты БХСС наращивали усилия в пресечении хищений горюче-смазочных материалов.

Получил распространение вывоз - порой полулегальный - необходимых для республики товаров в другие регионы. На искоренение явления был направлен Закон «О временных мерах по защите потребительского рынка Белорусской ССР»

1990 года. Контроль за его исполнением осуществляли аппараты БХСС. Одним из заметных результатов стало пресечение в аэропорту Минск-2 попытки неправомерного вывоза в Армению кожсырья на миллион рублей.

Напряженно трудились представители следствия. Одним из лучших следователей транспортной милиции считается Виктор Листопадов, отдавший службе более 30 лет. Трудоголик, до фанатизма влюбленный в работу, он, по скромным подсчетам, полтора десятилетия провел в командировках, побывав во всех регионах СССР. Кстати, Виктор Анисимович получил звание полковника - на ступень выше, чем было предусмотрено по должности.

Курс на развитие и техническое перевооружение экспертно-криминалистического подразделения продолжил подполковник милиции Георгий Абабурко. В 1983-м служба получила штатное подкрепление: во всех линотделах введены должности экспертов, что положительно сказалось на результатах раскрытия и расследования преступлений. 

После обретения независимости в Беларуси задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности на железной дороге и в аэропортах были возложены на УВДТ МВД. В его структуру входили десять отделов, девять отделений и 57 линейных пунктов.

В 1997-м в УВДТ создали отделение по незаконному обороту наркотиков, которое в 2001-м преобразовали в отдел нравов и незаконного оборота наркотиков.

Социально-экономические условия начала 1990-х привели к массовому оттоку милицейских кадров. Последующее омоложение личного состава, в том числе подразделений транспортной милиции, потребовало создания при УВДТ учебного пункта первоначальной подготовки, где проходили трехмесячное обучение принятые на службу лица из числа младшего начальствующего и офицерского состава, окончившие гражданские вузы. Преподавателями были назначены сотрудники и руководители служб аппарата управления. Раз в год приказами начальника управления определялись лучшие по профессии милиционеры и наставники. Они награждались денежными премиями, их фотографии вывешивались на специальном стенде в УВДТ.

Тогда же получила развитие практика привлечения к охране общественного порядка военнослужащих внутренних войск МВД. В соответствии с совместным приказом УВДТ и Корпуса охраны общественного порядка ежесуточно задействовали в среднем 70 представителей десяти войсковых частей.
Центр управления всеми силами и средствами - оперативно-дежурная служба - в
1999 году была выведена из состава штаба и переподчинена милиции общественной безопасности. Существенный вклад в ее работу вносила действующая с того же времени система «ФР-Оповещение»: она позволяла круглосуточно отслеживать передвижения граждан по железным дорогам, а с 2010-го - и по авиалиниям. За период ее использования задержаны более десяти тысяч лиц, разыскиваемых органами внутренних дел Беларуси и стран СНГ.
В жизни каждого поколения были, есть и будут свои герои. 14 марта 1996 года милиционеры взвода ППСМ Патрульно-постовая служба милиции, охранявшие общественный порядок на станции Орша-Центральная, обратили внимание на двух суетившихся возле ячейки камеры хранения мужчин и доставили их в ОДС Оперативно дежурная служба. Там при досмотре один из задержанных внезапно открыл стрельбу из пистолета, ранив в живот старшину милиции Геннадия Кармазинова. Преступник, лежа на полу, достал гранату и, угрожая взрывом, потребовал освободить его. В это время подельник направил пистолет на старшего инспектора-дежурного капитана милиции Михаила Демьянова. Офицер и сержант милиции Сергей Пашкевич открыли огонь на поражение. Злоумышленники, отстреливаясь, стали убегать, бросив боевую гранату Ф-1. Демьянов, спасая жизни товарищей, накрыл
боеприпас своим телом. Тяжелые ранения получили находившиеся рядом С. Пашкевич и старший лейтенант милиции Александр Переходченко. Указом Президента за мужество и проявленный героизм капитан милиции Михаил Демьянов награжден орденом Отечества
ІІІ степени (посмертно).
Одним из наиболее эффективных направлений деятельности ППСМ Патрульно-постовая служба милиции по обеспечению надлежащего правопорядка в поездах является организация их сопровождения. На основании анализа криминогенной обстановки в пригородных и пассажирских поездах была утверждена единая дислокация нарядов милиции УВДТ по сопровождению поездов. Ежегодно сотрудники, военнослужащие внутренних войск, члены добровольных дружин присутствовали в более чем 50 тысячах пассажирских и пригородных составах.
Значительные силы привлекались в дни проведения футбольных и хоккейных
матчей, международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске», фестиваля-ярмарки тружеников села «Дажынкі» и других массовых мероприятий.
Четверть века обеспечивала организацию работы инспекций по делам несовершеннолетних на транспорте старший инспектор подполковник милиции Галина Радкевич. Она проявила себя профессионалом высокого класса, инициативным и ответственным человеком, воспитала достойных преемников, которые впоследствии стали руководителями подразделений ИДН.
Пик уровня преступности по линии уголовного розыска пришелся на 1995 год. Тогда было зарегистрировано 2143 преступления - на 30% больше, чем в 1990-м. В два раза увеличилось количество убийств и разбойных нападений, на 77,1% - грабежей. Значительно возросло число нарушений закона, совершаемых с применением оружия. Единичные проявления сменились деяниями организованного характера.
В сентябре 1995 года в поезде «Минск - Брест» во время ссоры двое затеяли стрельбу - убили пассажира и ранили второго. Сотрудники Барановичского ОВДТ быстро задержали мужчин. Во время расследования установили, что один из преступников создал вооруженную банду, совершившую ряд тяжких злодеяний. Ее члены были приговорены к длительным срокам лишения свободы, а главарь - к исключительной мере наказания.
В 1990-е почти половину нарушений закона по линии уголовного розыска составляли посягательства на грузы, в том числе совершенные организованными преступными группами. Благодаря профессионально грамотным действиям транспортников большинство злодеяний были раскрыты.
Все ступени служебной лестницы в транспортной милиции прошел полковник милиции Василий Пулинович. Он зарекомендовал себя волевым, инициативным, ответственным за порученное дело сотрудником, опытным руководителем и умелым координатором. Василий Петрович вникал в суть вопросов и проблем, стоящих перед личным составом КМ Криминальная милиция, и успешно их решал.
Подразделение по борьбе с преступными посягательствами на грузы возглавляли полковник милиции Алексей Мирончик, подполковники милиции Сергей Смургович, Петр Бондарович. Более 30 лет посвятил транспортной милиции А. Мирончик, пройдя путь от милиционера до начальника отдела. На всех участках работы он демонстрировал вдумчивость, кропотливость, профессионализм, грамотность и исключительную ответственность. Под умелым руководством и с личным участием С. Смурговича и П. Бондаровича было раскрыто немало хищений грузов, в том числе совершенных организованными группами.


Со второй половины 1990-х железную дорогу буквально захлестнули хищения цветных металлов: разукомплектовывали подвижной состав, снимали средства сигнализации и связи, что нередко угрожало безопасности движения. Эта проблема на протяжении нескольких лет была одной из наиболее острых. В результате принятых руководством Белорусской железной дороги и УВДТ профилактических мер количество подобных деяний удалось значительно сократить.

Получил распространение новый вид преступлений - телефонный терроризм. Им главным образом занимались несовершеннолетние. В последние годы благодаря внедрению звукозаписывающей аппаратуры и проведению предупредительных мероприятий число инцидентов значительно уменьшилось.

Тенденция к снижению уровня преступности по линии уголовного розыска наметилась в 2005 году, и за последующие пять лет он опустился вдвое. Доля краж превышала 65%.

В свое время у руля управления угро стоял опытный профессионал полковник милиции Дмитрий Кучук, за плечами которого три десятка лет оперативной работы. От милиционера до заместителя начальника управления уголовного розыска прошел 30-летний путь в транспортной милиции полковник милиции Александр Минько, впоследствии возглавивший Минский ОВДТ.

Высоких результатов в раскрытии преступлений добивались сотрудники отделений уголовного розыска под руководством Алексея Довженюка (Брест), Андрея Анищенко (Гомель), Олега Станулевича (Гродно), Вадима Ермаченко (Могилев).

С созданием в УВДТ подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков количество выявленных на объектах транспорта преступлений в этой сфере резко возросло: в 1997-м их число в сравнении с предыдущим годом увеличилось почти в четыре раза. И если в 1990-х изымалась лишь маковая соломка, то в 2000-е - героин, амфетамин, метамфетамин, метадон.

Новым и особо опасным видом преступлений стала торговля людьми - современная форма рабства. Она подразумевает разные формы принуждения - от труда до занятия проституцией, в том числе несовершеннолетних. Ежегодно регистрировалось более десятка таких фактов.

С развитием рыночных отношений, образованием субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности борьба со злодеяниями в экономической сфере вошла в число приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности.

В 1998-м одна из коммерческих фирм Клайпеды в сговоре с акционерным обществом из Санкт-Петербурга намеревалась осуществить преступную сделку. Сотрудники Молодечненского ОВДТ установили: вместо насосов, о которых шла речь в товарных накладных, в вагонах оказались 150 бочек со спиртом и 42 тысячи банок импортного пива. Контрабандный груз стоимостью свыше 100 тысяч долларов был конфискован в доход государства.

В 1990-х на объектах транспорта ежегодно регистрировалось более 100 фактов сбыта фальшивых денег, в 2000-х - уже наполовину меньше.

Среди лучших в 1990-е числились отделения БЭП под началом подполковника милиции Александра Параскевича (Гомельский ОВДТ) и майора милиции Александра Тихонкова (Витебский ОВДТ).

В 1992 году экспертно-криминалистическое отделение УВДТ было преобразовано в отдел, который возглавил подполковник милиции Юрий Любимов. По его инициативе для активизации борьбы с преступностью реализована программа структурной перестройки службы и ее технологического перевооружения современной оперативной и криминалистической техникой.

Спустя год при УВДТ создали экспертно-криминалистическую лабораторию, что позволило маневрировать силами и средствами при выездах на места происшествий, внедрять современные методы исследования вещественных доказательств, расширить круг исследуемых объектов, глубину познания их свойств.

Экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) появился в 1998-м. Его начальник подполковник милиции Михаил Чембрович инициировал закупку автоматизированной системы идентификации «Портрет-2005», сочетавшей возможности видеоучетов и субъективных изображений в раскрытии преступлений и розыске преступников. ЭКЦ стал первым в республике подразделением, которое использовало программу в повседневной деятельности.

Автоматика успешно прошла апробацию и была рекомендована для дальнейшего распространения в экспертных службах МВД.

В центре начала функционировать химическая лаборатория для проведения специальных исследований наркотических средств и психотропных веществ, большой вклад в развитие которой внес подполковник милиции Михаил Тиво.

В 2008 году установили рабочее место автоматической дактилоскопической идентификационной системы «Дакто-2000», хранящей все дактилокарты судимых лиц и лиц оперативного учета. Введен в эксплуатацию и дактилоскопический сканер «Регула 7102», что позволило оперативно проводить проверку следов рук, изымаемых с мест происшествий, а также идентифицировать неопознанные трупы.

Среди лидеров в органах внутренних дел на транспорте - старшие эксперты майоры милиции Александр Ребенок (Гомельский ОВДТ), Дмитрий Заровский (Могилевский ОВДТ), Илья Смольский (Полоцкий ОВДТ), Андрей Шарлай (Барановичский ОВДТ).

В 1990-е в производстве у следственного аппарата УВДТ преобладали уголовные дела о кражах, грабежах, разбоях и хулиганствах. Были изобличены участники преступных групп, совершивших кражи грузов из подвижного состава. В феврале 1992 года возбуждено уголовное дело по факту хищения на станции Минск-Сортировочный. Расследование проводили старшие следователи Сергей Разумов и Виктор Воронкович. Совместно с оперативными службами выявлено 226 злодеяний, большинство из которых совершили железнодорожники.

В производстве у следователей ежегодно находилось свыше 100 уголовных дел по фактам нарушения порядка осуществления предпринимательской деятельности. В 2001 году старший следователь по особо важным делам Валерий Баешко проводил расследование в отношении членов организованной преступной группы, которые, закупая в России запрещенный хладон-12 и реализуя его в Беларуси, получили доход в 785 миллионов рублей. К уголовной ответственности привлечены шесть обвиняемых, изъято более трех тонн вещества. Материалы уголовного дела составили 45 томов.

В 2004 году в связи с реорганизацией следственного аппарата в его состав вошла специализированная служба дознания. Это позволило органам, ведущим оперативно-разыскную деятельность, и иным службам сконцентрировать усилия на исполнении прямых обязанностей, а следственным подразделениям - на расследовании тяжких и особо тяжких преступлений. В итоге снизился удельный вес уголовных дел, возвращенных на дополнительное расследование или приостановленных в связи с розыском подозреваемых, увеличилось возмещение ущерба.

Жизнь борьбе с преступностью на транспорте посвятил полковник милиции Сергей Разумов - заместитель начальника следственного управления, начальник отдела по расследованию преступлений в сфере организованной преступности и коррупции. Ему были присущи высокий профессионализм, честность и порядочность, преданность интересам дела.

В 1993-м в УВДТ был создан узел оперативной связи. Через четыре года его преобразовали в центр связи и автоматизации, а в 2001-м реформировали в отделение связи и автоматизации. Введены в эксплуатацию республиканские автоматизированные системы «Нравы», «Наркотики», «Розыск», «Фальшиво-монетничество», «ФР-Оповещение», «Единая государственная система регистрации и учета правонарушений». В ОДС Оперативно дежурная служба установлена аппаратура записи речи с функцией определителя номера абонента и оповещения личного состава для сбора в ОВДТ и персонального вызова. Органы внутренних дел на транспорте оснастили вычислительной техникой, средствами видеонаблюдения, пультами оперативной связи, радиостанциями.

Весомый вклад в укрепление правопорядка внесли руководители отделов и отделений внутренних дел на транспорте.
Легендой транспортной милиции стал полковник милиции Григорий Змитрович, 22 года возглавлявший ЛОМ на станции Брест. Значительные объемы въездного туризма, переработки экспортно-импортных грузов и контрабандных сделок постоянно формировали сложную оперативную обстановку. Обеспечение безопасного следования государственных и политических деятелей также требовало больших организационных усилий. В этих сложных условиях Григорий Михайлович проявил себя компетентным руководителем, умеющим четко определить приоритеты, направить вверенный ему коллектив на успешное выполнение служебных задач. Целая плеяда руководителей милиции и отраслевых служб училась у него профессионализму. За заслуги в борьбе с преступностью Григорий Михайлович удостоен ордена «Знак Почета», а также высшей ведомственной награды МВД СССР - знака «Заслуженный работник МВД».

Два десятилетия бессменно возглавлял осиповичскую транспортную милицию полковник милиции Михаил Титов. По результатам служебной деятельности его подразделение не раз занимало призовые места в УВДТ. Он воспитал много достойных сотрудников, которые впоследствии стали у руля разных служб и подразделений. Неоднократно поощрялся руководством управления и МВД.

Почти столько же руководил отделом милиции на станции Гомель участник Великой Отечественной войны полковник милиции Василий Головачёв, бывший вначале заместителем начальника, а затем и главой линотдела. Василий Ефремович - профессионал, мастер своего дела и талантливый организатор - за образцовое выполнение служебного долга и заслуги в охране общественного порядка награжден многими государственными и ведомственными наградами.
Полковник милиции Степан Федорчук трудился в должности руководителя отдела на станции Могилев 16 лет. Подразделение неоднократно признавалось лучшим, дважды занесено в Книгу почета МВД БССР. Степан Михайлович отмечен специальными званиями «Заслуженный юрист БССР», «Заслуженный работник МВД СССР», награжден орденом «Знак Почета».

Полтора десятилетия возглавлял коллектив отдела на станции Витебск подполковник милиции Владимир Шнеев, помогал сотрудникам подразделения добиваться заметных результатов в оперативно-служебной деятельности. Линотдел неоднократно удостаивался переходящего Красного знамени белорусского УТМ, а Владимир Ильич получил знак «Заслуженный работник МВД СССР».

Профессионализмом и исключительной преданностью делу запомнился полковник милиции Георгий Потатурко. Честный, порядочный и скромный, он снискал уважение подчиненных. Находящийся под его опекой линотдел на станции Минск занесен в Книгу почета МВД БССР. За заслуги в деле руководства отделом Георгий Федосович был награжден орденом «Знак Почета», нагрудным знаком «Заслуженный работник МВД СССР».

12 из более 30 посвященных транспортной милиции лет подполковник милиции Леонид Михайленко управлял отделом на станции Барановичи. Многое сделал по благоустройству здания отдела и прилегающей территории. Леонид Демидович награжден медалью «За отличную службу по охране общественного порядка», знаком «Заслуженный работник МВД», отмечен другими поощрениями.

Участник Великой Отечественной войны отличник милиции майор милиции Яков Смолкин отдал службе в транспортной милиции более 30 лет, из них 20 - руководству линотделением (пунктом) на станции Калинковичи. Он участвовал в раскрытии десятков тяжких злодеяний, задержании многих опасных преступников. Яков Евсеевич вырастил плеяду молодых специалистов, сумел передать им высочайшие чувства ответственности и долга.

Отделение милиции на станции Полоцк на протяжении 11 лет находилось под непрестанным надзором майора милиции Ивана Сударикова. Он сумел объединить и направить коллектив на выполнение поставленных задач, в результате чего стала давать свои плоды профилактическая работа, в зоне обслуживания подразделения снизился уровень преступности, укрепилась дисциплина среди сотрудников. Труд Ивана Савельевича был высоко оценен орденом «Знак Почета».

Более четверти века посвятил работе в транспортной милиции подполковник милиции Николай Полещук, из них 17 лет возглавлял линотделение на станции Гродно. Николая Николаевича отличали высокий профессионализм, требовательность к себе и подчиненным, забота об их жилищно-бытовых условиях.

В становление и развитие транспортной милиции свой вклад в разные годы внесли ее руководители Анатолий Баканович (1954 - 1958), Василий Шкундич (1959 - 1960), Николай Стихарев (1960 - 1962), Николай Судиловский (1963 - 1966), Виктор Данилов (1966 - 1970), Михаил Федотов (1970 - 1984), Анатолий Матвеенко (1984 - 1987), Николай Чергинец (1987 - 1993), Валерий Козлов (1993 - 1994), Юрий Радюкевич (1994 - 1999), Василий Ермоленко (1999 - 2004), Андрей Прикота (2004 - 2005), Вячеслав Евстафьев (2007 - 2011), Иван Подгурский (2011 - 2013).

А. Баканович стоял у истоков формирования единой системы транспортной милиции, многое сделал для организации ее функционирования. Под руководством М. Федотова произошли масштабные структурные изменения: созданы подразделения милиции на воздушном транспорте, отдел транспортной милиции преобразован в управление, а отделения в службах - в отделы. Н. Чергинец немало усилий приложил к эффективному решению правоохранительных задач на объектах транспорта в новых политических условиях, при спаде социально-экономического развития, резком усилении криминализации общества. Много внимания уделял социально-бытовой защищенности подчиненных.

Для многих сотрудников транспортная милиция стала трамплином в дальнейшей карьере. Ее школу прошли В. Шкундич, Ю. Радюкевич, впоследствии ставшие заместителями Министра внутренних дел, И. Подгурский, ныне первый заместитель главы ведомства, Н. Стихарев, Н. Судиловский и Алексей Клещёнок возглавляли УВД Могилевской, Гродненской и Витебской областей соответственно, Игорь Евсеев - УВД северного региона и Минщины.

Из рядов транспортной милиции появилась плеяда ученых - доктора юридических наук Валерий Круглов, Геннадий Мухин, кандидаты юридических наук Владимир Бачила (ныне - начальник Академии МВД), Владимир Мицкевич, Евгений Котов, Дмитрий Стрельский, Сулейман Мукашёв.

Николай ВЕРХОВ.