www.mvd.gov.by

Служим Закону, Народу, Отчизне!

220030, Минск
ул. Городской Вал, 4

Круглосуточный
единый номер: 102

Государственная автоинспекция

Гражданство и миграция

Административные процедуры

Учебные заведения

Главное управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми

Главное управление охраны правопорядка и профилактики

История

Создание и развитие службы участковых инспекторов милиции Беларуси 

Служба участковых инспекторов милиции имеет богатую историю. На протяжении длительного пути развития институт участковых инспекторов видоизменялся и совершенствовался. Существовал он в различных условиях и разнообразных организационных формах, занимая важное место в системе органов внутренних дел.

Еще во времена Великого Княжества Литовского, в состав которого входили земли современной Беларуси, для поддержания общественного спокойствия и порядка формируется и начинает действовать система личной ответственности лиц, близких к главе государства, которым поручаются функции поддержания общественного порядка. Функции эти не были сосредоточены в едином государственном органе, а распределялись среди ряда должностных лиц. Они были довольно сложными и реализовывались на уровне воеводств – воеводами, в поветах – поветовыми старостами. Поддержание порядка и управление делами на местах поручалось сельским старостам, волостным старшинам, сотским и десятским (выборным лицам от крестьян, исполнявшим административные полицейские функции и поддерживающим порядок в деревне).

На протяжении XVI века в Великом Княжестве Литовском был оформлен институт поветовых возных, исполнявших специализированные функции судебных приставов. Они же, кроме того, осуществляли полицейские и нотариальные действия.

В Российском государстве, инкорпорировавшим в результате трех разделов Речи Посполитой земли Беларуси, полицейская система, в том числе деятельность по поддержанию порядка, также постоянно совершенствовалась.

В восемнадцатом веке, в период царствования Екатерины II, в России стала складываться система местных органов полиции, чему немало способствовало восстание Емельяна Пугачева, вскрывшее все слабые места административных органов, в том числе отсутствие полиции в провинции.

7 ноября 1775 года издается «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи», положившее начало деятельности так называемых земских судов, на которые возлагалась обязанность следить в уездах за порядком и исполнением законов, а в случае выявления нарушений нижний земский суд имел право применять меры принуждения.

Таким образом, впервые появились полицейские аппараты, отвечающие за законность и порядок на вверенной территории, т.е. фактически была создана сельская полиция.

Во главе нижнего земского суда стоял земский исправник (либо капитан-исправник), который в том числе отвечал «за добронравие и порядочное житие» всех людей в уезде».

В состав нижнего земского суда входили два-три заседателя. В подчинении суда находились сотские и десятские, назначаемые из числа крестьян. При этом служащие земского суда не только отвечали за порядок в уезде, но и проводили предварительное следствие по уголовным делам, исполняли распоряжения губернского начальства.

С развитием промышленности и урбанизации Российской империи возникла необходимость реорганизации полицейского аппарата в городах.

В 1782 году издается «Устав благочиния», согласно которому территории городов делились на административно-полицейские части (по 200-700 дворов), а те, в свою очередь, – на кварталы (по 50-100 дворов). Соответственно в штаты городской полиции вводились должности квартальных надзирателей, которые подчинялись частным приставам, а в их подчинении находились квартальные поручики и ночные сторожа.

Именно квартальный надзиратель выполнял функции современного участкового инспектора. Он обеспечивал порядок в определенном квартале, реализовывал распоряжения управы благочиния и подчинялся по службе частному приставу.

В то же время, несмотря на то, что полиция всегда являлась неотъемлемой частью государства, централизация ее управления началась только в 1802 году, когда было создано Министерство внутренних дел и издан Указ «О средствах к исправлению полиции в городах», определивший устройство и функции городских полицейских учреждений начала ХIХ века.

Очередным шагом в развитии службы участковых инспекторов милиции можно считать утвержденное императором Николаем I в июне 1837 года новое Положение о земской полиции, подготовленное Министром внутренних дел, графом Д.Н.Блудовым. В соответствии с нормами данного положения все уезды разделялись на участки-станы, в которые определялись участковые заседатели (становые приставы) на правах заседателей нижних земских судов. Становой пристав назначался губернатором из числа кандидатов, предлагаемых уездным дворянским собранием, и имел в своем распоряжении рассыльных, сотских и десятских, что значительно увеличивало число полицейских и укрепляло полицию в целом. Становой пристав должен был постоянно жить на своем участке, для чего ему предоставлялась возможность и средства на приобретение дома. Еженедельно (помимо экстренных случаев) он должен был являться на квартиру к отставному приставу и сообщать ему обо всех происшествиях, происходивших в их селе или деревне.

Таким образом, становой пристав – это был фактически сельский участковый, преимущественно, выходец из местных дворян с недвижимой собственностью в его стане.

Падение крепостного права в 1861 году привело не только к укреплению сельской, уездной полиции, но и реформировало полицию городов России, значительно укрепив ее штатами. Квартальных надзирателей городов заменили околоточные надзиратели, которые отвечали за свои околотки (околоток – низшая административно-полицейская единица в крупных городах) и были наделены функциями весьма похожими на функции участковых инспекторов сегодня.

К примеру, Инструкция околоточных надзирателей 1867 года предписывала последним осуществлять «надзор за соблюдением в пределах вверенного им околотка правил относительного общественного благоустройства и благочиния, обязанность предупреждать и оста¬навливать нарушителей этих правил, водворять порядок и право, в случае неисполнения их законных требований составлять о том протоколы».

Околоточные надзиратели, так же как и современные участковые инспекторы милиции при наличии заявлений о совершенном преступлении, а также иных поводах подозревать о его совершении обязаны были приступать к производству дознаний, имели право лично задерживать подозреваемых в совершении преступления или проступка, в том числе при необходимости входить в чье-либо жилище или квартиру, если там скрылся преступник.

Помимо этого в функции околоточных надзирателей входили:

  • надзор за соблюдением порядка, чистоты, тишины и безопасности на улицах;

  • пресечение нарушений общественного спокойствия и благочиния;

  • присутствие при всех собраниях народа на улицах и площадях;

  • наблюдение за деятельностью питейных и трактирных заведений и других публичных мест, а также порядком торговли;

  • при получении известия о происшедшем преступлении, беспорядке или несчастном случае, немедленное выбытие на место происшествия, восстановление порядка и спокойствия, задержание виновных и оказание защиты и помощи и т.д.

Околоточным надзирателям также вменялось в обязанность осуществлять внутренний надзор за населением, что и определялось соответствующими пунктами Инструкции.

Такое подробное изложение Инструкции наглядно демонстрирует, что установленные ею обязанности околоточных надзирателей довольно схожи с обязанностями участковых инспекторов милиции, несмотря на разницу исторических эпох.

В результате реформы госучреждений в декабре 1862 года принимаются «Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах губерний, по общему учреждению управляемых». Создаются городские полицейские участки во главе с участковым приставом, которые, в свою очередь, делятся на околотки, в которых службу несут околоточные надзиратели. Околоточный надзиратель находился в непосредственном подчинении участкового пристава и получал от него служебные указания. В свою очередь в распоряжении самого околоточного надзирателя находились городовые – рядовые чины полиции, служащие по вольному найму. Околоточный надзиратель обязан был знать всех жителей околотка, род их занятий, характер поведения. Он должен был оказывать содействие чиновникам сыскной полиции.

В июле 1878 года для обеспечения общего порядка в уездах и волостях в штаты уездных полицейских управ вводится должность полицейского урядника. Урядник постоянно проживал в своем участке и его служебные полномочия распространялись на этот участок, по площади равной, как правило, волости. Он отвечал за поддержание общественного порядка и безопасности, обеспечивал соблюдение санитарных и противопожарных правил в населенных пунктах волости. В случае обнаружения преступления в его обязанности входило, по возможности, задержание преступника, сбор улик, выявление соучастников и свидетелей.

В большинстве своем должность урядника занимали служащие уездной полиции, обладавшие достаточным жизненным и служебным опытом, способные грамотно составлять протоколы, владеющие основами уголовного и административного права, ведущие трезвую жизнь, имеющие устоявшиеся нравственные убеждения.

Полицейский институт околоточных надзирателей и урядников сохранился без видимых изменений до 1917 года.

Временное правительство в феврале 1917 года формально санкционирует ликвидацию полиции и жандармерии, провозгласив их замену народной милицией с выборным начальством, подчиненную органам местного самоуправления. Правовой основой организации и деятельности этого административного органа стало постановление «Об учреждении милиции», принятое в апреле 1917 года. Непосредственное руководство милицией в уездах и городах осуществлялось уездными земскими и городскими управами. Участковый начальник милиции заменил станового пристава. В его подчинении были помощники, заменившие полицейских урядников, а также конные и пешие милиционеры.

При комплектовании милиции временное правительство стремилось сохранить старые квалифицированные полицейские кадры, но сделать это в условиях продолжавшейся мировой войны было крайне сложно. Буржуазная революция, разрушив старую, не успела создать новую эффективную систему административного управления. Процесс этот был прерван событиями октября 1917 года.

И сразу же, 28 октября (10 ноября) 1917 года по поручению Совета Народных Комиссаров наркоматом внутренних дел было издано постановление «О рабочей милиции», которое, однако, не предусматривало конкретных организационных форм ее построения. Функции охраны общественного порядка и защиты государства от контрреволюционных сил были смешаны, что вносило дезорганизацию в деятельность милиции. В этой связи была поставлена задача создания специального аппарата милиции вместо вооруженных формирований рабочих.

12 октября 1918 года народными комиссариатами внутренних дел и юстиции по поручению СНК РСФСР Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика утверждена Инструкция «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции», установившая принципиально новый штат милиции. В соответствии с ее положениями низовым звеном аппарата милиции являлся участок (вскоре был переименован в район), возглавляемый участковым начальником милиции (начальником милицейского района), которому подчинялись старшие милиционеры и милиционеры, обеспечивающие непосредственную охрану общественного порядка на местах. Основная задача этих служащих состояла в профилактике и пресечении преступлений и административных правонарушений. Эта категория сотрудников положила начало службе участковых инспекторов милиции, которые в ноябре 1923 года распоряжением наркомата внутренних дел начали именоваться участковыми надзирателями.

Именно с этого момента начала формироваться служба участковых инспекторов в таком виде, какой она является сейчас, определялись задачи и функциональные обязанности сотрудников.

В ходе дискуссии о структуре участковой службы был признан наиболее приемлемым порядок, при котором управление волостной (районной) милиции находилось в волостном (районном) центре, а милиционеры на своих участках при сельсоветах. Милиционеров, работавших на участках, называли участковыми милиционерами или старшими участковыми милиционерами.

Специальный приказ НКВД от 13 февраля 1930 года № 109 переименовал участковых надзирателей городской милиции и сельских милиционеров райотделений, осуществлявших работу на участках, в участковых инспекторов милиции. Перед участковым ставилась задача по обеспечению порядка и общественной безопасности и борьбе с уголовной преступностью на территории обслуживаемого участка.

В период Великой Отечественной войны на участковых инспекторов возлагалась борьба с дезертирством, мародерством, с паникерами, распространителями всякого рода провокационных слухов и измышлений, очистка городов и оборонно-хозяйственных объектов от преступников.

Кроме того, участковые инспекторы милиции обеспечивали проведение в жизнь приказов и распоряжений военных властей, регламентировавших режим в местностях, объявленных на военном положении. В это время участковые инспекторы милиции получили название участковых уполномоченных.

В 1949 году милиция была передана в ведение Министерства Государственной Безопасности СССР. Служба участковых уполномоченных вошла в состав Управления Милицейской Службы, на которое возлагались охрана общественного порядка и общественной безопасности.

В 1953-1956 годы была осуществлена система мер, направленных на улучшение работы милиции. Создано Министерство внутренних дел СССР, а участковые уполномоченные стали утверждаться на должности в исполкомах и местных Советах.

В начале шестидесятых годов правительством был принят ряд мер, направленных на укрепление взаимодействия органов внутренних дел с общественными формированиями. В этот период начинают активно формироваться народные дружины, опорные пункты милиции, товарищеские суды. Основная тяжесть работы с ними возлагалась на участковых уполномоченных.

Приказом МВД БССР от 16 июня 1969 года создается управление административной службы милиции, а участковые уполномоченные снова стали именоваться участковыми инспекторами милиции. В ноябре 1972 года в ГО-РОВД Районный отдел внутренних дел республики были образованы профилактические службы. В 1974 году профилактическая служба была включена в состав аппаратов уголовного розыска.

27 июня 1983 года приказом МВД БССР «Об упразднении подразделений профилактической службы аппаратов МВД, УВД и укреплении службы участковых инспекторов милиции» предписывалось направить сокращенных сотрудников в территориальные ОВД Органы внутренних дел. Участковые инспекторы стали самостоятельной службой. 18 июля этого же года приказом Министерства в составе ГО-РОВД Районный отдел внутренних дел создаются отделения по организации работы участковых инспекторов милиции.

В ноябре 1983 года вышла «Инструкция по работе участковых инспекторов милиции», где были изложены основные задачи их работы: «обеспечение общественного порядка на обслуживаемой территории; предупреждение и пресечение преступлений, иных правонарушений; выявление и осуществление наблюдения за лицами, от которых можно ожидать совершения преступлений; устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений и других нарушений правопорядка; участие в раскрытии преступлений и в розыске преступников; охрана прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций от преступных посягательств и иных антиобщественных проявлений, повседневное укрепление связей с населением». Задачи эти за исключением некоторых формулировок ничем не отличались от современных.

Приказом МВД СССР от 1 июля 1986 года отделы по организации работы участковых инспекторов милиции вводятся в состав службы охраны общественного порядка. Этим же приказом вводится должность старшего участкового инспектора милиции, который обязан координировать, организовывать, направлять и контролировать служебную деятельность группы участковых инспекторов, а также оказывать им постоянную практическую помощь в работе

В феврале 1987 года принято Постановление Правительства по совершенствованию работы участковых инспекторов милиции, улучшению их материального положения. В этом же году приказом Министерства внутренних дел СССР от 20 апреля № 87 утверждена Инструкция по работе участкового инспектора милиции.

Изменения, произошедшие в августе 1991 года в общественно-политической жизни Беларуси, обретение нашей страной независимости, определенным образом отразились как на дальнейшем развитии милиции в целом, так и службы участковых инспекторов в частности.

26 февраля 1991 г. Верховным Советом Республики Беларусь принят Закон Республики Беларусь «О милиции», определивший принципы организации деятельности органов внутренних дел нашей страны.

Вместе с тем участковые еще длительное время в служебной деятельности руководствовались нормами Союзной Инструкции 1987 года. Фактически постсоветская история участковых инспекторов милиции Беларуси началась с утверждения 28 ноября 2002 года постановлением МВД № 274 новой Инструкции по организации работы участкового инспектора милиции, действовавшей на протяжении следующего десятилетия и определившей задачи, основные направления организации работы, обязанности и права участкового инспектора в системе органов внутренних дел Республики Беларусь.

Сегодня организация деятельности участковых инспекторов милиции осуществляется в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом МВД Республики Беларусь от 24 января 2012 г. № 20, где конкретизированы правовые основы и направления деятельности сотрудников в соответствии с действующим законодательством, в том числе с Законом Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».

Безусловно, на протяжении более чем 20 последних лет нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность участковых инспекторов милиции нашей страны, постоянно претерпевали изменения и дополнения. Однако неизменным оставалась их особая роль в системе органов внутренних дел.

Участковый инспектор милиции – официальный представитель органов внутренних дел и органа местного самоуправления на вверенном ему административном участке. В своей деятельности он руководствуется Конституцией и законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, Правительства и Министра внутренних дел.

К службе участковых инспекторов милиции всегда предъявлялись повышенные требования, на нее возлагаются особые надежды. Жители Беларуси должны видеть в участковом инспекторе представителя государственной власти, готового и, самое главное, способного в любое время суток оказать квалифицированную помощь в разрешении ситуации. Ведь на административном участке он в одном лице решает широкий спектр задач, направленных на поддержание общественного порядка, повышение моральных устоев, защиту прав и законных интересов граждан.

Жмуровский Александр Сергеевич
доцент кафедры теории и истории государства и права
Академии МВД Республики Беларусь, кандидат исторических наук

Кашевская Ольга Георгиевна
Заместитель начальника отдела организации участковых
инспекторов милиции УП ГУОПП Главное управление охраны правопорядка и профилактики МОБ Милиция общественной безопасности МВД
подполковник милиции

История создания патрульно-постовой службы

В дореволюционной Российской империи Днем создания патрульно-постовой службы можно считать 3 июля 1811 года. В этот день было утверждено и обнародовано «Положение о внутренней страже», в котором впервые был определен состав и функции внутренней стражи, порядок ее подчинения военному ведомству и местному губернскому начальству. Согласно Расписанию, внутренняя стража Российской империи делилась на 8 округов во главе с окружными генералами. Округ охватывал от 4-х до 8-ми губерний и в нем дислоцировалось 2 бригады (всего 20 бригад). В задачи внутренней стражи входило:

поимка воров, преследование и истребление разбойников, рассеяние запрещенных законом скопищ;
усмирение неповиновений и буйства;
поимка беглых преступников и дезертиров;
охранение порядка на ярмарках и торгах, народных и церковных празднествах.

В целях определения социального статуса служащих наружных служб полиции и обеспечения надлежащего управления подразделениями 1 февраля 1817 года утверждено Положение «Об учреждении жандармов внутренней стражи», разработанное генералом от кавалерии А.А. Аракчеевым, возглавлявшим Государственный совет и Комитет министров. Жандармская стража включила в себя столичные дивизионы (штатной численностью 334 человека) и жандармские команды (31 человек) в 56 городах. Позднее был учрежден третий, Варшавский дивизион.

30 марта 1816 года вся внутренняя стража Империи официально была переименована в Отдельный корпус внутренней стражи, а 4 апреля 1816 года его командиром был назначен Е.Ф. Комаровский.

В связи с расширением круга задач решаемых полицией, в 1836 году создается Особый корпус жандармов, непосредственно подчиненный Шефу жандармов, одновременно начальнику III-го отделения Собственной Его Императорского величества канцелярии. Жандармские части выводятся из состава Отдельного корпуса внутренней стражи.

По положению Корпус жандармов разбивается на семь Округов, из них шесть дислоцируются в России и один в царстве Польском.

Впервые понятие «полицейская постовая служба» встречается в утвержденном в 1838 году Положении о столичной полиции. В этот период характерным для деятельности городской полиции становится усиление наружной постовой службы, для чего во многих городах увеличивается число «полицейских будок».

В 1853 году издан закон, по которому для усиления патрульно-постовой службы полиции в городах (по аналогии со столицами) формируются полицейские команды из «нижних военных чинов». Их численность определяется из расчета 5 полицейских на 2 тысячи жителей и 10 полицейских во главе с унтер-офицером на 5 тысяч жителей.

25 декабря 1862 года приняты «Временные правила об устройстве полиции в городе и уездах губерний по общему учреждению управляемых». Уездная и городская полиции объединяются в уездные полицейские управления во главе с уездными исправниками, которые назначаются правительством. Уезды по-прежнему делятся на станы во главе со становым приставом, сотскими и десятскими. В городах, подведомственных уездному управлению, полицейскую службу несут городские и участковые приставы, а также полицейские надзиратели.

Основным исполнительным звеном полиции является участок во главе с приставом. В его подчинении находятся один офицер и письмоводитель. Участок делится на околотки во главе с околоточными надзирателями, городовыми постовой службы и дворниками.

Такая структура просуществовала до марта 1917 года, когда после ряда постановлений Временного правительства, МВД Российской империи перестала существовать как единая централизованная единица.

Однако рост криминала на улицах и других общественных местах, потребовал принятия неотложных мер по стабилизации оперативной обстановки. Так, 12 марта 1919 года Президиум ВЧК утвердил «Положение о войсках ВЧК», а 1 сентября 1920 года Совет трудовой обороны РСФСР Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика принимает постановление «О создании войск внутренней службы Республики (ВНУС)», которые можно считать прототипом будущей патрульно-постовой службы.

В январе 1919 года было образовано Минское городское губернское управление рабоче-крестьянской милиции.

Организационно Белорусская милиция начала свою деятельность вслед за освобождением от поляков пределов Республики с июля месяца 1920 года. Фактически она организовалась на местах вслед за приходом Советских войск, из партизанских отрядов и граждан «вполне стоящих на платформе Советской власти», таким образом, первоначально милиция Белоруссии не имела централизации и руководилась на местах ответственными партийными работниками, которые назначались формировавшимися в то время Ревкомами.

13.08.1920г. Минское городское губернское управление рабоче-крестьянской милиции было преобразовано в Главное управление рабоче-крестьянской милиции БССР. Одним из первых решений, принятых данным органом стало образование подразделения милиции для обеспечения правопорядка на улицах и других общественных местах городов и иных населенных пунктов.

29 сентября в Главном управлении милиции БССР рассмотрена докладная записка, о формировании летучего отряда в районе г. Минска в которой было указано, что: «… За последнее время замечается в городе усиленная спекуляция предметами первой необходимости; гостиницы, постоялые дворы и частные дома переполнены разной публикой с разными довольно представительными мандатами, благодаря которым те достают и квартиры и другие преимущества, усиливают спекуляцию и сами ее производят; среди них попадаются также и заведомые котрреволюционеры и дезертиры и иной бандитствующий элемент…

Чтобы раз и навсегда положить конец такому ненормальному явлению необходимо совершать систематические осмотры гостиниц, постоялых дворов, разных ресторанов, чайных, базаров, вокзалов и установить бдительнейший надзор за улицами…

Эту задачу сумеет выполнить только особый летучий отряд составленный из испытанных, опытных, политически чистых партийных работников, находящихся в милиции …»

Приказом Главного управления рабоче-крестьянской милиции Белорусской ССР от 29 сентября 1920 года № 64 был сформирован такой отряд для выполнения задач по обеспечению правопорядка и безопасности граждан, предупреждению и пресечению нарушений общественного порядка на улицах и других общественных местах города Минска и с 7.00 30 сентября заступил на службу в городе Минске. Со дня издания этого документа начат отсчет деятельности патрульно-постовой службы белорусской милиции. В этот же период времени положено начало организации комплексного использования сил и средств милиции в системе единой дислокации. Так, 27 сентября 1920 года в приказе по инспекторскому отделу Главмилиции начальникам городских и уездных управлений милиции было предписано завести следующие документы:

план города или уезда;
план постов по городу или уезду;
табель постов с изложением обязанностей постовых (на каждом посту отдельно);
специальные инструкции и правила по установлению порядка, охране и т.д., выработанные применительно к местным условиям и особенностям;
табель распределения милиционеров по постам и другим служебным командам;
Кроме того, в комнатах дежурных писарей и телефонистов на видных местах должен был вывешен список адресов местных исполкомов, приемных покоев, госпиталей и других учреждений, с которыми взаимодействовала милиция, необходимых как для несения службы, так и для приезжающих граждан. Наблюдение за полнотой сведений возлагалась на начальников городских и уездных милиций.

В конце сентября 1920 года работа Главмилиции была прервана в связи с эвакуацией во время наступления поляков и вновь возобновилась только лишь после реэвакуации в ноябре 1920 года.

30 ноября 1920 года создана отдельная милицейская бригада Белорусской Республики (командиром назначен В. Шувалов, в последствии с 1921 года – начальник Главмилиции Белорусской Республики), состоящая из 4 батальонов:

1-й батальон – создавался из 5 частей Минской городской милиции;
2-й батальон – объединял милицию Минского и Борисовского уездов;
3-й батальон – милицию Игуменского уезда и Бобруйскую уездно-городскую милицию;
4-й батальон – Слуцкую и Мозырьскую уездмилиции.

Штабы 1 и 2 батальонов располагались в г. Бобруйске, 3 и 4 - в г. Слуцке. Из наличных частей Минской гормилиции сформирована отдельная рота, прочие же были сведены в полуроты при каждом территориальном управлении милиции.

31 августа 1923 г. НКВД РСФСР Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика утвердил "Положение о Центральном административном управлении НКВД РСФСР Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика", в котором определялись его структура и задачи. В ЦАУ входят отделы: административный, милиции, уголовного розыска и секретариат. Начальник ЦАУ одновременно является Начальником милиции республики.

2 сентября 1923 года утверждена «Инструкция постовому милиционеру», в которой изложены общие положения о постовой службе и обязанности милиционера. Эту дату принято считать днем образования патрульно-постовой службы милиции в ее современном виде, одновременно эта дата стала днем образования ППСМ Патрульно-постовая служба милиции России.

22 декабря 1930 года ЦИК и СНК БССР в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР приняли постановление о ликвидации народного комиссариата внутренних дел, одновременно на базе Административного управления НКВД вновь образовано Главное управление милиции и уголовного розыска, подчиненной непосредственно СНК БССР.

25 мая 1931 года СНК СССР принял типовое общесоюзное положение о рабоче-крестьянской милиции, в соответствии с которым милиция была разделена на общую и ведомственную. Общая милиция была призвана обеспечивать порядок на улицах и других общественных местах, вести борьбу с преступностью, надзор за соблюдением установленных правил уличного движения, шествий и демонстраций и решать иные вопросы в области охраны общественного порядка.

Окончательно цели и задачи патрульно-постовой службы милиции была выработаны 4 октября 1948 года после введения в действие нового Устава постовой службы милиции (УПМ-48). В нем впервые после революции утверждены принципы патрульной службы, которая вводилась в общую систему наружной службы милиции и должна была осуществляться постоянно по плану, утвержденному Управлением милиции. Таким образом, патрульная служба, до этого носившая эпизодический характер, стала обязательной частью наружной службы, должна была усиливать и дополнять систему ее неподвижных и подвижных постоянных постов.

Приказом МВД СССР от 7 июля 1972 года введено в действие Наставление по службе специальных моторизованных частей милиции, определившее их правовое положение, основные задачи и порядок управления ими. 16 августа 1973 года издан приказ МВД «О создании объединенных дивизионов (моторизованных взводов) милиции в городских и районных отделах внутренних дел», в котором давались рекомендации по созданию подобных подразделений за счет вневедомственной охраны, там, где ввиду небольшой численности милиционеров не представлялось возможным создавать самостоятельные подразделения (дивизионы и взводы) ночной милиции и наружной службы.

Основные принципы и правовое положение патрульно-постовой службы были закреплены в Уставе патрульно-постовой службы милиции, утвержденном МВД СССР 20 июля 1974 года.

В середине 70-х годов в БССР был проведены эксперименты по переходу к комплексному использованию сил и средств, предназначенных для охраны общественного порядка на улицах и созданию патрульных участков, которые в дальнейшем получили распространение по всей территории СССР и используются до настоящего времени в странах СНГ.

До настоящего времени деятельность патрульно-постовой службы милиции Республики Беларусь регламентировалась Уставом ППСМ Патрульно-постовая служба милиции, утвержденным приказом Министра внутренних дел Республики Беларусь от 20.07.1994 года № 165. В 2013 году разработана и утверждена приказом МВД Инструкция «О порядке организации деятельности органов внутренних дел Республики Беларусь по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности». Милиционеры ППСМ Патрульно-постовая служба милиции при выполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка руководствуются требованиями, изложенными в данной Инструкции.

За последние годы пристальное внимание уделяется реорганизации и повышению престижа патрульно-постовой службы. Поэтапно осуществляется оснащение подразделений новой более экономичной и удобной техникой, приспособленной для городских условий, совершенствуется система управления нарядами, укрепляется взаимодействие с местными органами власти и общественностью.

В марте 2001 года, по решению МВД, был создан полк ППСМ Патрульно-постовая служба милиции ГУВД Мингорисполкома, что позволило интегрировать усилия подразделений ППСМ Патрульно-постовая служба милиции для решения основных задач по обеспечению надлежащего порядка в общественных местах столицы. Улучшилось материально-техническое обеспечение подразделений. Высокий уровень проведения занятий в системе служебной подготовки позволил сформировать профессиональный коллектив сотрудников способных на должном уровне обеспечивать общественный порядок.

В настоящее время аналогичные полки существуют в УВД Брестского, Витебского, Гомельского, Гродненского и Могилевского облисполкомов, подразделения ППСМ Патрульно-постовая служба милиции имеются в территориальных ОВД Органы внутренних дел УВД Минского облисполкома, УВД по охране Минского метрополитена.

О подразделениях органов внутренних дел по делам несовершеннолетних

Обязанности по предупреждению правонарушений среди  несовершеннолетних возлагались на органы внутренних дел в течение всей истории их существования.

Инструкция о работе рабоче-крестьянской милиции от 1918 года обязывала ее сотрудников "пресекать правонарушения детей и подростков, оформлять протоколы о совершенных нарушениях, отсылать в помещения милицейского района заблудившихся и подкинутых детей". Вместе с тем, специальных сотрудников для выполнения указанный функций в структуре милиции в начальный период  не имелось.

Приказ НКВД РСФСР Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика от 6 декабря 1922 г. № 574 "О борьбе с детской беспризорностью и правонарушениями" установил, что милиция занимается правонарушителями старше 14 лет. Подростки, не достигшие такого возраста, а также беспризорные дети (независимо от возраста) подлежали незамедлительной передаче в ближайший детский приемный пункт или местный отдел народного образования. Приказ разрешил привлекать милиционеров-женщин для борьбы с беспризорностью и детской преступностью, но наряду с исполнением основных обязанностей.

Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности" от 31 мая 1935 г. Главному управлению рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ) НКВД СССР были вменены обязанности по борьбе с детской преступностью, безнадзорностью и беспризорностью. К ведению наркомата были отнесены детские приемники-распределители.

19 июня 1935 г. аналогичное постановление было принято СНК БССР и ЦК ВКП (б) Б. С этого дня берут свое начало подразделения по делам несовершеннолетних белорусской милиции.

Органам милиции поручалось организовать и обеспечить систематическое изъятие с улиц беспризорных, безнадзорных и заблудившихся детей и подростков, борьбу с их хулиганскими проявлениями в общественных местах, а также нищенством, спекуляцией, приставанием к гражданам, привлекать к административной ответственности родителей и опекунов за оставление без присмотра детей.

Для задержанных и заблудившихся детей и подростков предусматривалось организовать отдельно от отделов (отделений) милиции, но по возможности вблизи от них комнаты привода для детей.

Впервые для руководства и непосредственной работы в комнаты привода для детей были направлены проверенные, выдержанные и любящие детей, по возможности с педагогической подготовкой работники милиции.

В период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы Правительством Советского союза и НКВД СССР был принят ряд постановлений и приказов, определивших меры борьбы с беспризорностью несовершеннолетних.

Приказ НКВД СССР от 1941 года № 312 объявил инструкцию  "О работе детских комнат милиции". Этим приказом детские комнаты милиции организовывались при городских, районных и линейных отделениях милиции для приема детей на время, необходимое для выяснения причин беспризорности и безнадзорности, передачи родителям, лицам, их заменяющим или направления в соответствующие детские учреждения. Работники детских комнат были введены в штат отделений милиции, при которых дислоцировались детские комнаты. Детские комнаты милиции обязаны были располагаться вне зданий отделений милиции, но по возможности в непосредственной близости от них.

Постановлением СНК СССР от 23 июня 1942 г. "Об устройстве детей, оставшихся без родителей" на НКВД СССР возлагалась задача выявления всех беспризорных детей и размещение их в приемниках-распределителях, расширение сети последних. Союзному наркомату разрешалось выделять в пределах утвержденных штатов в краевых и областных органах внутренних дел специальных работников по борьбе с детской безнадзорностью, а также открывать при городских отделениях милиции детские комнаты.

Директивой НКВД СССР от 22 сентября 1942 г. № 403 штат детских комнатах милиции, в зависимости от объема работы, устанавливался не более двух единиц: инспектор и помощник инспектора. Им выделялось денежное содержание и вещевое довольствие, а комплектовались они за счет работников милиции, по своим служебным качествам соответствующим этой работе и не подлежащих призыву в Красную Армию.

В последующие годы сеть детских комнат постоянно расширялась. Приказ НКВД СССР от 12 июня 1943 г. № 0231 объявил штаты детских комнат милиции при органах транспортной милиции.

Значительная часть преступлений несовершеннолетних в военные годы имели своей причиной безнадзорность и беспризорность или тяжелое материальное положение. Поэтому потребовалось более широкое применение мер воспитательного воздействия к этому контингенту подростков. В этой связи было принято постановление СНК СССР от 15 июня 1943 г. "Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью и хулиганством".

В соответствии с приказом НКВД СССР от 28 июня 1943 г. № 0297 "С объявлением инструкции о порядке изъятия органами милиции безнадзорных и беспризорных детей" общее руководство и контроль за работой милиции по выявлению и изъятию беспризорных и безнадзорных детей возлагалось на отделы службы и боевой подготовки управлений милиции и дорожные отделы транспортной милиции.

Приказом НКВД СССР от 5 августа 1943 г. № 001359 "С объявлением инструкции о борьбе с детской преступностью и хулиганством" предусматривалось, что ведение борьбы с указанными видами правонарушений возлагается на Главное управление милиции (ГУМ) НКВД СССР, Управление транспортной милиции ГУМ НКВД СССР и управления милиции НКВД (У НКВД) республик, краев и областей, дорожные и водные отделы, отделения (группы) милиции.

В дальнейшем для руководства детскими учреждениями были созданы самостоятельный отдел по борьбе с детской беспризорностью, безнадзорностью и преступностью НКВД СССР, соответствующие отделы и отделения на местах (приказ НКВД СССР от 25 июня 1945 года № 0246).

Директива НКВД СССР от 23 ноября 1946 г. № 277 говорит о принятии необходимых мер к открытию и оборудованию в кратчайший срок предусмотренных дислокацией детских комнат милиции на железнодорожном транспорте.

Указание МГБ СССР от 2 июня 1952 г. предписывает, что детские комнаты милиции создаются при отделениях милиции и линейных отделах охраны МГБ на транспорте.

Приказ МВД СССР от 31 декабря 1953 г. № 265 утвердил "Инструкцию о работе органов милиции по ликвидации детской беспризорности и безнадзорности" и установил, что детские комнаты милиции организуются на основании решений исполкомов местных советов депутатов трудящихся при городских и районных отделах (отделениях) милиции для временного помещения беспризорных и безнадзорных детей и подростков. В данной инструкции говорилось, что борьба с безнадзорностью и беспризорностью - это задача всех сотрудников милиции, - но в первую очередь инспекторов детских комнат милиции, участковых и патрульных милиционеров.

В 1961 году МВД Башкирской АССР, УВД Краснодарского края, Кемеровской, Куйбышевской и Сталинградской областей обратились в МВД СССР с предложением о сосредоточении всего комплекса организации работы по борьбе с безнадзорностью и преступностью несовершеннолетних в аппаратах уголовного розыска.

На протяжении последующих лет, несмотря на многочисленные реорганизации всех служб МВД-МООП  СССР, аппараты уголовного розыска продолжали осуществлять функции по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

С 1973 года началось создание центральных детских комнат милиции в службах профилактики уголовного розыска горрайлинорганов. В 1974 году в УУР МВД СССР и аппаратах уголовного розыска МВД-УВД союзных и автономных республик, краев и областей в целях всемерного улучшения организации работы детских комнат милиции были созданы отделения по руководству ими.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1977 г. "Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" полномочия подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел были значительно расширены. Детские комнаты милиции были упразднены и на их базе созданы инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН), отнесенные к структуре уголовного розыска. Одновременно из ведения аппаратов исправительно-трудовых учреждений в подчинение УУР (ОУР Отдел уголовного розыска) МВД, ГУВД, УВД переданы приемники-распределители для несовершеннолетних.

Во исполнение данного нормативного документа МВД СССР 21 февраля 1978 г. ввело в действие приказ № 085 "Об утверждении Инструкции об организации работы инспекций по делам несовершеннолетних и отчета о результатах работы органа внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних", которым предписывалось обеспечить организацию профилактической работы с несовершеннолетними и ведение профилактического учета подчиненными органами в точном соответствии с настоящей Инструкцией, обратив особое внимание на строжайшее соблюдение социалистической законности. В работе по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних были обязаны принимать участие все службы органов внутренних дел.

Приказом МВД СССР от 14 октября 1981 г. № 325 "О мерах по дальнейшему совершенствованию работы приемников-распределителей для несовершеннолетних органов внутренних дел" было утверждено Положение о приемниках-распределителях для несовершеннолетних органов внутренних дел.

В соответствии с приказом МВД СССР от 18 августа 1988 г. № 180 "О мерах совершенствования деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних", устанавливалось, что все заинтересованные подразделения органов внутренних дел, применяя присущие им формы и методы работы, активно участвуют в профилактике правонарушений несовершеннолетних. Им же утверждено Наставление по организации работы инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

При реорганизации в 1989 году в органах внутренних дел службы профилактики принято решение о разъединении ИДН и аппаратов уголовного розыска.

В соответствии с принятым 31 мая 2003 г.  за № 200-З Законом Республики Беларусь "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 27 октября 2003 года Министерством внутренних дел Республики Беларусь за № 242 утверждена Инструкция по организации работы инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, которая устанавливает порядок деятельности указанных подразделений.

В настоящее время инспекции  по  делам несовершеннолетних (в дальнейшем - ИДН) являются структурными подразделениями милиции общественной безопасности и специальной милиции органов внутренних дел и призваны осуществлять работу по предупреждению безнадзорности и правонарушений детей и подростков,  оказанию на несовершеннолетних правонарушителей необходимого профилактического воздействия.

Деятельность ИДН является гласной,  открытой  для  молодежи, родителей и педагогов, средств массовой информации и строится на принципах законности,  гуманизма, уважения прав детей и подростков, тесной связи с учебными и трудовыми коллективами, учреждениями, молодежными и религиозными организациями, ассоциациями и фондами.

Телефон доверия
#моямилиция