История

После гражданской войны и формирования на территории Беларуси штатного аппарата рабоче-крестьянской милиции ей отводилась немаловажная роль в охране «экономического достояния республики», что закреплено соответствующими положениями.

Так, приказом № 20 Главного управления рабоче-крестьянской милиции Социалистической Советской Республики Беларусь (С.С.Р.Б.) от 30 ноября 1920 г. объявлялись положение и структура республиканской милиции. Одним из ее отделов являлся отдел промышленной милиции, ведавший «охраною всего национализированного имущества С.С.Р.Б., кроме железнодорожных путей и сооружений водного транспорта». Это первая штатная служба в структуре рабоче-крестьянской милиции Беларуси, которая послужила прообразом отдела БХСС.

10 июля 1934 г. в соответствии с постановлением ЦИК СССР образован общесоюзный Народный комиссариат внутренних дел СССР, компетенция которого охватывала государственную безопасность, общественный порядок, пожарную, пограничную и внутреннюю охрану, запись актов гражданского состояния, а также управление исправительно-трудовыми лагерями и трудовыми поселениями. В числе четырех приоритетных задач, которые возлагались на НКВД СССР согласно п.2 постановления об его образовании, значилась охрана общественной (социалистической) собственности.

16 марта 1937 г. приказом НКВД СССР № 00118 в составе Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД образован отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (ОБХСС). На новую службу возлагалась борьба с хищениями социалистической собственности и спекуляцией в системах госторговли, потребительской и инвалидной кооперации, заготовительных организаций, сберкасс, а также борьба с фальшивомонетничеством и оперативное руководство комендантами заготовительных пунктов системы «Заготзерно».

До образования службы БХСС борьба с экономическими преступлениями в наиболее концентрированном виде сосредотачивалась в трех разных отделах НКВД – секретно-политическом (СПО) и экономическом (ЭКО) управления государственной безопасности (УГБ) и уголовного розыска УРКМ. В аппаратах уголовного розыска в центре и на местах действовали отделения по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией, объем работы которых был ограничен. Наиболее сложные или «резонансные» преступления вели вышеназванные отделы УГБ.

Первым начальником ОБХСС УРКМ НКВД БССР был В.Я.Тимофеев (назначен на должность 7 июля 1937 г.). Трагическая судьба выпала на долю В.Я.Тимофеева, который руководил службой БХСС всего 16 дней, а потом последовали арест и обвинение в шпионаже в пользу Польши. Выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР 1 июля 1938 г. на основании ст.ст. 68 и 70 УК Уголовный кодекс БССР он приговорен к высшей мере наказания. Приговор приведен в исполнение 16 сентября 1938 г. в г.Минске.

23 января 1993 г. Президиумом Верховного суда Республики Беларусь первый начальник ОБХСС белорусской милиции был реабилитирован.

Единицы сохранившихся архивных документов позволили восстановить лишь примерную структуру отдела БХСС НКВД БССР и распределения функций между его отделениями в предвоенное время. Так, согласно утвержденному 27 декабря 1940 г. списку личного состава НКВД БССР на военное время отдел БХСС состоял из 4 отделений и следственной группы. Первое отделение занималось борьбой со спекуляцией, второе – с хищениями в госторговле и потребкооперации, третье – в местной и легкой промышленности, инвалидной кооперации, снабженческих и сбытовых организациях, четвертое – с хищениями в сельском хозяйстве, заготовительных организациях и борьбой с фальшивомонетчиками.

Во время Великой отечественной войны служба БХСС активно участвовала в организации снабжения фронта и оборонной промышленности, нормальной деятельности отраслей народного хозяйства, в тесном взаимодействии с общественностью вела напряженную борьбу с хищениями продовольственных карточек, осуществляла контроль за правильностью их учета и выдачи, пресекала спекуляцию ими. Сотрудники БХСС помогали организованной эвакуации населения, промышленных предприятий, колхозного имущества, а также принимали непосредственное участие в боевых операциях против немецко-фашистских захватчиков.

Следует отметить, что все послевоенные начальники отдела БХСС МВД БССР (руководившие службой до 1975 года) воевали на фронтах Великой Отечественной войны, в партизанских формированиях и соединениях или обеспечивали общественный порядок в тылу.

На основании Закона СССР от 15 марта 1946 г. НКВД СССР стал называться МВД СССР. Аналогичные преобразования произошли и в союзных республиках.

Важнейшим органом МВД БССР являлось управление милиции (в состав УМ входил и отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией), которым определялись основные направления, формы, методы и средства борьбы с преступностью. Оно осуществляло общее руководство деятельностью всех служб милиции республики, контролировало работу периферийных органов, разрабатывало уставы, положения, приказы и инструкции по вопросам работы, руководило служебной подготовкой сотрудников. В первые послевоенные годы одним из наиважнейших направлений работы милиции являлась охрана государственной собственности.

Приказом МВД БССР от 2 июня 1947 г. № 00130 в составе ОБХСС управления милиции МВД образовано два новых отделения по руководству периферийными органами милиции по линиям борьбы с хищениями государственного и общественного имущества. Первое отделение (условно названное восточным) занималось отделениями БХСС УМВД БССР Витебской, Гомельской, Могилевской, Бобруйской, Полесской, Полоцкой, Минской областей и города Минска. Второе отделение (западное) руководило деятельностью аппаратов БХСС УМВД Пинской, Брестской, Гродненской, Барановичской и Молодеченской областей.

На созданное ранее третье отделение возлагалась организация борьбы со спекуляцией, фальшивомонетничеством, хищениями социалистической собственности в промышленности, сельском хозяйстве, на базах «Заготзерно», на пятое – ведение следственных дел по фактам хищений. Каждый сотрудник отделения имел строго определенные служебные обязанности, в соответствии с территориальным принципом осуществлял контроль за деятельностью аппаратов БХСС в городах и районах по всем линиям борьбы с хищениями социалистической собственности, нес персональную ответственность за состояние работы служб БХСС своего региона.

В отделе БХСС УМ МВД БССР имелись и другие службы, учетная группа занималась сбором и анализом фактов хищений государственного и общественного имущества, а в справочном учете сосредотачивались данные о деятельности всех аппаратов БХСС, включая районные отделы и отделения внутренних дел.

Однако, как показала практика, выделение двух периферийных отделений в отделе БХСС «не способствовало усилению работы по борьбе с хищениями и спекуляцией». И уже в январе 1948 года утверждается новая структура отдела БХСС УМ МВД БССР. Вместо существующих отделений было создано пять новых, которые осуществляли работу по отраслевому принципу. В частности:

1-ое отделение – организация и проведение борьбы с хищениями и растратами в системе торговых организаций и потребкооперации, борьба со спекуляцией, самогонокурением, фальшивомонетчиками и валютчиками;

2-ое – борьба с хищениями и растратами в системах Министерства заготовок («Заготзерно», «Заготсмот», «Белплодоовощ» и др.), Министерстве сельского хозяйства (колхозы, совхозы, МТС), лесоразрабатывающие и лесоторговые организации;

3-е – объекты пищевой, мясомолочной, вкусовой и легкой промышленности;

4-ое – все остальные промышленные объекты, строительные организации, финансовые учреждения, промкооперация и другие организации и ведомства;

5-ое – осуществляло следствие по уголовным делам.

Шестой структурной единицей ОБХСС являлась учетно-контрольная группа.

Осуществленные в 1948 году изменения в организации работы аппаратов БХСС, которые стали строиться по линейно-отраслевому принципу, были первой значительной перестройкой службы.

В последующие десятилетия дальнейшее развитие получила деятельность по охране государственной и общественной собственности. Повышенное внимание к данному участку работы было обусловлено темпами экономического и социального развития республики. Так, если в 1970 году валовый продукт составлял 23 млрд руб., то в 1980 году – 44 млрд, в 1985 году – 58 млрд. Однако противоречивые тенденции в экономике способствовали проявлению в народном хозяйстве республики различных негативных явлений.

В 1972 году выходит постановление Бюро ЦК КПБ о недостатках в деятельности аппаратов БХСС республики. Подчеркивалось, что борьбе с хищениями не были присущи оперативность и наступательность, отмечалось много недостатков в деятельности службы БХСС по борьбе с хищениями, особенно замаскированными, взяточничеством, спекуляцией и другими преступлениями, а также в профилактической работе.

В последующем аппараты БХСС активизировали борьбу с замаскированными хищениями. Создавались группы экономического анализа, которые изучали финансово-хозяйственную деятельность предприятий и организаций для выявления причин и условий, способствовавших хищению и разбазариванию народного достояния. Такое подразделение было создано в 1974 году в ОБХСС УВД Брестского облисполкома. В 1977 году в ОБХСС УВД Мингорисполкома создается группа оперативно-экономического анализа.

В марте 1971 года коллегия МВД, проанализировав работу минской милиции, отметила серьезные упущения. Было принято решение об укреплении квалифицированными кадрами как отдела БХСС г.Минска, так районных подразделений города. К началу 80-х годов такая работа проведена по всей республике.

В 1986-1991 гг. деятельность милиции по противодействию экономической преступности приобрела небывалую остроту. Процесс перехода к рынку привел к тому, что экономика оказалась в кризисе, нарушались договорные связи между предприятиями и поставщиками, ослабла трудовая и общественная дисциплина. Отсутствие должного правового регулирования новых экономических отношений в финансово-кредитной и налоговой системах, сферах внешнеэкономической деятельности и торговли, на валютном рынке, а также в ходе разгосударствления и приватизации способствовали росту хищений и спекуляций. В этот период деятельность службы была направлена на профилактику преступлений в новых экономических структурах – малых и совместных предприятиях, фондах, концернах и ассоциациях.

В начале 90-х годов, когда остро встал вопрос о создании правового фундамента суверенного Белорусского государства, высокие требования были предъявлены к органам милиции, к их деятельности по обеспечению правопорядка. Одним из существенных шагов явилось принятие Закона БССР «О милиции», в котором сформулированы основные задачи милиции, ее структура, правовое положение, гарантии социальной защиты сотрудников.

5 июня 1991 г. издан приказ МВД № 64 «О мерах по выполнению постановления Совета Министров БССР от 30 мая 1991 г. № 214», которым устанавливалась трехзвенная система управления милицией в Беларуси: аппарат МВД – подразделения УВД облисполкомов и ГУВД Мингорисполкома – ОВД Органы внутренних дел исполкомов городских, районных Советов депутатов.

В структуре центрального аппарата МВД образовалось Главное управление криминальной милиции, в состав которого вошло управление БХСС, которое 25 июня 1991 г. переименовано в управление по борьбе с экономической преступностью (в настоящее время – управление по борьбе с экономическими преступлениями).

Фактически с начала 90-х годов для службы БЭП начался качественно новый период деятельности, который характеризуется выявлением принципиально новых преступлений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности. На смену ветеранам пришла молодежь – не менее талантливая и ответственная, способная мыслить и принимать решения, добиваться успеха.

Это подтверждается результатами работы по выявлению преступлений в сфере экономики и финансов. В первой половине 90-х годов направленность усилий службы определялась объективными условиями. От нее требовалось повышать свою эффективность по всем направлениям, традиционно поручавшимся службе БХСС-БЭП. Как следствие, если в 1992-м году выявлено 11504 экономических преступлений, то в 1993-м – 14400, в 1994-м – 17884 преступлений. Активность такой работы достигла своего пика в 1995-1997-м годах, когда количество выявленных в экономике преступлений превысило 20 тысяч (в 1996-м – 22283). Показательным является то, что за указанный период штатная численность службы БЭП сократилась на 6%.

Именно в этот период значительное внимание стало уделяться проблемам коррупции, хищениям, совершаемым должностными лицами, а также связанными с ними негативными тенденциями в конкретных отраслях и сферах деятельности, а также на предприятиях и в учреждениях. Как следствие, постепенно подразделения БЭП переориентировались на выявление так называемых «социально значимых», «резонансных» преступлений, а также преступлений, причиняющих значительный материальный ущерб, т.е. тяжких и особо тяжких, особенно в финансово-кредитной системе, топливно-энергетическом и агропромышленном комплексах, сферах предпринимательства, обращения подакцизных товаров и иностранной валюты.

В настоящее время приоритетными задачами для службы БЭП МВД Республики Беларусь стали:

  • организация оперативного сопровождения целевого и рационального использования государственных средств, в том числе при осуществлении государственных закупок;
  • предупреждение, выявление и пресечение преступлений, совершаемых должностными лицами субъектов хозяйствования с государственной долей собственности;
  • возмещение ущерба, причиненного преступлениями, путем выявления имущества, на которое может быть наложен арест.

В отличие от сотрудников уголовного розыска опера БЭП зачастую работают не от факта очевидного преступления, а от конкретных должностных лиц, представляющих оперативный интерес, в результате чего выявляют совершаемые ими экономические и коррупционные преступления. И чем выше должностное положение коррумпированного чиновника, чем значительнее суммы похищаемых государственных средств, тем сильнее сотрудники БЭП испытывают давление и противодействие в изобличении виновных лиц.

Противоборствующая сторона, это, как правило, высокообразованные люди, занимающие соответствующие управленческие должности, имеющие обширные связи в органах власти и государственного управления, предпринимательской среде, имеющие доступ к распределению государственных финансовых потоков и извлекающие из этого свою личную выгоду в ущерб интересам государства. Поэтому сотрудник, проходящий службу в подразделениях БЭП, это, прежде всего, государственник, ставший опером по призванию, с целевыми нравственными установками, имеющий внутренний стержень, постоянно занимающийся саморазвитием и повышающий свой образовательный уровень. Для него присущи высокая эрудированность, коммуникабельность, аналитический склад ума, бескорыстие, служение долгу, честность и твердость убеждений.

Исходя из этих личностных и деловых качеств, а также принимаемых управленческих решений по повышению эффективности организации службы, складываются и соответствующие результаты, нацеленные на сохранение и приумножение собственности, активов, товарно-материальных ценностей, финансовых средств, прежде всего, в государственном секторе экономики и защиту интересов граждан.

Важно не только выявить многомиллиардные аферы в банковской сфере, на рынке долевого строительства или рядовое хищение стройматериалов при ремонте конкретного детского садика, но и предупредить возможность совершения таких преступлений, а если оно уже совершено принять меры по максимальному возмещению причиненного им вреда. Благодаря кропотливой оперативно-розыскной деятельности сотрудников БЭП и следственных действий следователей сегодня удается возмещать этот вред на 61%, а это многие десятки миллиардов рублей.

Сотни взяточников, иных лиц, осужденных за должностные преступления, совершивших хищения путем злоупотребления служебными полномочиями, присвоения и растраты, фальшивомонетчиков и т.д. отрабатывают гражданские иски по уголовным делам в условиях исправительно-трудовых учреждений, немало среди них высокопоставленных чиновников, путавших свой личный карман с государственным. И за каждым таким чиновником, за каждым уголовным делом своя история, сюжет которой порой весьма лихо закручен, но ни одна такая история не могла бы родиться без самоотверженного труда оперуполномоченного сотрудника БЭП и его коллег.

Сегодня служба БЭП продолжает стоять на защите экономических интересов государства и своего народа!

Телефон доверия
#моямилиция