www.mvd.gov.by

Служим Закону, Народу, Отчизне!

220030, Минск
ул. Городской Вал, 4

Круглосуточный
единый номер: 102

Государственная автоинспекция

Гражданство и миграция

Административные процедуры

Учебные заведения

Главное управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми

Главное управление охраны правопорядка и профилактики

Принимаемые в Республике Беларусь меры по противодействию торговле людьми

Торговля людьми – это хорошо отлаженный транснациональный преступный вид деятельности, приносящий трафикерам колоссальные доходы и занимающий в криминальном мире третье место по прибыльности после торговли оружием и наркотиками. В настоящее время торговля людьми как явление остается актуальной для Республики Беларусь и всего мирового сообщества.

Основные формы торговли людьми с 2000 года остаются в Беларуси практически неизменными: это преступления, совершаемые в целях сексуальной или трудовой эксплуатации. Лишь в 2010 году был выявлен единственный факт, когда торговля людьми имела место в целях изъятия органов.

Необходимо отметить, что сексуальная эксплуатация является самой распространенной формой торговли людьми. Из 5 406 жертв торговли людьми, установленных в 2002 году – первом полугодии 2016 года, сексуальной эксплуатации подверглись 4 781 человек, трудовой – 622, изъятию органов – 3.

На сегодня Республика Беларусь продолжает выступать в качестве страны происхождения «живого товара». В целях сексуальной эксплуатации трафикеры переправляют людей преимущественно в страны Евросоюза, на Ближний Восток и в некоторые регионы Российской Федерации (как правило, в г. Москву и Московскую область). Основным вектором вывоза белорусов с целью трудовой эксплуатации является Россия.

Сегодня секс-трафикеры для личной безопасности стараются принимать «живой товар», находясь в стране назначения и избегая приезда в государства происхождения. Вместе с тем отдельные иностранцы (в основном – россияне), используя белорусские криминальные связи, периодически лично приезжают в Республику Беларусь вербовать женщин для занятия проституцией за границей. В этих условиях подразделения по противодействию торговле людьми действуют на упреждение и задерживают преступников при попытке вывоза наших гражданок за рубеж. Всего в 2016 году перекрыто 13 каналов вывоза людей в 6 стран мира в целях эксплуатации, из них в Россию – 6 (41 жертва), в Турцию – 3 (10 жертв), на Кипр – 1 (5 жертв), в Германию – 1 (3 жертвы), в Китай – 1 (2 жертвы), в Италию – 1 (1 жертва).

С 2006 года выявляются отдельные единичные факты, когда Республика Беларусь выступает и страной назначения. За это время были установлены жертвы торговли людьми из Вьетнама (16 человек), России (13), Украины (2) и Молдовы (1), подвергшиеся эксплуатации на территории республики.

Кроме того, существует и проблема внутренней эксплуатации, когда граждане Республики Беларусь эксплуатируются на территории своей страны. Здесь сексуальная эксплуатация также превалирует над трудовой. С 2011 года наметилась тенденция преобладания жертв внутренней эксплуатации над жертвами, подвергшимися эксплуатации за рубежом (ранее же число последних преобладало в среднем в два-три раза, а в 2006 году – в девять раз). В 2011 году эксплуатации на территории Республики Беларусь подверглись 153 жертвы, а за рубеж были вывезены 142, в 2012 – 124 и 85, в 2013 – 90 и 59, в 2014 – 54 и 43, в 2015 – 77 и 44, в 2016 – 122 и 62 соответственно.

Трудовая эксплуатация, в особенности за границей, нередко связана с нарушением законодательства о трудоустройстве. Вместе с тем уголовная ответственность за незаконное трудоустройство граждан за рубежом в Республике Беларусь наступает только в случае, когда присутствует эксплуатация людей; при отсутствии же таковой указанные действия наказываются в административном порядке. Если в 2011 – 2013 годах наблюдался рост числа административных правонарушений, связанных с незаконным трудоустройством граждан Беларуси за рубежом (в 2011 г. было выявлено 123 факта, в 2012 – 144, в 2013 – 115), то с 2014 года в этой области наметилась некоторая тенденция к снижению (в 2014 году выявлено 52 правонарушения, в 2015 – 58, в 2016 – 227).

Меры по противодействию торговле людьми в Беларуси имеют комплексный характер, однако их можно разделить на несколько основных блоков.

Первый – совершенствование национального законодательства.

В 2003 году Республика Беларусь ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года и дополняющий ее Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми (особенно женщинами и детьми) и наказании за нее.

Кроме того, республика является участником всех универсальных конвенций Организации Объединенных Наций, направленных на противодействие торговле людьми и связанным с ней преступлениям. На основании международных договоров создано национальное законодательство. Урегулированы проблемные вопросы в таких сферах, как трудоустройство и обучение за границей, международное усыновление, деятельность туристических, брачных и модельных агентств. Законодательно закреплено понятие «жертва торговли людьми», определены меры по защите и реабилитации таких жертв.

Необходимо отметить, что в Республике Беларусь принят ряд нормативных правовых актов, направленных на совершенствование деятельности, связанной с оказанием реабилитационной помощи жертвам торговли людьми. Так, в 2012 году вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь № 122 «О порядке возмещения расходов на оплату труда адвокатов по оказанию юридической помощи жертвам торговли людьми, лицам, пострадавшим в результате акта терроризма», в соответствии с которым юридическая помощь адвокатов оплачивается за счет средств республиканского бюджета. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2012 года № 381 внесены дополнения в два постановления Правительства, которые касаются совершенствования деятельности по предоставлению временных мест пребывания, в том числе спальных мест, жертвам торговли людьми, а также по обеспечению их питанием. Принято постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 апреля 2012 года № 41 «Об установлении перечня необходимых медицинских услуг, оказываемых государственными организациями здравоохранения, в том числе в стационарных условиях, жертвам торговли людьми независимо от места их постоянного проживания», которое вступило в силу с 25 июля 2012 года.

С 2013 года была организована работа по внедрению механизма государственного социального заказа, который закреплен в Законе Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социального обслуживания». Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 года № 1219 определен порядок формирования государственного социального заказа, утверждены Положение о проведении конкурса на выполнение государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий, Положение о порядке и условиях предоставления субсидий и формы договоров на реализацию государственного социального заказа.

В 2013 году Республика Беларусь присоединилась к Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми и на сегодня является единственной страной, не входящей в состав Совета Европы, присоединившейся к указанной конвенции. Выполняя взятые на себя в обязательства, наше государство проделало значительную работу по совершенствованию национального законодательства и приведению его в соответствие с указанной конвенцией.

В 2014 году Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» дополнен новыми основаниями продления иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее – иностранцы) временного пребывания в Беларуси, а также выдачи им разрешения на временное проживание в случае, если иностранец является жертвой торговли людьми, а равно свидетелем по уголовному делу о торговле людьми или преступлении, связанном с торговлей людьми, организацией незаконной миграции, либо оказывает помощь органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Так, часть 3 статьи 40 этого Закона предусматривает, что в случае, если иностранец является жертвой торговли людьми, а равно свидетелем по уголовному делу о торговле людьми или преступлении, связанном с торговлей людьми, организацией незаконной миграции, либо оказывает помощь органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, по мотивированному ходатайству таких органов или органа, ведущего уголовный процесс, временное пребывание иностранца в Республике Беларусь продлевается до принятия решения (вынесения приговора) по уголовному делу в отношении лиц, виновных в торговле людьми или совершении преступления, связанного с торговлей людьми, организацией незаконной миграции.

Часть 3 статьи 48 этого Закона устанавливает, что по мотивированному ходатайству органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или органа, ведущего уголовный процесс, разрешение на временное проживание выдается иностранцу, являющемуся жертвой торговли людьми и активно способствующему расследованию уголовного дела о торговле людьми или преступления, связанного с торговлей людьми, организацией незаконной миграции, срок пребывания которого в Республике Беларусь истек, - на период его участия в уголовном процессе, социальной защиты и реабилитации, но не более одного года.

Кроме того, в 2014 году принят Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми», определяющий основы национального механизма идентификации и перенаправления жертв торговли людьми.

Во исполнение Закона принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 июня 2015 года № 485 «Об утверждении Положения о порядке идентификации жертв торговли людьми, порядке заполнения и форме анкеты гражданина, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, порядке предоставления содержащихся в ней сведений» (вступило в силу 22 июня 2015 года). В разработке указанного нормативного правового акта активное участие приняли представители международных и неправительственных организаций.

Созданный указанными нормативными правовыми актами механизм идентификации и перенаправления жертв торговли людьми предполагает участие в идентификации не только государственных органов, но и иных заинтересованных субъектов.

Жертвам торговли людьми предоставляется возможность получения помощи бессрочно. Порядок получения того или иного вида помощи регулируется ведомственными нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения, Министерства образования, Министерства труда и социальной защиты.

Лица, которые могли пострадать от торговли людьми и связанных с ней преступлений, имеют возможность в течение 30-ти дней пройти реабилитацию и обдумать свое решение об обращении в органы уголовного преследования. Обратим внимание, что реабилитация такого человека проводится вне зависимости от его участия в уголовном процессе, а также последующего признания или непризнания его жертвой торговли людьми.

Таким образом, механизм идентификации и перенаправления жертв торговли людьми вступил в силу и в настоящий момент апробируется на практике. В центральном, столичном и областных аппаратах Министерства внутренних дел назначены ответственные сотрудники подразделений по противодействию торговле людьми, владеющие алгоритмом действий при идентификации и перенаправлении жертв торговли людьми. Обучение представителей всех заинтересованных государственных органов и неправительственных организаций планируется провести в текущем году.
Статистические сведения о гражданах, которые могли пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, а также об идентифицированных жертвах торговли людьми обобщаются и размещаются на официальном сайте Министерства внутренних дел.

Во исполнение Палермского протокола и Конвенции Совета Европы к международным стандартам приведено национальное определение понятия «торговля людьми» (вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение человека в целях эксплуатации, совершенные путем обмана, либо злоупотребления доверием, либо применения насилия, либо под угрозой применения насилия). Чтобы устранить конкуренцию норм, было дано определение понятия «использование занятия проституцией» (извлечение лицом материальной или иной выгоды от добровольного оказания другим лицом за вознаграждение услуг сексуального характера (половое сношение, мужеложство, лесбиянство и иные действия сексуального характера).

В 2015 году (а также в 2005 и 2008 годах) в Уголовный кодекс Республики Беларусь был внесен ряд изменений и дополнений, призванных оптимизировать уголовно-правовую составляющую противодействия торговле людьми. На данный момент предусмотрено 6 составов преступлений, криминализирующих торговлю людьми и связанные с ней деяния, которые охватывают все виды и формы «современного рабства». Вот они:

1) статья 171 «Организация и/или использование занятия проституцией либо создание условий для занятия проституцией»;
2) статья 1711 «Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией»;
3) статья 181 «Торговля людьми»;
4) статья 1811 «Использование рабского труда»;
5) статья 182 «Похищение человека» (если эти действия совершаются в целях эксплуатации людей);
6) статья 187 «Незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей (если эти действия привели к эксплуатации человека за рубежом)».
При этом преступления, предусмотренные статьями Уголовного кодекса 171, 1711, влекут исключительно сексуальную эксплуатацию, 1811 –исключительно трудовую эксплуатацию, 181, 182 и 187 – как сексуальную, так и трудовую эксплуатацию. Максимальное наказание по указанным статьям – лишение свободы сроком до 15 лет с конфискацией имущества.

В настоящее время в Республике Беларусь реализуется Национальный план действий по борьбе с торговлей людьми, представленный в виде Государственных программ, в реализации принимают активное участие не только государственные органы, но и неправительственные организации.

Первая Государственная программа по противодействию торговле людьми была рассчитана на 2002 – 2007 годы (утверждена Правительством), вторая – на 2008 – 2010 годы (утверждена Главой государства), третья – на 2011 – 2013 годы (утверждена Главой государства), четвертая – на 2013 – 2015 годы (утверждена решением координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией при Генеральной прокуратуре). Сейчас разработан проект пятой Государственной программы на 2016 – 2018 годы, который находится на рассмотрении у Главы государства.

Если изначально Программы были ориентированы на уголовное преследование трафикеров, то в последующем акценты сместились на предупреждение торговли людьми, работу телефонов «горячей линии», создание социальной рекламы, защиту и реабилитацию жертв с активным использованием потенциала Международной организации по миграции и общественных объединений.

Обратим внимание, что последние программы (четвертая и пятая) совмещают в себе борьбу с коррупцией и транснациональными преступлениями (наркобизнес, торговля людьми, нелегальная миграция) и называются Программами по борьбе с преступностью и коррупцией. Вместе с тем треть мероприятий этих Программ связана с противодействием торговле людьми.

Второй блок противодействия торговле людьми – деятельность государственных органов, международных организаций, общественных объединений и их координация.

Вопросы координации в сфере противодействия торговле людьми разделены на два направления.

Первое направление затрагивает координацию правоохранительных органов. Координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией, созданное при Генеральной прокуратуре, координирует деятельность Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Государственного пограничного комитета, Генеральной прокуратуры и Следственного комитета (это республиканский уровень). Аналогичная структура действует на областном и районном уровнях.

Второе направление касается координации при защите и реабилитации жертв торговли людьми, в том числе за рубежом. Здесь Министерство внутренних дел координирует деятельность Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства иностранных дел и общественных объединений.

Ключевые министерства имеют следующие основные функции.

В структуре Министерства внутренних дел непосредственные обязанности по противодействию торговле людьми возложены на специализированную службу – главное управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции. Служба состоит из оперативных подразделений, действующих на трех уровнях: республиканском, областном (г. Минска) и районном.

Обратим внимание, что на Министра внутренних дел возложены функции Национального докладчика, что позволяет оперативно информировать международные структуры о предпринимаемых Беларусью усилиях по искоренению современного рабства. На сайте Министерства внутренних дел размещается информационно-аналитический обзор о принимаемых в республике мерах по борьбе с торговлей людьми, а также национальное и международное законодательство, статистическая и другая полезная информация.

Министерство иностранных дел обеспечивает возвращение жертв торговли людьми на родину, в том числе при содействии Международной организации по миграции.

Реабилитацией жертв торговли людьми занимаются Министерство труда и социальной защиты, Министерство образования и Министерство здравоохранения.

Министерство труда и социальной защиты осуществляет реабилитацию жертв, имеющих возраст старше 18-ти лет (в его структуре действует 2 городских центра социального обслуживания семьи и детей и 146 территориальных центров социального обслуживания населения, в 109 из которых созданы «кризисные комнаты»).

Министерство образования осуществляет реабилитацию жертв в возрасте от 3-х до 18-ти лет (в его структуре действуют 138 социально-педагогических центров, 112 из которых располагают детскими социальными приютами).

Для детей в возрасте до 3-х лет предусмотрена реабилитация в 10-ти домах ребенка системы Министерства здравоохранения (случаев торговли детьми такого возраста в Беларуси не выявлено).

В Республике Беларусь предусмотрены следующие виды безвозмездной государственной помощи, которую могут получить жертвы торговли людьми:
1) предоставление временных мест пребывания, в том числе спальных мест и питания;
2) правовая помощь, в том числе бесплатная юридическая помощь, предоставляемая коллегиями адвокатов;
3) медицинская помощь (определяется перечнем Министерства здравоохранения), в том числе в стационарных условиях, независимо от места постоянного проживания;
4) психологическая помощь;
5) установление семей несовершеннолетних либо устройство их на воспитание в другие семьи, а при отсутствии такой возможности – в детские интернатные учреждения;
6) содействие в трудоустройстве на постоянную работу;
7) материальная поддержка.

В рамках уголовного процесса по решению суда жертва получает компенсацию от трафикера за причиненный преступлением ущерб (процедура гражданского иска).

При содействии Министерства связи и информатизации и активном участии Министерства внутренних дел была создана «горячая линия» с коротким трехзначным номером 113 для лучшего информирования граждан и расширения доступа к информации о противодействии торговле людьми. Звонки обслуживаются неправительственными организациями.

Значительный пласт работы в сфере противодействия торговле людьми выполняют Представительство Международной организации по миграции в Республике Беларусь и общественные объединения (такие как «Ла Страда/Гендерные перспективы», «Клуб деловых женщин», Белорусское общество Красного Креста, «Дети не для насилия», «Понимание»). При поддержке Министерства внутренних дел они проводят широкомасштабные информационные кампании, организуют конференции, семинары и тренинги, имеют свои приюты и шелторы для реабилитации жертв торговли людьми.

Отметим, что взаимодействие и координация государственных структур с неправительственными организациями осуществляется также в рамках проектов международной технической помощи.

Необходимо констатировать, что в вопросах реабилитации республика, в основном, использует возможности международных и неправительственных организаций. За последние годы государственные органы оказали реабилитационную помощь примерно 7 % жертв торговли людьми. Все остальные жертвы получили помощь в Представительстве Международной организации по миграции в Республике Беларусь и общественных объединениях. Таким образом, в настоящий момент оказание помощи жертвам торговли людьми со стороны государственных органов – это основной недостаток в рассматриваемой сфере, из-за которого Беларусь подвергается критике на международной арене.

Изменение ситуации прогнозируется после активного внедрения на практике вышеупомянутого Положения о порядке идентификации жертв торговли людьми, порядке заполнения и форме анкеты гражданина, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, порядке предоставления содержащихся в ней сведений.

Третий блок – система подготовки кадров.

С 2005 года в Академии Министерства внутренних дел для криминальной милиции осуществляется подготовка специалистов по линии противодействия торговле людьми.

С 2007 года на базе Академии функционирует открытый при содействии Международной организации по миграции Международный учебный центр подготовки, повышения квалификации, переподготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми, который является базовым учреждением по профильной подготовке специалистов из государств-участников Содружества Независимых Государств.

При содействии международных экспертов разработаны образовательные курсы, которые затрагивают противодействие не только торговле людьми, но и нелегальной миграции, педофилии и детской порнографии в сети Интернет, а также сферу реабилитации и реинтеграции жертв.

С момента открытия в Международном учебном центре прошли обучение около 1 500 человек из почти 30 государств.
Следующий блок – международное сотрудничество.

Беларусь активно выступает с предложениями по борьбе с современным рабством на международной арене.

В ходе Саммита глав государств и правительств в сентябре 2005 года в г. Нью-Йорке Президент Республики Беларусь с трибуны Организации Объединенных Наций выступил с инициативой об активизации усилий в противодействии торговле людьми, особенно, в борьбе со спросом на живой товар. В развитие данной инициативы 30 июля 2010 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Глобальный план действий по борьбе с торговлей людьми.

В Республике Беларусь ежегодно организуются международные антитрафикинговые форумы, на которые приглашаются представители заинтересованных органов зарубежных государств и всемирно признанные эксперты в сфере противодействия торговле людьми. Так, в мае 2013 года в г. Минске проведен семинар для представителей компетентных органов государств-членов Группы друзей, объединившихся в борьбе с торговлей людьми, и международных организаций по теме соблюдения различных аспектов прав человека в процессе борьбы с торговлей людьми. Аналогичный международный форум проведен в г. Минске в 2015 году.

Государственными органами Беларуси налажено сотрудничество с такими влиятельными международными организациями, как Программа развития Организации Объединенных Наций, Международная организация по миграции, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Детский Фонд Организации Объединенных Наций и другими.

Успешное противодействие торговле людьми также строится на взаимодействии правоохранительных структур стран происхождения, транзита и назначения. Министерством внутренних дел налажены прямые контакты с правоохранительными органами стран Евросоюза, Ближнего Востока и Содружества Независимых Государств. С некоторыми странами у Беларуси есть международные соглашения исключительно по противодействию торговле людьми, например с Турецкой Республикой. Это существенно повышает уровень работы правоохранительных органов.

В 2011 году задержана белорусская гражданка, которая на протяжении более 10 лет (с 2000 года) вывозила молодых соотечественниц в Турцию для занятия проституцией. Сама трафикерша постоянно проживала на территории Турецкой Республики, где подыскивала клиентов для девушек и организовывала встречи, при этом изымая у них 50% полученных денежных средств. В ходе периодических приездов в Беларусь она подбирала и вывозила в Турцию для занятия проституцией новых «работниц». Всего в ходе расследования были установлены 20 девушек, подвергшихся сексуальной эксплуатации. Преступница осуждена.

В 2010 году при содействии турецких правоохранительных органов пресечен канал поставки белорусских женщин в Турцию. Супружеская пара, состоявшая из гражданки Беларуси и гражданина Турции, вербовала путем обмана в Беларуси девушек и продавала их владельцам ночных клубов в Турции для занятия консумацией. С февраля по март 2010 года преступники продали в Турцию 6 белорусских женщин, где последние подверглись эксплуатации: основная часть доходов девушек изымалась путем запугивания и применения надуманных штрафных санкций. Трафикерша из Беларуси задержана по обвинению в торговле людьми. Ее муж с тремя подельниками задержаны правоохранительными органами Турции также по обвинению в торговле людьми. Все трафикеры осуждены.

Характерной чертой международного трафикинга является наличие хорошо отлаженного канала поставки «живого товара» за границу.

В 2006 году перекрыт действовавший более 2-х лет канал торговли людьми из Беларуси и Прибалтики в Германию. Преступники использовали различные способы вербовки и доставки девушек в бордели. Одни девушки под видом танцевальных коллективов получали шенгенские визы в Посольстве Швеции в Москве. Для въезда в Германию других применялись похищенные или утраченные литовские паспорта, куда переклеивалась фотография жертвы. В результате совместных мероприятий ликвидирована транснациональная преступная организация. В г. Минске был задержан один из организаторов преступного сообщества, который сейчас отбывает наказание в виде 12 с половиной лет лишения свободы. В дальнейшем полиция Германии задержала 8 участников преступного формирования. Из сексуального рабства освобождены девушки, представляющие разные страны Восточной Европы, среди которых 20 гражданок Беларуси. Перекрытие канала такого уровня стало возможным благодаря совместным усилиям правоохранительных органов Беларуси, Германии и Швеции.

Для Республики Беларусь характерно, что преступления рассматриваемой категории, как правило, совершают граждане Беларуси, а также России и выходцы из республик бывшего СССР, проживающие в странах Западной Европы и Ближнего Востока.

В 2012 году перекрыт канал поставки белорусских девушек в Германию. В Беларуси задержаны трое участников преступной группы (гражданин Германии, гражданин России, имеющий вид на жительство в Германии, и гражданин Беларуси), которые завербовали и везли в г. Гамбург 2-х белорусских девушек в целях сексуальной эксплуатации в подпольных борделях. За сделку по продаже девушек трафикеры намеревались получить 2000 евро. Каждый из преступников осужден к 7-ми годам лишения свободы с конфискацией имущества. Своевременное вмешательство правоохранительных органов сорвало планы трафикеров по созданию устойчивого канала поставки «живого товара» из Беларуси в Германию.

Во многих случаях трафикеры тщательно конспирируются, маскируя свой преступный промысел под легальную деятельность.

В 2005 году ликвидирована транснациональная преступная организация, занимавшаяся торговлей людьми в страны Ближнего Востока и Западной Европы. Для маскировки своей преступной деятельности организаторы создали на территории республики 13 модельных агентств, где вербовались девушки с наиболее привлекательной внешностью. За период времени с 2000 по 2005 годы преступники продали за рубеж 587 белорусских девушек. Особым спросом пользовались несовершеннолетние жертвы, которых в сетях преступников оказалось 156. Расследование уголовного дела длилось более полутора лет. Весной 2007 года преступники приговорены к различным срокам лишения свободы (от 8 до 12 лет).

Имея транснациональный характер, торговля людьми постоянно совершенствуется и принимает новые формы, которые становятся актуальными и для Республики Беларусь. К ним можно отнести организацию «секс-туризма» (когда иностранцы приезжают в страну исключительно с целью потребления платных сексуальных услуг наших гражданок), создание «борделей», завуалированных под массажные студии и салоны (когда под видом персонала набираются и работают проститутки), ведение «секс-бизнеса» исключительно посредством сети Интернет (то есть без личного контакта сутенера с клиентами и проститутками) и даже фиктивные браки между трафикерами и проститутками для легализации их вывоза за рубеж в целях последующей эксплуатации.

В 2009 году в г. Минске задержан гражданин Турции, который с 2006 по 2009 годы на территории Беларуси занимался сутенерством, а также организовывал въезд в республику иностранных мужчин с целью «секс-туризма». Под его контролем находились как взрослые женщины, так и несовершеннолетние девушки. Осенью 2009 года преступник осужден к 7 годам лишения свободы.

Уроженец г. Минска, имеющий гражданство Австралии, еще в 2005 году заключил фиктивный брак с гражданкой Беларуси, вывез ее в Австралию, где вовлек в занятие проституцией в борделях Мельбурна (этот факт не вошел в обвинение). В период с сентября 2013 года по ноябрь 2014 года, находясь в г. Минске, он подобрал трех белорусских девушек для занятия проституцией. Первоначально австралиец занимался сутенерством в г. Минске. В дальнейшем с одной из девушек он заключил фиктивный брак для вывоза ее в Австралию. За двумя другими девушками из Австралии должны были приехать два его подельника для заключения с ними аналогичных фиктивных браков. Кроме торговли людьми фигурант занимался наркобизнесом с подельниками из Беларуси. В ноябре 2014 года при задержании у них изъяли более 250 грамм кокаина и почти 18 килограмм гашиша на общую сумму около 1 000 000 долларов США. Трафикер-наркодилер осужден в Беларуси к 9 с половиной годам лишения свободы.

В 2015 году пресечена деятельность преступной группы, возглавляемой неоднократно судимым за сутенерство (оперативная разработка длилась год). Преступники через разветвленную сеть снимаемых внаем квартир в г. Минске (не менее 10-ти) с 2013 года занимались использованием занятия проституцией, имея в своём штате более 15 проституток. В целях конспирации преступники использовали большое количество часто сменяемых телефонов (изъято 30 телефонов и 100 сим-карт). Для контроля за оказанием секс-услуг в притонах были установлены скрытые средства видео-аудиофиксации. Организатор преступного промысла осужден к 9-ти годам лишения свободы.

В 2015 году пресечена деятельность преступной группы, в состав которой входили гражданка России и ее белорусский сожитель. Преступники организовали на съемных квартирах сеть веб-порностудий. Россиянка лично занималась поиском и вербовкой молодых девушек, преимущественно из числа студенток, в качестве «порно-веб-актрис». Подбор осуществлялся путем мониторинга оставленных девушками с целью трудоустройства резюме на Интернет-ресурсах. Девушки посредством веб-камер в режиме «on-line» демонстрировали иностранным посетителям платных Интернет-сайтов, находящихся под контролем фигурантов, свои гениталии и мастурбировали перед ними. Во время таких сеансов со счетов иностранным клиентам списывались денежные средства. За несколько месяцев преступный доход каждого злоумышленника успел составить десятки тысяч долларов США. Установлено не менее 15-ти белорусских «веб-актрис». Виновные осуждены.

В мае 2016 года на сроки от 5-ти с половиной до 6-ти лет лишения свободы по материалам 45-ти уголовных дел осуждены три участника преступной группы, которые создали одну студию и два салона, где под видом оказания «эротического массажа» на протяжении 2014-2015 годов занимались использованием занятия проституцией не менее 19-ти жительниц Беларуси, в основном, студенток высших учебных заведений. Выдавались даже сертификаты о прохождении курса обучения секс-искусству. Причем девушки настолько были психологически обработаны, что сами уверовали в искусство массажа, а не оказание платных секс-услуг.

В феврале 2016 года в г. Минске и Минской области подразделениями по противодействию торговле людьми задержаны женщина и ее мать, которые организовали каналы поставки девушек модельной внешности из Беларуси, Украины, России и Казахстана в Турцию для занятия проституцией. Соучастниками трафикинга являются граждане Украины, России и Турции. В настоящий момент установлены трафикеры из Украины. По информации белорусской стороны украинские коллеги начали уголовное производство. Трафикеры из России и Турции пока не установлены. В Турцию были вывезены более 100 девушек, которых белорусские трафикерши контролировали посредством сети Интернет прямо из г. Минска, ни разу не посетив Турцию. Для оказания сексуальных услуг были созданы несколько сайтов. Турецкие клиенты общались с трафикершами посредством мессенджеров «WhatsApp», «Viber» и других, а те, в свою очередь, передавали нужную информацию подконтрольными проституткам. Личные встречи проституток с трафикершами напрямую исключалось. Срок нахождения девушек в Турции контролировался преступницами при помощи турецких соучастников, на которых также были возложены такие функции, как подбор и оплата жилья, мест для оказания интимных услуг, а также штрафные санкции. В установленное время проститутки пересылали белорусским трафикершам заработанные деньги банковскими переводами. Вербовщики из Украины и России получали 500 долларов США за каждую подобранную девушку. У организаторов из Беларуси изъято около 360 000 долларов США (220 000 долларов в ходе обыска в квартирах, 140 000 долларов на счетах в банках). В Беларуси к дочери-трафикерше применена мера пресечения в виде заключения под стражу, к ее матери – подписка о невыезде и надлежащем поведении. Расследование продолжается. По аналогичной преступной схеме действовала еще одна жительница г. Борисова, которая с 2015 по март 2016 года использовала занятие проституцией гражданок Беларуси, России и Украины на территории Турции, Италии и ОАЭ, создав для этих целей тематический Интернет-сайт и осуществляя его администрирование.

В последнее время особый интерес для трафикеров представляет Китай, стремительный рост экономики которого подстегнул развитие и строительство городов, что поспособствовало созданию развлекательной инфраструктуры (ночные клубы, караоке-бары, эскорт-агентства, нелегальные бордели).

В 2014 году в г. Минске задержан гражданин Китая (студент 5-го курса факультета международных отношений БГУ), который завербовал и пытался вывезти в свою страну пять белорусок для занятия проституцией. В 2016 году в Гродненской области задержан гражданин России (москвич), который завербовал и пытался вывезти в г. Гонконг двух белорусок для занятия проституцией. Некоторые руководители белорусских модельных агентств были привлечены к административной ответственности за нарушение правил трудоустройства девушек-моделей из Беларуси в Китае.

В последнее десятилетие в Республике Беларусь встречаются также случаи организации «элитной» проституции, то есть оказания дорогостоящими проститутками эскорт-услуг «с продолжением» VIP-клиентам из числа очень состоятельных бизнесменов и влиятельных зарубежных гостей. Однако эта проблема пока не носит массового характера, представлена единичными фактами (2 уголовных дела в 2013 году) и характерна лишь для столицы. В целом на г. Минск приходится примерно треть всех выявляемых преступлений, связанных с сутенерством Следует отметить и случаи, когда в сексуальную эксплуатацию перерастают факты совершения иных преступлений против личности.

В 2015 году пресечена деятельность преступной группы из числа жителей Пуховичского района, совершавшей с 2009 по 2015 годы похищения девушек, в основном, из числа трассовых проституток на автомагистралях «Минск-Могилев», «Минск-Москва», «Минск-Брест», которые в дальнейшем незаконно удерживались и истязались, а также впоследствии подвергались сексуальной эксплуатации в виде регулярного насилия. Арестованы 9 фигурантов. Установлены не менее 10 пострадавших. Материалы 30-ти уголовных дел по части 2 статьи 182, по части 2 статьи 166, по части 2 статьи 167 УК Республики Беларусь направлены в суд.

С 2002 г. правоохранительные органы Беларуси ликвидировали 22 преступные организации (из них 21 транснациональную) и 85 организованных групп.

За торговлю людьми и связанные с ней преступления осуждены 3 185 человек, в том числе 1 604 – к лишению свободы.
В целом предпринятые в Беларуси меры позволили существенно снизить масштабы торговли людьми как самостоятельного вида преступной деятельности.

Вместе с тем такая категория преступлений, как использование занятия проституцией, по-прежнему остается актуальной, и прежде всего – ввиду высокого спроса на подобные «услуги», который, как известно, порождает предложение.

Сегодня на оперативных учетах подразделений по противодействию торговле людьми состоит 2 059 лиц, занимающихся проституцией, из них 948 – в г. Минске (46%, то есть практически половина от всех проституток по республике).

В прежние годы основное количество лиц, занимающихся проституцией, концентрировалось на автотрассах и улицах городов (до 70%), около 20% – в гостиничном секторе и 10% – в печатных изданиях и сети Интернет. В настоящее время с развитием современных технологий значительно увеличился удельный вес лиц, предлагающих сексуальные услуги в сети Интернет (более 20% от общего количества).

Круг потребителей услуг проституток достаточно велик, так как включает в себя не только состоятельные слои общества. При относительно небольших гонорарах некоторых проституток они доступны и широким слоям населения. Соответственно цены на оказываемые проститутками услуги имеют весьма широкий диапазон. Так, уличные проститутки в среднем получают около 40-70 долларов США за один час (низший предел 10 долларов, верхний порядка 75-90). Работающие по вызову и с помощью объявлений в среднем оценивают свои услуги около 80-100 долларов за час (общий диапазон от 40 до 300 долларов). «Элитные» проститутки встречу на час оценивают в 150-300 долларов (при поиске клиентов в ночных клубах, выезде на базу отдыха либо эскорте с интимом, что рассматривается как услуги на всю ночь –
400-1000 долларов).
В 2016 году к административной ответственности за занятие проституцией привлечено 1 420 лиц. Наибольшее количество в г. Минске – 619 правонарушителей, что вызвано самой высокой концентрацией указанного контингента, а также в Гомельской (248), Витебской (159) и Минской (152) областях.

Активно внедряется практика наложения взыскания в виде административного ареста, которое в целом по республике в 2016 году применялось в каждом 3-м случае (429 фактов). Внедрение данной практики вызвано тем, что лишь 5-10% задержанных за занятие проституцией лиц своевременно уплачивают наложенные штрафы.

Необходимо отметить, что анализ ситуации, связанной с занятием проституцией, свидетельствует о развитии «студенческой проституции». Только в г. Минске до 15% проституток – студентки высших учебных заведений.

В целом, проводимые оперативно-профилактические мероприятия позволяют минимизировать масштабы распространенности проституции в нашей стране.

На сегодня Министерство внутренних дел в состоянии контролировать и адекватно влиять на криминогенную обстановку в рассматриваемых сферах. Благодаря наработанной практике наблюдается заметный рост уровня выявления преступлений.

Так, в 2016 году выявлено 1 374 преступления по всем направлениям деятельности, что в 1,6 раза больше, чем в 2015 году. При этом рост выявленных тяжких и особо тяжких преступлений – в 1,7 раза (352).

Всего с 2002 года осуждено около 3 185 трафикеров, сутенеров, педофилов и порнодельцов (из них 1 604 – к лишению свободы), ликвидированы 22 преступные организации и 85 организованных групп, совершавших преступления, связанные с торговлей людьми.

Вместе с тем нельзя не упомянуть и недавно взвинченную средствами массовой информации тему «массового» трудового рабства белорусских граждан в России. С сожалением приходится констатировать, что, как правило, подобный ажиотаж искусственно подогревался отдельными общественными объединениями и не имел ничего общего с реальной обстановкой. В своем «анализе» авторы подобных тезисов безосновательно смешивают преступления с административными правонарушениями, ввиду чего проблема торговли людьми искусственно раздувается до огромных масштабов.

Все проведенные Министерством внутренних дел проверки показали, что обсуждаемых случаях в действительности имели место не факты торговли людьми, а факты незаконного трудоустройства граждан за границей, влекущего административную ответственность. Если же были бы установлены признаки эксплуатации, то организаторы нелегального трудоустройства понесли не административную, а уголовную ответственность.

Сегодня в Республике Беларусь легальной деятельностью по трудоустройству граждан за границей занимаются 116 субъекта хозяйствования. За незаконное трудоустройство граждан за границей к административной ответственности в 2016 году привлечены 227 лиц.

В связи с известной степенью риска вовлечения задействованных лиц в трафикинг не остается без внимания правоохранительных органов и деятельность модельных агентств.

Интересен тот факт, что на начало 2005 года в Беларуси действовали 18 модельных агентств, 13 из которых были вовлечены в торговлю людьми (резонансное дело о модельном бизнесе, когда трафикеры продали за рубеж 587 девушек, из них 156 несовершеннолетних).

С 1 июля 2005 года деятельность модельных агентств была взята под обоснованно жесткий контроль государства и подлежала лицензированию до 1 января 2011 года (рассматривалась как образовательная деятельность и лицензировалась Министерством образования). С 2005 по 2011 годы только 3 агентства выдержали предъявляемые законодательством требования. В 2011 году лицензирование деятельности модельных агентств было отменено, что поспособствовало открытию большого количества новых субъектов модельного бизнеса.

По состоянию на окончание 2016 года в Беларуси действовали 33 модельных агентства и их филиала, 7 из которых имеют лицензию на трудоустройство граждан за границей.

В настоящее время случаев причастности субъектов модельного бизнеса к торговле людьми и связанным с ней преступлениям не выявляется. Попытки отдельных лиц организовать незаконное проведение кастингов под видом модельных агентств своевременно пресекаются.

Несмотря на успехи правоохранительных органов в сфере противодействия торговле людьми и связанным с ней преступлениям, очевидно, что одних лишь таких усилий недостаточно. Для эффективного противодействия «современному рабству» необходимо вовлечение в борьбу с ним всех заинтересованных субъектов и граждан.


Главное управление по нарконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции
Министерства внутренних дел Республики Беларусь

Телефон доверия
#моямилиция