СПРАВКА о миграционной обстановке

Общая характеристика
В 2018 г. иностранные граждане и лица без гражданства (далее – иностранцы) осуществили свыше 4,79 млн. въездов в Республику Беларусь и 5,13 млн. выездов. Наибольшее количество раз Государственную границу Республики Беларусь пересекали граждане Украины, России, Литвы, Польши, Латвии и Молдовы.
Основные цели въезда и пребывания иностранцев в Беларуси: гостевые, служебные, туризм, трудовая деятельность, а также транзитный проезд через территорию республики.
В целом по республике на 0,42% уменьшилось количество иностранцев, зарегистрированных в территориальных органах внутренних дел (далее – ОВД Органы внутренних дел) в 2018 году (с 117 101 до 116 614).
Увеличилось на 1,42% количество иностранцев, обратившихся в ОВД Органы внутренних дел за разрешениями на временное проживание (с 58 780 до 59 615).
Снизилось на 1,8% количество выданных разрешений на постоянное проживание в республике (с 9 374 до 9 207).
По состоянию на 31.12.2018 на учете в ОВД Органы внутренних дел состояло 49,9 тыс. иностранцев, имеющих разрешение на временное проживание, из них свыше 12 тыс. иностранцев, прибывших к супругу или близкому родственнику, более 19 тыс. – на учебу и 11,5 тыс. – по служебным делам (аналогичный период прошлого года (далее – АППГ) – 47,1 тыс.), а также 173,3 тыс. иностранцев, имеющих разрешения на постоянное проживание (АППГ – 174,8 тыс.).
Наибольшее количество иностранцев проживает в столице Беларуси (г.Минск) 50,1 тыс., в Минской области 35,9 тыс., в Гомельской области 32,9 тыс., в Витебской области 30,7 тыс., в Брестской области 29,2 тыс., в Гродненской и Могилевской областях 23,2 тыс. и 22,1 тыс. иностранцев соответственно.
Криминогенная обстановка в стране, связанная с пребыванием иностранцев, существенных изменений по сравнению с предыдущими годами не претерпела и за 2018 год характеризуется следующими элементами:
снижением на 7,5% количества преступлений, совершенных иностранцами, предварительное расследование которых окончено в текущем году.
При этом в отчетном периоде зарегистрировано 1 583 преступления (АППГ – 1 712), совершенных иностранцами, что составляет 1,8% от общего количества преступлений, зарегистрированных в республике в 2018 году (всего на территории республики в отчетном периоде зарегистрировано 83 813 преступлений);
уменьшением на 5,4% количества иностранцев, совершивших преступления, предварительное расследование по которым окончено (с 1 183 до 1 119);
увеличением на 7,6% количества административных правонарушений (с 218 337 до 234 998). При этом отмечается рост на 9,3% совершенных иностранцами правонарушений против безопасности движения и эксплуатации транспорта (с 192 410 до 210 240);
снижением на 11,4% количества административных правонарушений, связанных с нарушением миграционного законодательства (с 41 049 до 36 369).
Не смотря на определенную интенсификацию миграционных потоков миграционная ситуация в Республике Беларусь остается стабильной, контролируемой, управляемой и не оказывает влияния на общественную безопасность, социально-политическую и криминогенную обстановку в стране.


Характеристика миграционных потоков


Внешняя трудовая миграция
Республика Беларусь по-прежнему сохраняет привлекательность для трудовых мигрантов, несмотря на некоторое снижение числа иностранцев, прибывающих для осуществления трудовой деятельности в стране.
Снижение общего количества иностранных граждан связано, в первую очередь, с уменьшением потока прибывающих в страну трудовых мигрантов из Украины.
В 2018 году ОВД Органы внутренних дел Республики Беларусь выдано (продлено) 12 439 специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (АППГ – 13 899), в т.ч. в г. Минске – 5 972, Брестская область – 946, Витебская – 431, Гомельская – 691, Гродненская – 1 968, Минская – 2 143, Могилевская – 283.
Основное количество въехавших в Беларусь на работу иностранцев составили граждане Украины (4 060), Китая (2 789), Узбекистана (1 223). Подавляющее большинство трудящихся-иммигрантов прибыло по рабочим специальностям (4 033). В качестве квалифицированных работников и специалистов въехало 3 831 человек, 518 иностранцев прибыло в качестве работников, занятых в сельском хозяйстве, 1 477 – в сфере обслуживания и торговли, а также 1 301 – на должности руководителей.
В результате мероприятий, направленных на выявление нарушений порядка занятия трудовой деятельностью иностранцами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также пресечение незаконной деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Республики Беларусь на безлицензионной основе, в 2018 году привлечено к административной ответственности 522 иностранца (повторно – 68) и 168 должностных лиц нанимателей Республики Беларусь (повторно – 27), нарушивших вышеуказанный порядок.
За нарушение требований, предъявляемых к осуществлению деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, в отчетный период сотрудниками ОВД Органы внутренних дел привлечено к административной ответственности 126 лиц.

Вынужденная миграция
В Республике Беларусь создана национальная система предоставления убежища, основанная на международной признанной концепции убежища. В частности, определены государственные органы, осуществляющие управление в области вынужденной миграции, разработана и принята необходимая законодательная база, соответствующая современным тенденциям развития международной правовой защиты лиц, ищущих убежище, создана необходимая инфраструктура для приема вынужденных мигрантов.
Всем иностранцам, прибывающим на территорию нашей страны и имеющим опасения, связанные с возвращением в государство гражданской принадлежности или прежнего обычного места жительства, гарантирован доступ на территорию страны и процедуре предоставления статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь.
За период действия законодательства о вынужденной миграции в Республике Беларусь (с 1997 года) около 8 тысяч иностранцев из шестидесяти стран мира обратились в компетентные органы с ходатайствами о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь (далее – ходатайство о защите).
В 2018 году количество иностранцев, обратившихся в уполномоченные органы с ходатайствами о защите, составило 895 чел. (2017 – 752 чел.). Поток вынужденных мигрантов остался на высоком уровне, в сравнении с предыдущим годом количество иностранцев, обратившихся с ходатайствами о защите, увеличилось на 19%.
С ходатайствами о предоставлении защиты в Республике Беларусь обратились выходцы из 28 государств. Структура стран, откуда в нашу страну прибывали вынужденные мигранты, в сравнении с предыдущим годом, в основном, не изменилась. В 2018 году заявители из Украины составили 761 чел. или 85,0% от общего числа ходатайствующих о защите (2017 – 628 чел. или 83,5%) и являются, как и в предыдущие годы, самой многочисленной группой вынужденных мигрантов. Ходатайствующие о защите из Афганистана составили 35 чел. или 3,9% от общего числа ходатайствующих о защите (2017 – 8 чел. или 1,1%), Сирии – 19 чел. или 2,1% (2017 – 11 чел. или 1,5%), Ирака – 13 чел. или 1,5% (2017 – 17 чел. или 2,3%). Кроме того, в прошедшем году в Беларусь прибыли вынужденные мигранты из России – 9 чел. или 1,0% от общего числа ходатайствующих о защите, Кубы и Турции – по 7 чел. или по 0,8%, Бангладеш, Йемена и Узбекистана – по 5 чел. или по 0,6% и ряда других государств.
Количество заявителей из государств дальнего зарубежья возросло в сравнении с 2017 годом. С ходатайствами о защите обратились 111 выходцев из государств дальнего зарубежья (2017 – 90 чел.). При этом увеличилось количество ходатайств о предоставлении защиты, поданных гражданами Афганистана (+27), Сирии (+8), Турции (+5) и Индии (+3).
В 2018 году ОВД Органы внутренних дел приняты решения в отношении 988 иностранцев, ходатайствующих о защите (2017 – в отношении 696 чел.).
В отчетном периоде доля иностранцев, которым предоставлена одна из форм защиты, предусмотренная законодательством Республики Беларусь, составила 86,7% от общего числа решений, принятых по ходатайствам о защите за истекший период (2017 – 80,2%). При этом доля иностранцев, получивших статус беженца – 0,9%, получивших дополнительную защиту – 85,8% (2017 – 0,7% – иностранцы, получившие статус беженца, 79,5% – получившие дополнительную защиту). Значительный процент положительных решений по ходатайствам о защите обусловлен тем, что в отчетный период большую часть ходатайствующих составляют иностранцы, прибывшие из регионов, охваченных вооруженными конфликтами (Донецкая и Луганская области Украины, Сирия, Йемен и Афганистан).
С учетом нестабильной обстановки в ряде государств, из которых в Беларусь прибывают вынужденные мигранты, предполагается, что количество лиц, ищущих убежище в Республике Беларусь, в предстоящем периоде не уменьшится.

Незаконная миграция
Результаты мероприятий по осуществлению миграционного контроля в стране свидетельствуют, что территория Республики Беларусь по-прежнему используется незаконными мигрантами в качестве транзитного коридора в государства ЕС.
В 2017 году ОВД Органы внутренних дел выявлено 12 организованных групп незаконных мигрантов общей численностью 56 человек. В прошедшем 2018 году задержано 18 таких групп общей численностью 53 человека.
Наибольшее количество незаконных транзитеров в страны Европейского Союза с 2014 г. по 2018 г. составляют граждане Афганистана, Вьетнама, Египта, Индии, Иордании, Ирака, Ирана, Ливана, Марокко, Сирии.
Раскрыто 284 преступления (АППГ – 298), связанных с нарушением иностранцами срока запрета въезда в Республику Беларусь, 40 – с организацией незаконной миграции (АППГ – 38), и 11 – с незаконным пересечением Государственной границы Республики Беларусь (АППГ – 22), по которым предварительное расследование окончено в 2018 году.
В целях обеспечения миграционной безопасности и эффективного миграционного контроля в Республике Беларусь совместно с заинтересованными органами государственного управления реализован ряд мероприятий правового и практического характера:
1. В Совет Министров Республики Беларусь в 2018 году внесен проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в Закон Республики Беларусь о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь». Целью подготовки проекта является совершенствование норм Закона с учетом практики его применения, приведение Закона и иных актов законодательства в сфере правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствие с социально-экономическими потребностями общества. Законопроект также предусматривает дополнительные механизмы миграционного контроля, оптимизацию мер принуждения, применяемых к иностранцам – нарушителям миграционного законодательства;
2. Ежегодное проведение в формате Организации Договора о коллективной безопасности постоянно действующего оперативно-профилактического мероприятия по противодействию незаконной миграции под условным наименованием «Нелегал»;
3. Реализация широкого спектра мер принуждения к нарушителям белорусского законодательства в рамках повседневной служебной деятельности ОВД Органы внутренних дел – от отказа во въезде, сокращении сроков пребывания до высылки (депортации) из Республики Беларусь и привлечения к уголовной ответственности за нарушение срока запрета въезда или незаконное пересечение Государственной границы.
3.1. В 2018 году в связи с неоднократным нарушением законодательства в отношении более чем 8 тыс. иностранцев приняты решения о сокращении сроков пребывания, аннулировании разрешений на временное и постоянное проживание в Республике Беларусь;
3.2. За определенные нарушения законодательства Республики Беларусь иностранцы депортируются и высылаются из республики (2 839 иностранцев);
3.3. По материалам органов внутренних дел и ходатайствам государственных органов иностранцы включаются в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен (более 8,6 тыс. иностранцев);
3.4. При наличии оснований с иностранцами, имеющими разрешения на временное и постоянное проживание в Республике Беларусь, проводится работа в рамках законодательства о профилактике правонарушений.
4. В целях усиления контроля за миграцией граждан государств с повышенной экстремистской и террористической активностью в страны Европейского союза через территорию Республики Беларусь, а также недопущения совершения террористических актов в Республике Беларусь МВД разработаны и реализуются соответствующие профилактические мероприятия.